Роль игры в развитии познавательных интересов младших школьников (формирующий эксперимент)
Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях функционирования Бурбаш — Сардыганской начальной школы — детский сад. В ходе эксперимента мы проверяли эффективность информационных технологий для развития математических представлений ученика Эксперимент проходил в рамках разработанной нами программы, с учетом выделенных в гипотезе педагогических условий. А сравнение результатов… Читать ещё >
Роль игры в развитии познавательных интересов младших школьников (формирующий эксперимент) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирующий этап эксперимента проходил в естественных условиях функционирования Бурбаш — Сардыганской начальной школы — детский сад. В ходе эксперимента мы проверяли эффективность информационных технологий для развития математических представлений ученика Эксперимент проходил в рамках разработанной нами программы, с учетом выделенных в гипотезе педагогических условий. А сравнение результатов эксперимента проводилось на основе результатов нулевого и промежуточного срезов. Эффективность экспериментального исследования мы определили в соответствии с динамикой развития математических представлений учеников.
На основании констатирующего эксперимента результатов, нами была выстроена программа действий по обогащению знаний учеников и формированию у них представлений об окружающей среде.
Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя править эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих учеников на прогулки, экскурсии Содержанием проводимых с учениками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т. д. Конспект проведения экскурсии представлен в приложении № 5.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности школьников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. (Приложение № 4).
В процессе работы над исследованием, на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке. В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, игра — это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
В результате проведенного эксперимента нами были решены и сделаны следующие результаты:
- 1. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей уровень развития по окружающему миру представлений средний. Это говорит о том, что необходимо параллельно с традиционными уроками в качестве дополнения развивать детей и с помощью информационных технологий.
- 2. Результаты формирующего этапа эксперимента показали, что развитие
математических представлений посредством протекали при реализации следующих педагогических условий:
- — учёт интересов детей;
- — учёт возраста и индивидуальных особенностей детей;
- — учет интеллектуального развития детей;
- — использовать различные формы и методы работы.
- 3. В качестве показателей знаний по математике у детей, нами выделена серия занятий с игровыми технологиями
- 4. Наиболее эффективными методами обучения, на наш взгляд, являются метод комплексной организации урока, объяснение и показ, игровые методы и другие.
Таким образом, можно сказать, что информационные технологии и игровые технологии на уроках — оптимальное средство развития математических представлений у младших школьников.