Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Работа над нравственными понятиями на уроках русского языка

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как уместны ко всему сказанному слова Л. Н. Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает… Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или… Читать ещё >

Работа над нравственными понятиями на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную культуру. Духовность, конечно, востребована и в нашей современности.

Нравственные и эстетические нормы имеют социальное происхождение. Они формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре, в произведениях искусства, литературы. Глобальными задачами нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех его формах) являются: духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства, приобщение к культуре своего народа и народов мира.

На понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль, основывается воспитание нравственных качеств личности. Ценности эти — доброта, честь, свобода, ответственность, совесть, стыд, демократизм, достоинство, любовь, экологическая культура, вера, воля, добродетель.

Одной из важнейших задач современного общества является нравственное воспитание личности. Если говорить о нравственной культуре личности, то стоит иметь в виду культуру чувств, культуру поведения, общения, этикет. Современным обществом перед педагогами и родителями ставится задача воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством материальной и духовной культуры.

Становление личности ребёнка является процессом сложным, многофакторным. Формируются качества личности, её направленность, способы общения, мотивы поведения; в борьбе мотивов формируется нравственный выбор, определяется уровень нравственного сознания и самосознания. Воспитание личности — это не только воспитание способов и привычек поведения, соответствующего нравственным нормам. У ребёнка должны воспитываться сознательное отношение к нормам и правилам морали, их понимание — от этого зависит самостоятельность ребёнка в нравственном выборе, в оценке поступка или качества личности, в способах разрешения конфликтных ситуаций. Осознанность нравственного выбора обеспечивает становление умения противостоять негативным воздействиям, т. е. фактически формирует нравственную устойчивость личности.

Поэтому перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, который способен самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблемой нашего исследования является создание организация работы над нравственными понятиями для духовно нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а также определение места духовно-нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Объект исследования — нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования — развитие духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе учебной деятельности.

Цель исследования: изучение возможностей духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю развития нравственного воспитания личности на уроках русского языка;

2. Охарактеризовать проблему нравственного воспитания на уроках русского языка;

3. Подобрать методы исследования нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста;

3. Провести исследование духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника;

4. Разработать урок воспитание нравственности младших школьников.

Методы исследования:

— изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— наблюдение за деятельностью школьников; беседа, анкетирование;

— опытно-экспериментальная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания личности на уроках русского языка

1.1 История развития нравственного воспитания личности на уроках русского языка

Современное положение общества характеризуется не только мировым кризисом, но и кризисом духовным. Ученые, философы, социологи, педагоги уже на протяжении не одного десятилетия бьют тревогу по поводу нравственной деградации нации: грубость, цинизм, алкоголизм, наркомания, проституция широко распространились по всей России.

В современной России осознается падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Что же такое нравственность? Нравственная ценность? Нравственность — это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил [3, с. 32].

Нравственные ценности — это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения [3, с. 37]. Благодаря этим установкам мы стремимся к добру, проявляем любовь к людям, природе, Родине, своему народу. Главная ценность — это личность, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями [1, с. 67]. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. Педагогика занимает особое место среди гуманитарных наук, являясь наукой о воспитании человека. К. Д. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношения, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». «Главную задачу воспитания, — пишет он, — составляет влияние нравственное».

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Цель духовно-нравственного воспитания — научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства. Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания [7, с. 135].

Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Сейчас происходит утрата ценностей. У детей порой нет идеала. А ведь особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью [1, с. 38].

Великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Через школу проходят все люди, в своей совокупности образующие общество, страну, государство. От прочности фундамента зависит прочность будущего здания — это прописная истина. Но что делать, если именно такие прописные истины становятся для нас вечными. Ведь сколько бы мы ни затевали перестроек нашего общего дома, без основательного, прочного фундамента они не имеют смысла. Хороший строитель никогда не экономит на фундаменте.

Главная цель образования в школе — развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников [2, с. 65]. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Уроки русского языка и литературы — это всегда уроки добра, нравственности и красоты.

Русский язык — один из самых развитых и богатых языков мира. На уроках русского языка используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). На уроках используются тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Ученики открыто делятся тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество.

Велика роль уроков и литературы в духовно-нравственном развитии школьников, ведь «Книга — это открытие мира». К. Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении» [8, с. 5]. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что — то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения. Русская литература — основа воспитания, она всегда была гордостью, совестью народа. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения нравственного понимания. Например, сказки, где добро всегда побеждает зло. Былины воспитывают в детях чувство патриотизма. Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен нравственный потенциал. Пословицы — краткая мудрость народа. Они помогают оценить свои поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде, трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика. И, конечно, при воспитании настоящего человека нельзя обойтись без русской классики. Она бесценна. Это литература на все времена.

Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.

Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.

Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Учитель — словесник на уроках литературы помогает ученику, как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. К. Д. Ушинский писал: «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом» [8, с. 65].

Как уместны ко всему сказанному слова Л. Н. Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один — слепой человек — ест, пьет, работает, отдыхает… Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть — это закон добра в душе человека» [4, с. 21].

Итак, нравственность — наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность — воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Процесс формирования духовных ценностей — длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

мораль школьник нравственный личность

1.2 Проблема нравственного воспитания на уроках русского языка

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores — нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства.

Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека".

Нравственность — это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания, это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. Исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать — это и есть духовность.

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.

Таким образом, духовно — нравственное воспитание — это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

" …Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах", — говорил Аристотель.

Пройдет время и другой философ — Гегель — сформулирует эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» [6, с. 26].

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». По его словам, духовность — это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности».

С годами понимание нравственности изменилось. У С. И. Ожегова мы читаем: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [18, с. 453].

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [5, с. 20].

В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.

Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, в коррекционной школе эта задача стоит ещё более остро, решается с учётом детей с задержкой психического развития только с помощью педагогов.

Главное назначение учителя — быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность создается совместным творческим трудом.

Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.

Еще К. Д. Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», — писал он.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К. Д. Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души [6, с. 20]

Задача учителя на уроках — сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы — это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.

Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Литература

в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное — проблема души и духа человека и целого народа.

В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного народного творчества до современной прозы, лирики, драмы. Система нравственно-эстетических и социальных представлений и чувств задается отбором фактического круга чтения и методами работы. Уровень читательских интересов учеников формируется всем кругом их чтения, включающим произведения, которые составляют достояние отечественной литературы.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его духовно-нравственными представлениями и понятиями. Духовно-нравственное воспитание развивает сознание и чувства детей, вырабатывает навыки и привычки правильного поведения. Маленький ребёнок не имеет ещё нравственных представлений. Воспитывают детей школа, семья и общественность.

Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга — это открытие мира».

Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Глава 2. Эмпирическое исследование нравственного развития личности учащихся младшего школьного возраста

2.1 Разработка урока воспитание нравственности младших школьников

Цель урока:

· формирование у учащихся нравственного сознания.

· освоения базовых понятий нравственности (добро, ответственность), понятий нравственного сознания о нормах нравственного поведения;

· формирование потребности употреблять в речи вежливые слова.

Задачи:

1. Образовательные: актуализировать знания учащихся по материалам предыдущих занятий, учить детей слушать собеседника, актуализировать знания учащихся по теме: «Простые правила нравственности», учить детей участвовать в диалоге.

2. Развивающие: развивать аналитическое и логическое мышление, развивать осмысленность, целостность восприятия, развивать монологическую и диалогическую речь, развивать образную и произвольную память, быстроту реакции, сообразительность, самостоятельность суждений.

3. Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, приучать детей к раздумыванию над поступками, к сравнительной оценке поступков, выбору, сочувствию, сопереживанию, чуткости. Воспитывать морально-нравственные, эстетические качества личности.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний Вступительное слово учителя:

— Вспомните (посчитайте) со сколькими людьми вы общаетесь в течение дня. Встречи бывают разные: грустные, весёлые, приятные и неприятные…

Послушайте стихотворение Б. Заходера «Приятная встреча» (читает ученик):

Встретились Бяка и Бука.

Никто не издал ни звука, Никто не подал и знака:

Молчали Бука и Бяка.

И Бука думал со скукой:

«Чего он смотрит букой?»

А Бяка думал:

«Однако, какой ужасный Бяка!»

— Всерьёз или в шутку названо стихотворение «Приятная встреча»?

— Почему?

— Необходимо научиться быть лёгким в общении. Для этого надо узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет в душе человека след на целый день. Жизнь требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех. В течение тысячелетий люди искали такие способы общения при которых всем было бы хорошо и удобно, чтобы никто не чувствовал себя неловко.

— Особенно высоко в общении ценится улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: ноги — чтобы ходить, рот — поглощать пищу, глаза — смотреть. Всё нужно самому, кроме… улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если тебе никто не улыбнётся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет. (учитель добавляет в средства общения слово «улыбка»).

— Давайте подарим немного тепла: улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне. Как стало на душе?

3. Основная часть

— Каждому из нас приятно общаться с вежливыми людьми. А что такое «вежливость»? (ответы детей).

— В словаре даётся следующее определение: «Это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими».

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души…

— Какие «вежливые» слова рождают тепло души? (ответы детей).

— С помощью этих слов мы оказываем внимание, успокаиваем, благодарим.

— Что первым делом делают люди, когда встречаются? (ответы детей).

Как приятно, что при встрече, Мы знакомым и родным:

С добрым утром!

Добрый вечер!

Доброй ночи! — говорим.

— Замечательный знаток русской речи Владимир Иванович Даль собрал немало приветствий, которые бытовали в прошлом:

— Жнецам, заканчивающим жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!»

— «Свежо, тебе!» — здоровались с девушкой, черпающей воду из реки или колодца.

— «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» — говорили людям, которые кушали или пили чай.

— В каждой стране есть свои обычаи, как здороваться с людьми. Сейчас мы совершим с вами небольшое путешествие по разным странам и научимся здороваться как принято у разных народов (учитель вызывает по 2 человека).

— У некоторых индийских племён принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока он не приблизится к вам;

— В Конго во время приветствия протягивают друг другу руки и при этом дуют на них;

— В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга, люди трутся носами;

— Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и высовывают кончик языка;

— Русские, англичане и американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Работа по учебнику «Азбука нравственности», с. 68.

— Зачем быть вежливым?

— Трудно быть вежливым?

Сюрпризный момент: раздаётся стук в дверь. Передают письмо, адресованное детям. Учитель зачитывает письмо, в котором ребят просят принять участие в соревновании на звание Самого Вежливого Ученика. За каждый правильный ответ даётся фишка.

Задания:

— Вспомните и назовите все приветствия, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни.

— Назовите обращения (слова, которыми вы привлекаете внимание собеседника).

— Назовите приглашения.

— Но не всегда можно принять приглашение или выполнить просьбу. Поэтому вежливые, воспитанные люди, чтобы не обидеть человека, извиняются, объясняют причину своего отказа, благодарят за приглашение, но к сожалению не могут им воспользоваться.

Упражнение «Ситуация»

1. Подумайте, как можно вежливо отказать друг другу в предложении сходить в кино.

2. Одноклассник приглашает сыграть в футбол, но мама просит в то же время сходить в магазин.

3. Друг просит на время дать ему лазерную мышку от компьютера, но это вещь папы…

— Молодцы! А теперь задачи не на сложение, а на уважение:

1. Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе один мальчик зовёт меня Иркой!».

" А ты как его зовёшь?" - спросила мама. «А я ему просто кричу: «Эй, ты!»

— Подумайте и скажите, права ли Ира?

2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

— Мальчик допустил ошибки. Какие?

3. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Миша увидел классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Нина Ивановна!»

— Какая допущено ошибка? А может всё в порядке?

— Молодцы! Ещё с одним заданием справились.

— А теперь мы с вами поговорим о доброте.

В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта, Утро доброе у нас.

Добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, Было доброе вчера.

И откуда, — спросишь ты, ;

В доме столько доброты?

— Доброта, отзывчивость, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.

— Мне не хватает доброты. ;

Сказала мама дочке.

Дочь удивилась:

Мёрзнешь ты и в тёплые денёчки?

Ты не поймёшь, ещё мала, ;

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»

И тащит одеяло.

— Нужно ли одеяло? Как отогреть маму? (ответы детей).

— Народная молва гласит, что порою доброе слово исцеляет лучше, чем любое лекарство. И с этим нельзя не согласиться.

Упражнение «Как доставить радость человеку»

— Давайте сейчас доставим радость друг другу: вспомните «добрые» слова или хорошие качества своего соседа и назовите их.

— Молодцы! А теперь подберите, пожалуйста, синонимы к слову «доброта».

— Каким делает человека доброта?

— Доброта всегда связана с заботой. Какого человека можно назвать добрым и одновременно заботливым?

— Существует много пословиц о добре. Сейчас мы проверим, знаете ли вы их. Я начну, а вы продолжите:

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброе слово и железные ворота открывает.

Жизнь дана на добрые дела.

4. Заключительная часть Турнир окончен! По его итогам Теперь мы выберем правителя страны, Он должен справедливым быть И вежливым, и добрым, Чтоб счастливы все были, веселы!

Награждение победителя, коронация.

5. Итог урока Упражнение «Лучи добра»

Дети по очереди обводят свои ладошки так, чтобы пальцы касались нарисованного на доске солнышка, обводят их. Причём обводят чужую ладошку, чтобы она была красивой. Записывают на солнышке, какие ценности будут находиться в этих ладонях, наполненных солнцем (дружба, смех, любовь и т. д.).

Заключительное слово учителя.

Я спешу сказать Вам: «Здравствуйте!»

Чтоб пожелать здоровья доброго, Я спешу сказать Вам: «Благости!»,

Чтоб пожелать Вам счастья нового.

Я спешу сказать Вам: «Радости, удач, успехов и везенья!»

Чтоб пожелать всем в классе Прекраснейшего настроения!

Заключение

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств — тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественноэстетическая, политическая, правовая и т. д.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. — 2005. — № 11. — С. 68−71.

2. Агибалова С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей Молодой ученый. — 2015. — № 2. — С. 468−471.

3. Анилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., «Просвещение», 2009.

4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999; № 4. С.78−80

5. Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1988; 354с.

6. Бабаян А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика — 2005 — № 2 — С. 67−68

7. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. — М.:Просвещение, 1975. — 254с.

8. Дробницкий О. Г Проблемы нравственности. — М.: Просвещение, 1977. — 376 с.

9. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // «Воспитание школьника». — № 2.-2012.

10. Игнатьева Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников // «Воспитание школьника». — № 5. — 2010.

11. Жарковская Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образованиию. — 2003. — № 3. — С. 9−12.

12. Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ // Медиаобразование в школе. — 1999. -№ 3. — С.23- 26.

13. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. — № 6. — С. 3−6.

14. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. — М.: Владос, 2000. — 436 с.

15. Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования: Забота — поддержка — консультирование. -М.: Инноватор, 1996. — Вып.6. — С. 56 — 70.

16. Нравственное воспитание личности школьника / Под ред. Колдунова Я. И. — Калуга, 1969. -126с.

17. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. — М.: Педагогика, 1979. — 461с.

18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М: Просвещение, 1995. — 478 с.

19. Педагогика школы / Под ред.Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1977. — 387 с.

20. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского — М.: Просвещение, 1983 — 384 с.

21. Рябчикова С. Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. — Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.

22. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский. — М: Просвещение, 1980. — 258 с.

23. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя./М.Г. Яновская — М.: Просвещение, 1986. 371 с.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой