Корковая дизартрия
Корковая дизартрия наблюдается при спастической диплегии и гемипаретической форме церебрального паралича. Различие этих форм состоит в том, что при спастической диплегии это двустороннеее поражение, а при гемипаретической форме церебрального паралича — одностороннее. Выделяют 3 формы корковой дизартрии. При первом варианте отмечается поражение нижних отделов центральной извилины. Специфические нарушения при этом варианте дизартрии проявляются в изолированном поражении отдельных мышц артикуляционного аппарата и спастическим парезом речевой мускулатуры, т. е. характеризуется избирательным корковым парезом мышц кончика языка.
Ограничение движения кончика языка вверх выражается в нарушении произношения верхнеязычных звуков: -р-,-рь-,-ш-,-ж-; в тяжелых случаях они отсутствуют либо заменяются щелевыми свистящими звуками; затруднено произношение сонорных звуков — л-,-ль-.
В более легких случаях нарушается темп и плавность этих движений, что проявляется в замедленном произнесении переднеязычных звуков.
При втором варианте корковой дизартрии отмечаются односторонние (обычно доминантного левого полушария) нарушения в нижних отделах постцентральной извилины.
Возникает недостаточность кинестетического артикуляционного праксика: не формируется устойчивость артикуляционных укладов, чаще всего шипящих звуков и аффрикатов. При этом нарушения непостоянны и неоднозначны, что замедляет темп и плавность речи, т.к. дети совершают «поиск» артикуляции в момент речи.
При этом варианте корковой дизартрии отмечается недостаточность лицевого гнозиса: ребенок затрудняется в четкой локализации точечного прикосновения к определенным участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата.
Третий вариант корковой дизартрии. Наблюдается недостаточность динамического кинетического артикуляционного праксиса при одностороннем поражении коры доминантного полушария в нижних отделах премоторной области коры.
При этой форме дизартрии затруднено произношение сложных аффрикатов, которые могут распадаться на свои составные части, наблюдаются замены щелевых звуков на смычные (з —> д), пропуски звуков в стечениях согласных. Речь ребенка замедленная, смазанная.