Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Организационно-педагогические условия обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует ряд негативных факторов в системе общего образования, способных отрицательно влиять на процесс обучения и развития ребёнка, имеющего серьёзные нарушения здоровья, в условиях массовой школы, в том числе а) отсутствие в общеобразовательной школе необходимых организационно-педагогических условий для обучения данной категории детейб) неготовность школы (методически и организационно… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ исследования проблемы обучения детей с ^ ^ нарушениями здоровья
    • 1. 1. Обучение детей с серьезными нарушениями здоровья как проблема ^ ^ ф современного образовательного процесса
    • 1. 2. Характеристики типов образовательных учреждений для детей с ^ нарушениями здоровья
    • 1. 3. Отечественный и зарубежный опыт ППМС сопровождения детей с ^ проблемами в развитии
  • Глава 2. Диагностика основных подходов к организации надомного ^ обучения в системе общего образования
    • 2. 1. Положение детей с серьезными нарушениями здоровья в современной ц образовательной системе (на примере образовательных учреждений 74 Петроградского р-на)
    • 2. 2. Организация сопровождения детей с серьёзными нарушениями ^ здоровья в различных образовательных учреждениях
  • Глава 3. Практическая модель организации образовательного процесса в ^ отношении детей с серьёзными нарушениями здоровья
    • 3. 1. Школа индивидуального обучения
    • 3. 2. Система ППМС сопровождения учащихся школы индивидуального 1ПО 1 Uo обучения
    • 3. 3. Система раннего домашнего сопровождения детей младшего и дошкольного возраста
    • 3. 4. Диагностика влияния образовательного процесса на здоровье ^^ учащихся

Организационно-педагогические условия обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы обучения и воспитания детей с серьёзными нарушениями здоровья в настоящее время являются одними из актуальных в системе общего образования.

Острой медико-социальной проблемой остаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. За последние десять лет отмечается увеличение показателей заболеваемости детей на 42,5%, у подростков — на 64%. Зарегистрировано увеличение заболеваемости по всем классам болезней, формирующим хроническую патологию: по заболеваниям органов дыхания у детей — на 34%, у подростков — на 39,4%- органов пищеварения у детей — на 77,4%, у подростков — на 49,7%), по заболеваниям нервной системы у детей — на 15%), у подростков на -23%. 143].

Эти данные свидетельствуют о социально-экономическом и демографическом неблагополучии, что пережила наша страна за недавний период своей истории.

В общеобразовательных школах в настоящее время существует система надомного обучения детей, по состоянию здоровья не имеющих возможности обучаться в массовой школе. Однако на практике она не решает большинства проблем, возникающих при обучении детей с серьёзными нарушениями здоровья. Общий анализ ситуации, сложившейся в системе общего образования, свидетельствует о недостаточной готовности массовой школы к комплексному решению проблем обучения, диагностики, профилактики и преодоления трудностей в обучении детей с проблемами здоровья. На данный период не решён вопрос оказания комплексной помощи детям раннего и дошкольного возраста, не посещающим по состоянию здоровья детские дошкольные учреждения. В общепедагогической практике появились такие термины, как «больной ребёнок», «аномальный ребёнок», «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», «ребёнок с серьёзными нарушениями здоровья» и т. п. Необходимо отметить, что в педагогической, психолого-педагогической литературе нет чёткого определения понятий здоровье ребёнка", а также понятий «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», «ребёнок с серьёзными нарушениями здоровья» в общепедагогическом аспекте. Анализ научной литературы показал отсутствие современных общепедагогических исследований, касающихся проблем обучения в общеобразовательной школе детей с серьёзными нарушениями здоровья.

Стоит также отметить, что важной чертой современной образовательной стратегии государства, подчёркивающей гуманистические тенденции развития образования, является обеспечение социальных и педагогических гарантий прав всех детей на высокое качество образования. Согласно Концепции модернизации российского образования, дети, имеющие проблемы со здоровьем (инвалиды), должны обеспечиваться государством медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства (и только в исключительных случаях — в специальных школах-интернатах). Достижение этих целей связывается с изменением не только содержания образования, но и с иной его организацией в школе. Однако по данным проведённых исследований в общеобразовательной школе отсутствуют специальные условия для обучения детей с проблемами здоровья, имеющих существенные ограничения для участия в образовательном процессе.

Решение образовательных задач для данной категории детей диктует дополнительную необходимость проектирования особых организационно-педагогических условий, разработку практических подходов в их обучении, связанных с необходимостью использования знаний из смежных с педагогикой других дисциплин: психологии, медицины, социологии, без которых невозможно или затруднено освоение общеобразовательных программ. Актуальным остаётся вопрос, связанный с тем, какими должны быть организационно-педагогические условия для обучения и развития детей, имеющих серьезные нарушения здоровья, в общеобразовательной школе.

Таким образом, проблема данного исследования заключается в необходимости теоретического осмысления сущности организационно-педагогических условий обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья и выявлении ведущих организационно-педагогических условий построения образовательного процесса для данной категории детей.

Необходимость разрешения обозначенной проблемы исследования определяет актуальность темы исследования: «Организационно-педагогические условия обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья».

Целью данного исследования является: выявление организационно-педагогических условий построения образовательного процесса для детей с серьёзными нарушениями здоровья.

Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательной школе и школе индивидуального обучения, субъектом которого являются дети с серьёзными нарушениями здоровья.

Предмет: организационно-педагогические условия построения образовательного процесса в отношении детей с серьёзными нарушениями здоровья.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1. Массовая практика организации образовательного процесса, участниками которого являются дети с серьезными нарушениями здоровья, нуждается в значительном улучшении в силу противоречий между потребностями детей и организационно-педагогическими условиями, которыми располагают образовательные учреждения.

2. Необходимость создания специальных организационно-педагогических условий для детей с серьезными нарушениями здоровья обусловлена теми ограничениями, которые накладывает болезнь на возможности для личностного развития ребенка в образовательном процессе.

3. Улучшение качества образовательного процесса, участниками которого выступают дети с серьезными нарушениями здоровья, является актуальной общепедагогической проблемой, которая может быть решена за счет конструирования специальных организационно-педагогических условий:

— программ индивидуального обучения учащихся;

— системы индивидуального психологопедагогического сопровождения;

— системы раннего домашнего сопровождения семьи и ребёнка;

— специальных программ повышения квалификации для педагогов;

— программ педагогического просвещения и психолого-педагогической помощи родителям детей с нарушениями здоровья.

4. Вводимые организационно-педагогические условия будут эффективны, если обеспечат ребенку:

— максимально возможную включенность в образовательный процесс;

— компенсацию негативного фона, создаваемого ограничениями по состоянию здоровья;

— возможность личностного развития.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

• провести теоретический анализ исследования проблемы обучения детей с нарушениями здоровья;

• рассмотреть различные подходы к обучению детей с нарушениями здоровья, а также типы образовательных учреждений;

• изучить отечественный и зарубежный опыт психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;

• раскрыть условия, при которых возможно обучение детей с серьёзными нарушениями здоровья в общеобразовательной школе и разработать модель организации образовательного процесса в единстве:

— программы индивидуального обучения;

— системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся с серьёзными нарушениями здоровья;

— системы раннего домашнего сопровождения семьи и ребёнка;

— критериев эффективности образовательного процесса для детей с серьезными нарушениями здоровья;

— программы повышения квалификации педагогов и программы педагогического просвещения родителей детей с нарушениями здоровья.

Теоретической базой исследования явились труды, посвященные:

• различным подходам в обучении детей с нарушениями в развитии (Л.С.Выготский, В. П. Кащенко, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, К.Д.Ушинский);

• медицинским, психо-физиологическим и другим аспектам изучения проблем здоровья (Н.М.Амосов, В. М. Бехтерев, А. Н. Голик, В. И. Захаров, Л. Г. Матрос, Г. С. Никифоров, И. П. Павлов, В. П. Петленко, Б. Д. Петров, Н. И. Пирогов, И.М.Сеченов);

• проблемам психолого-педагогической помощи, теории социального благополучия, теории депривации, послуживших основанием для разработки концепции субъектного сопровождения развития (Т.В.Анохина, Л. Н. Бережнова, М. В. Битянова, З. И. Васильева, О. С. Газман, А. А. Дубровский, Е. И. Казакова, И. Э. Кондракова, Н. Б. Крылова, А. Л. Лихтарников, А. В. Мудрик, М. Н. Певзнер, М. С. Полянский, Т. В. Светенко, В. И. Слободчиков, Н. Г. Суртаева, Л. Г. Тарита и др-);

• проблеме проектирования организационно-педагогических условий построения образовательного процесса (Н.В.Бордовская, Е.С.Заир-Бек, Л. С. Илюшин, В. Ю. Кричевский, О. Е. Лебедев, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, Л. М. Шипицына и др.).

Методы исследования. При выполнении исследования использована совокупность методов: теоретический анализ педагогической, психолого-педагогической, социологической, медицинской литературы, законодательных и нормативно-правовых документовсравнениеобобщениебеседы с учащимися, педагогами, руководителями образовательных учреждений, родителямианкетирование учащихся, педагогов, родителейматематическая статистикапедагогическое проектирование, педагогический эксперимент).

Базой исследования явились образовательные учреждения Петроградского района Санкт-Петербурга: лицей № 82, общеобразовательные школы №№ 50, 87, 91, сменная (вечерняя) школа № 33, общеобразовательная школа № 99 «индивидуальное обучение». Логика и этапы исследования.

Исследование проводилось в 1999;2005гг. Логическая схема исследования состояла из следующих шагов:

— первичный анализ проблемы, изучение вопросов обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья (1999;2001);

— изучение литературы по проблеме, построение теоретико-методологических основ исследования, выделение методов исследования, построение рабочей гипотезы (2001;2002);

— системно-педагогическое проектирование и реализация экспериментальной части исследования (2002;2004);

— обобщение и оформление результатов исследований (2004;2005).

Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации статейчерез выступления на всероссийских и международных научно-практических конференциях по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению развития ребёнка: Санкт-Петербург, 1998 г., 2002 г., 2003 г.- региональной научно-практической конференции: Санкт-Петербург, 2003ггородских научно-практических конференциях: Санкт-Петербург, 2000 г., 2004 г.- через выступления на проблемных аспирантских лабораториях кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, на заседаниях районной психолого-педагогической медико-социальной мастерскойавтор имеет 7 публикаций по проблеме.

На защиту выносятся следующие положения: 1. В настоящее время в системе общего образования проявляется отчётливая тенденция роста числа детей, имеющих различные нарушения здоровья, нуждающихся в специальных образовательных условиях для их обучения и развития.

2. Педагогическая сущность понятия «серьёзное нарушение здоровья» может быть определена как появление негативного условия для развития ребёнка, при котором он ограничен в возможностях участия в общеобразовательном процессе.

3. Дети с серьёзными нарушениями здоровья для своего развития нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса, среди которых ведущими являются:

— организация временного или постоянного надомного образования;

— психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей;

— специально разработанные образовательные программы индивидуального обучения.

4. Организация надомного образования усилиям общеобразовательной школы требует организации специальной методической поддержки педагогов и помощи им со стороны специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей.

5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с серьёзными нарушениями здоровья предполагает осуществление помощи в отношении трёх групп:

— детей с серьёзными нарушениями здоровья, включающее в себя диагностику существа проблемы и определение путей её решения, разработку и реализацию индивидуальной программы сопровождения с учётом особенностей заболевания ребёнка. Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка направлено на помощь ребёнку в решении проблем, возникающих в процессе его обучения;

— их родителей, включающее в себя консультативную и информационную помощь и поддержку, помощь в построении отношений родителей и ребёнка, а также повышение психолого-педагогической компетентности родителей путём реализации специально разработанных программ;

— педагогов, реализующих образовательные программы в режиме надомного обучения, включающее в себя повышение медико-психологической компетентности педагогов путём реализации специально разработанных программ, информирование педагогов об особенностях течения заболевания ребёнка, его психофизического развития, консультативная помощь, касающиеся специфики обучения каждого ребёнка, имеющего проблемы здоровья.

6. Одним из вариантов создания специальных образовательных условий для обучения и развития детей с нарушениями здоровья, может являться новый вид образовательного учреждения, реализующий программы индивидуального обучения, где создана система индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся и система раннего домашнего сопровождения семьи и ребёнка.

7. Об эффективности специальных образовательных условий можно судить, если:

• образовательный процесс не оказывает негативного влияния на здоровье учащихся;

• в процессе получения образования в специально созданных условиях проявляется:

— удовлетворённость ребёнка процессом обучения в школе;

— общая положительная динамика его развития (по показателям образовательной деятельности);

— позитивное влияние условий и обстоятельств индивидуального обучения на его физическое и психическое самочувствие;

— удовлетворённость родителей процессом обучения ребёнка в школе.

Выводы по главе.

В данной главе был рассмотрен пример практического решения вопроса обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья.

Представленная модель школы индивидуального обучения показала возможность решения данного вопроса в системе общего образования.

Имеющийся опыт работы школы подтвердил, что для построения образовательного процесса с участием детей с серьёзными нарушениями здоровья необходимо обеспечение ряда условий, в которых происходит обучение и развитие ребёнка, которые являются позитивным фактором поддержания его благополучия, необходимого для нормального развития:

— разработка образовательной программы индивидуального обучения на базе основных образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях С.-Петербурга и соответствующей образовательным потребностям учащихся, имеющих нарушения здоровья;

— разработка учебного плана, позволяющего реализовать возможности выбора учащимися индивидуальных образовательных маршрутов с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья;

— создание программ обучения педагогов психолого-медико-педагогическим знаниям;

— создание программ обучения родителей психолого-педагогическим знаниям;

— создание системы психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития учащихся в образовательном процессе, предполагающее реализацию индивидуально — и системноориентированных программ сопровождения, направленных на оказание индивидуальной адресной помощи ребёнку в решении проблем его развития, а также повышение медико-психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей;

— создание системы раннего домашнего сопровождения, являющейся важной составляющей частью системы ППМС-сопровождения ребёнка с нарушениями здоровья, направленной на достижение максимально возможного для каждого ребёнка общего уровня развития, активизацию позиции родителей в его воспитании и предполагающую раннюю диагностику и профилактику нарушений развития ребёнка.

В качестве подтверждения эффективности и значимости специальных организационно-педагогических условий индивидуального обучения для учащихся и родителей была проведена диагностика, направленная на выяснение влияния различных условий и обстоятельств индивидуального обучения на учащихся школы и отношения родителей к данным условиям. Проведённые исследования подтвердили позитивное влияние организационнопедагогических условий на развитие учащихся, имеющих серьёзные нарушения здоровья.

Таким образом, об эффективности специальных образовательных условий можно судить, если:

• образовательный процесс не оказывает негативного влияния на здоровье учащихся;

• в процессе получения образования в специально созданных условиях проявляется:

— удовлетворённость ребёнка процессом обучения в школе;

— общая положительная динамика его развития и включённость в образовательный процесс (по показателям образовательной деятельности);

— позитивное влияние условий и обстоятельств индивидуального обучения на его физическое и психическое самочувствие, возможность личностного развития ребёнка в образовательном процессе.

Результаты исследований могут служить основой для апробации представленного образовательного учреждения как особой модели создания специальных педагогических условий для обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья, где учащиеся приобретают определённый шанс для своего развития на фоне поддержания их здоровья и благополучия.

Стоит заметить, что создание школы индивидуального обучения не может рассматриваться как единственно возможный путь решения проблемы обучения детей с нарушениями здоровья в системе общего образования. В массовых школах возможно создание структурных подразделений или филиалов, где могут быть созданы специальные организационно-педагогические условия обучения данной категории учащихся.

Заключение

.

Таким образом, проведённый теоретический анализ проблемы обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья, позволил зафиксировать особое внимание на создании организационно-педагогических условий для их обучения и развития.

На основе проведённого анализа нам удалось установить, что основное предназначение организационно-педагогических условий состоит в том, чтобы посредством педагогического влияния содействовать сохранению и поддержанию здоровья ребёнка, его благополучия, способствовать успешности его обучения и развития.

Под организационно-педагогическими условиями понимаются программы индивидуального обучения учащихся, система индивидуального психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей с нарушениями здоровья, система раннего домашнего сопровождения детей младшего и дошкольного возраста, а также специальные программы обучения для педагогов и родителей детей с серьёзными нарушениями здоровья.

Реальный путь реализации выделенных организационно-педагогических условий — комплексный подход в оказании помощи и поддержки детям с серьёзными нарушениями здоровья с участием педагогов, специалистов сопровождения, родителей, а также руководителей системы образования в решении проблем их обучения и развития.

В этой связи особое значение приобретает необходимость иметь реальную картину объективных факторов и источников проблем, связанных с обучением детей, имеющих нарушения здоровья.

Проведенный теоретический анализ проблемы обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья, позволил выявить необходимость использования в общеобразовательной практике таких терминов, как «больной ребёнок», «дети с патологией здоровья», «дети с нарушениями здоровья». Необходимость использования этих терминов продиктована всё возрастающим в настоящее время числом детей с патологией здоровья.

Знакомство с литературой показало, что проблема здоровья детей привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, педагогов, психологов, социологов. Проведённые исследования показали, что определение понятий «здоровье», «болезнь», «норма» является одной из сложных проблем в медицине, психологии и педагогике. Как показывает проведённый анализ, общепринятой, всесторонне удовлетворяющей концепции здоровья нет.

Существуют различные аспекты рассмотрения вопросов, связанных с проблемами здоровья: медицинские, психологические, социологические. Однако, в настоящее время нет единого терминологического аппарата, употребляемого специалистами в отношении детей с нарушениями здоровья. В связи с отсутствием единой трактовки понятий «здоровье», «болезнь», «норма», «больной ребёнок» каждая предметная область трактует эти понятия по-своему.

Проведённый теоретический анализ позволил выявить и обозначить наиболее важную для данного исследования ценностно-социальную модель здоровья, опирающуюся на понятие «благополучие», где социальным признакам придаётся приоритетное значение. В этой связи здоровье мы можем рассматривать и как условие, и как следствие гармоничного и устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой, реализации его физических и духовных потенций.

Так как существуют различные аспекты рассмотрения вопросов, связанных с проблемами здоровья: медицинские, психологические, социологические, то в настоящее время нет единого терминологического аппарата, употребляемого специалистами в отношении детей с нарушениями здоровья.

С точки зрения педагогики, в самом общем плане здоровье ребёнка мы можем рассматривать как одно из ведущих условий его благополучия, являющегося позитивным фоном, необходимым для развития в условиях образовательного процесса и гармоничного и устойчивого взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, нарушение благополучия может являться следствием нарушения биологических, физиологических либо психических функций ребёнка, что, в свою очередь, приводит к нарушению гармоничного взаимодействия с окружающим миром, снижению его трудоспособности и социальной активности.

Для более точного и конкретного определения категории таких детей было введено понятие «дети с серьёзными нарушениями здоровья». Педагогическая сущность этого понятия может быть определена как появление негативного условия для развития ребёнка, при котором он ограничен в возможностях участия в общеобразовательном процессе по состоянию здоровья.

Многообразие подходов к трактовке понятия «больной ребёнок» обусловили необходимость выбора критерия для определения понятия «дети с серьёзными нарушениями здоровья».

В данном исследовании основным критерием для определения понятия «дети с серьёзными нарушениями здоровья» может выступать невозможность ребёнка посещать образовательное учреждение и участвовать в традиционном общеобразовательном процессе по состоянию здоровья.

Таким образом, к «детям с серьёзными нарушениями здоровья» относятся часто и долго болеющие дети, находящиеся в сходной жизненной ситуации, отделённые от широкого круга сверстников на более или менее продолжительный период времени и имеющие особые потребности, как в создании специальных организационно-педагогических условий обучения, так и в получении медицинских услуг".

Рассмотрение различных типов образовательных учреждений для детей с нарушениями здоровья позволили придти к выводу, что проблема обучения таких детей присуща как области специальной педагогики, так и сфере общего образования.

Имеется также группа проблем, объективно присущих современному образовательному процессу с участием детей с серьёзными нарушениями здоровья — это проблемы, связанные с созданием специальных педагогических условий для их обучения.

В процессе рассмотрения основных педагогических подходов к обучению детей с серьёзными с нарушениями здоровья было выявлено отсутствие исследований этой проблемы со стороны общей педагогики, в то время как обучение таких детей в общеобразовательной массовой школе является предпочтительным. Вопросы обучения данной категории детей являются актуальными на сегодняшний день и вызывают большое число проблем.

Очевиден тот факт, что образование детей с серьёзными нарушениями здоровья в обычных педагогических условиях и при помощи традиционных общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.

В мировой и отечественной образовательной практике существуют различные подходы к решению проблем их обучения, воспитания и социальной адаптации.

При рассмотрении структуры специального образования Фландрии (Бельгия) был выделен тип школ для часто болеющих детей (с соматическими заболеваниями). В таких школах значительно меньшая численность учащихся, школы хорошо оборудованы (множественные тренажёры, техника), имеется свой транспорт, поддерживаются постоянные связи с медициной. Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в таком типе школ является поддержание хорошего самочувствия учащихся, которое достигается специальными педагогическими и терапевтическими подходами, носящими выраженный «поддерживающий характер». В то же время в структуре отечественного образования отсутствует тип школ для данной категории детей.

В современной отечественной образовательной практике остаётся проблемным вопрос обучения детей с нарушениями здоровья в массовой школе, поиск путей индивидуализации учебного процесса с учётом образовательных потребностей учащихся. Особую значимость в решении обозначенных проблем играет организация комплексного психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения развития учащихся на весь период их обучения в школе.

В исследовании были раскрыты основные понятия и принципы сопровождения, позволившие определить сопровождение как специальный вид помощи человеку, направленный на предупреждение и преодоление проблем его развития. Отличие сопровождения от других видов помощи обусловлено его несомненной ориентацией на раскрытие внутреннего потенциала личности, активизации его собственных ресурсов по решению проблем.

Сущностной стороной сопровождения выступает взаимодействие сопровождающей и сопровождаемой сторон в решении проблемы. Это взаимодействие направлено на активизацию позитивных факторов (как внешних, так и внутренних) развития и нейтрализацию негативных факторова также на создание условий для овладения сопровождаемым новыми моделями решения проблемных ситуаций.

Тем не менее, система сопровождения развития детей — это одно из условий, но не единственно возможное, направленное на поддержку детей с серьёзными нарушениями здоровья.

По сути дела мы можем утверждать, что: раннее домашнее сопровождение семьи и ребёнка необходимо, чтобы — предварить проблемы развития детей с нарушениями здоровья в раннем возрастесопровождение заключается в оказании психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, имеющим детей, не посещающих детские дошкольные учреждения по состоянию здоровьяв повышении родительской компетентности и направлено на профилактику нарушений развития ребёнкасопровождение развития детей с нарушениями здоровья, обучающихся в массовой школе может рассматриваться как инструмент оказания им помощи на весь период обучения. Смысл сопровождения заключается в разработке и реализации индивидуальной программы сопровождения ребёнка с учётом особенностей его заболевания и психофизического развития. Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка направлено на помощь ребёнку в решении проблем, возникающих в процессе его обучения;

— субъектная направленность сопровождения в этом случае будет заключаться в сопровождении детей, родителей, а также методическом и психологическом сопровождении педагогов.

Рассмотрение отечественного и зарубежного опыта психологопедагогического медико-социального сопровождения детей с проблемами в развитии показало, что западная система ППМС сопровождения начала развиваться гораздо раньше отечественной системы сопровождения. В отечественной образовательной практике лишь в последнее десятилетие наметились тенденции к созданию ППМС-центров в системе образования.

Диагностика основных подходов к организации надомного обучения в системе общего образования была проведена на примере пяти школ Петроградского района Санкт-Петербурга.

В ходе систематизации и анализа полученной информации были выявлены особенности деятельности образовательных учреждений по организации и проведению обучения детей на дому, характерные проблемы, объективно присущие образовательному процессу с участием детей с серьёзными нарушениями здоровья, а также факторы, способные отрицательно влиять на процесс обучения и развития ребёнка.

Таким образом, диагностика образовательных учреждений системы общего образования в части организации обучения детей с нарушениями здоровья, рассмотрение содержания надомного обучения и анализ позиции родителей позволили выявить следующее: существующая на сегодняшний день в массовых школах практика организации надомного обучения детей с проблемами здоровья не отвечает потребностям, как детей, так и родителейв современной массовой практике существует проблема оказания комплексной помощи и поддержки учащимся, имеющим серьёзные нарушения здоровья. Эта проблема заслуживает особого внимания как со стороны педагогов, психологов, медиков, так и со стороны руководителей образовательных учреждений;

— организация надомного образования усилиями общеобразовательной школы требует осуществления специальной методической поддержки педагогов и помощи им со стороны специалистов по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению детейотсутствие в общеобразовательных школах специальных условий для обучения именно этой категории учащихся может негативно сказываться на развитии ребёнка.

Группа проблем связана с недостаточной удовлетворённостью родителей существующей организацией надомного обучения в условиях общеобразовательной школы.

Обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать вопрос организации обучения детей с нарушениями здоровья в системе общего образования, а также стимулировать внимание организаторов системы общего образования к обозначенным проблемам, на которые ранее не было обращено достаточно внимания.

Анализ деятельности служб сопровождения в различных общеобразовательных учреждениях показал, что, не смотря на наличие в них таких специалистов, как социальный педагог, психолог, валеолог дети с проблемами здоровья, обучающиеся на дому и их семьи, практически не попадают в поле зрения этих специалистов.

Результаты диагностики положения дел в организации надомного обучения в системе общего образования позволили нам сделать несколько важных утверждений:

— существует ряд негативных факторов в системе общего образования, способных отрицательно влиять на процесс обучения и развития ребёнка, имеющего серьёзные нарушения здоровья, в условиях массовой школы, в том числе а) отсутствие в общеобразовательной школе необходимых организационно-педагогических условий для обучения данной категории детейб) неготовность школы (методически и организационно) к разработке образовательных программ обучения данной категории детей, соответствующих их образовательным запросам и потребностямв) отсутствие системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с серьезными нарушениями здоровья;

— практика организации надомного обучения не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребёнка с нарушениями здоровья, поскольку применяемые традиционные общепедагогические методы и средства обучения не учитывают индивидуальные особенности ребёнка и могут отрицательно влиять на его развитие;

— проблема обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья в массовой школе является важной общепедагогической проблемой, требующей системного подхода к её решению.

Исходя из этого, следует заключить, что дети с серьёзными нарушениями здоровья для своего развития нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса, среди которых ведущими являются:

— организация временного или постоянного надомного образования;

— психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение детей и их семей;

— специально разработанные программы индивидуального обучения. Организация надомного образования усилиями общеобразовательной школы требует организации специальной методической поддержки педагогов и помощи им со стороны специалистов по психолого-педагогическому медико-социальному сопровождению детей.

В работе был рассмотрен опыт практического решения вопроса организации специальных педагогических условий для обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья в системе общего образования путём создания школы «индивидуального обучения».

Специально разработанная образовательная программа отражает содержание образования, выстраивает и организует системы, методы и методики обучения и воспитания учащихся с серьёзными нарушениями здоровья, обеспечивает психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение ученика в образовательном процессе.

Была рассмотрена система индивидуального психолого-педагогического медико-социального сопровождения данной категории учащихся, являющаяся важным условием их поддержки в образовательном процессе.

Сопровождение предполагает осуществление помощи в отношении трёх групп:

— детей с серьёзными нарушениями здоровья;

— их родителей;

— педагогов, реализующих общеобразовательные программы индивидуального обучения.

Важным аспектом деятельности ППМС-центра следует выделить:

— согласованность действий его специалистов с врачами детских поликлиник, проводящих наблюдение и лечение учащихся школы, в направлении коррекции нарушений развития ребёнка, диагностического отслеживания его состояния здоровья;

— комплексный подход с участием всех специалистов центра в сопровождении учащихся с серьёзными нарушениями здоровья;

— практическую направленность деятельности специалистов центра в отношении всех участников образовательного процесса, включая родителей;

— практическую направленность деятельности специалистов центра в отношении раннего домашнего сопровождения детей младшего и дошкольного возраста, имеющих серьёзные нарушения здоровья.

Раннее домашнее сопровождение детей младшего и дошкольного возраста необходимо, чтобы предварить или скорректировать различные нарушения развития ребёнка на ранних этапах и способствовать в последующем успешной интеграции ребёнка в социальную и образовательную среду.

Сопровождение заключается в оказании психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, имеющим детей, не посещающих детские дошкольные учреждения по состоянию здоровьяв повышении родительской компетентности и направлено на профилактику нарушений развития ребёнка;

Логика организации исследования влияния образовательного процесса на здоровье учащихся предполагала диагностическое выявление степени удовлетворённости учащихся процессом обучения в школе, влияние образовательного процесса на динамику развития учащихся, здоровье и самочувствие, а также что родители относят к наиболее позитивным возможностям обучения их детей в школе индивидуального обучения и определение их удовлетворённости данным образовательным учреждением.

Проведённые исследования позволили выявить, в целом, удовлетворённость учащихся и родителей условиями и обстоятельствами индивидуального обучения, позитивное влияние образовательного процесса на динамику развития учащихся, их физическое и психическое самочувствие, отсутствие негативного влияния образовательного процесса на здоровье учащихся.

Выявленные в ходе диагностики условия и обстоятельства, способные выступать потенциальными источниками проблем развития учащихся, являются основанием для дополнительного диагностического исследования с последующей корректировкой.

Данные, полученные в ходе исследования, позволяют говорить об эффективности системы специальных образовательных условий, являющихся факторами поддержания здоровья и благополучия учащихся средствами педагогической деятельности, в которых должно происходить обучение и развитие ребёнка.

Следовательно мы можем заключить, что одним из вариантов создания специальных образовательных условий для обучения и развития детей с нарушениями здоровья может являться новый вид образовательного учреждения, реализующий программы индивидуального обучения, где создана: — система индивидуального психолого-педагогического медико-социального сопровождения учащихсясистема раннего домашнего сопровождения детей младшего и дошкольного возраста.

Полученные результаты свидетельствуют о достижении поставленной цели: выявлении организационно-педагогических условий организации образовательного процесса в отношении детей с серьёзными нарушениями здоровья.

Разработка организационно-педагогических условий для обучения детей с серьёзными нарушениями здоровья позволяет нам говорить о необходимости и возможности их обучения в системе общего образования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке для общеобразовательной школы:

• системы раннего домашнего сопровождения семьи и ребенка, направленного на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями здоровья дошкольного возраста, повышение их родительской компетентности, а также профилактику нарушений развития детей в дальнейшем;

• системы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих серьёзные нарушения здоровья;

• пакета индивидуальных программ развития в образовательном процессе;

• общих принципов построения особого вида образовательного учреждения «школа индивидуального обучения» в единстве его образовательных программ и организационно педагогических условий.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы:

• в практике деятельности общеобразовательных учреждений для организации обучения детей с нарушениями здоровья;

• в системе повышения квалификации педагогов и других специалистов системы образования;

• при проектировании программ развития образовательных систем различного масштаба.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, целенаправленным использованием взаимодополняющих исследовательских методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, доказательностью и логической непротиворечивостью выводовапробацией полученных результатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.H. Современные подходы к надомному обучению слепых и слабовидящих детей со сложной структурой дефекта //Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. СПб., 1999. с. 91 95
  2. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. Трудов /Под общ. Ред. Е. М. Рыбинского.- М.: НИИ детства РДФ, 1994,362 с.
  3. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. — 494 с.
  4. Н.И. Моя система здоровья // Наука и жизнь, 1998, № 5,6,7
  5. Ананьев Б. Г. Проблемы современного человекознания. — М., 1977. 380 с.
  6. АнохинаТ.В. Педагогическая поодержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Выпуск № 6, М.: Инноватор, 1996
  7. В.В., Третьяк A.M. Педагогика для всех: Воспитание в семье: Рекомендательный библиографический указатель. М., 1981, — 218 с.
  8. Г. Л., Попова JT.A. Медицинская валеология. М., 2000,-220 С.
  9. В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике. (Президентская программа «Дети России»). г. Сергиев Посад, 1995. — 41 с.
  10. H.A. Социально-педагогическая реабилитация детей в условиях воспитательной системы лечебно-профилактического учреждения. Автореф. канд. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 2000.- 24 с.
  11. М.М. Проблемные дети М.:Изд-во УРАО, 2000. — 312 с.
  12. И.С., Кадеева H.B. и др. «Комплекс неудобного ребёнка» как одна из актуальных проблем современной средней школы //Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22−25 сентября 1998 г. — М., 1998. С.56−58
  13. JI.H. Депривация в образовательном процессе: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 167 с.
  14. В.М. Личность и условия её развития и здоровья //Избранные труды по психологии личности / Под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылёвой, СПб., 1999
  15. М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Генезис, 2000. 298 с.
  16. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-691 с.
  17. Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004.-48 с.
  18. Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.-512 с.
  19. Е. (Red) Handboek bijzondere orthopedagogiek. Leuven/ Apeldoorn Garant, 1993. 448 c.
  20. O.E. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьёй как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребёнка. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих.наук. -М., 1999.-27 с.
  21. Н.П. Реабилитационная педагогика (медико-психолого-педагогические аспекты). Вып.1 (медицинские аспекты). — М., 1995. 96 с.
  22. Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. — 160 с.
  23. Н.П., В.В.Зарецкий. К вопросу о «детях группы педагогического риска» //Материалы Всероссийской научно-практической конференции 2225 сентября 1998 г. М., 1998. С. 58−60
  24. С.Г. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся). СПб., 1996. — 220 с.
  25. Л.Н. Учителю о психическом здоровье школьника. Учебное пособие.- Кострома, 1996. 67 с.
  26. О.Д. Индивидуальное обучение. Образовательная программа. Практический опыт. СПб., 2000. — 35 с.
  27. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.?Просвещение, 1973. 106 с.
  28. Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Изд. Дом Удмуртский университет, 2001.-304 с.
  29. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т.5. Основы дефектологии. / Под ред. Т. А. Власовой.-М.:Педагогика, 1983.-368 с.
  30. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление /Под.ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  31. О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. -М., 1996.
  32. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Выпуск № 6, М.: Инноватор, 1996
  33. О.С. Неклассическое воспитание От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. бИздательский дом «Новый учебник», 2003. -320 с.
  34. P.P., Лихтарников А. Л. Выявление прогноз -сопровождение. Структура и содержание работ в школе. — СПб.: 1998, — 38 с.
  35. O.A., Дименштейн Р. П., Центр лечебной педагогики. Вып.З., М., 2000
  36. В.И. Общее и специфическое в предмете педагогики. // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С.49.
  37. В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. 154 с.
  38. У. Школы без неудачников. -М.: Прогресс, 1991. 184 с.
  39. А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. П. Основы коррекционной педагогики. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-280 с.
  40. А.Н. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы конф. М., 1995. С. 51−52
  41. А.Н. Социальное и душевное здоровье ребёнка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998
  42. А.Н., Введение в педагогическую психиатрию: Учебное пособие. — М., Изд-во УРАО, 2000. — 104 с.
  43. A.B. Концепция педагогической реабилитации в условиях общеобразовательной школы. Научно-методическое пособие. — М., 2001. -34 с.
  44. A.B. Реабилитационная педагогика в общеобразовательном контексте. М.: АПК и ПРО, 2002. — 64 с.
  45. Л.А. Дети, не оправдывающие ожиданий. Свердловск, 1991. -64 с.
  46. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня /Под общ. ред. Н. Л. Селивановой. -М.: Педагогическое общество России, 1998.- 336 с.
  47. Ф. На стороне ребёнка. СПб, изд-во «Петербург-XXI век», 1997. -277 с.
  48. Дети группы риска: Материалы международного семинара.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.-178 с.
  49. Дефектология. Словарь справочник / Под. ред. Б. П. Пузанова. -- М.:1996.- 86 с.
  50. Р.П., Ларикова И. В. Интеграция «особого» ребёнка в России: законодательство, практика и перспективы //Особый ребёнок: исследование и опыт помощи. М., 2000. Вып.З.С. 27−64
  51. A.A. Взаимосвязь специального образования и педагогической валеологии // Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в спец. образовании. Сборник статей. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. С.26−30.
  52. И.В. Психическое здоровье детей и подростков, — Екатеринбург., 2000.- 65с
  53. A.A. Открытое письмо врача учителю: здоровье детейбудущее народа. М., 1988. — 27 с.
  54. О.Н. Мы и особенные дети: Как называть? Как относиться? Как общаться? // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски. Сб. научно-практических, проектных и методических материалов. М., 1999.-С.218−232
  55. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. — 168 с.
  56. Н.В. Учителю о практике психологической помощи: Кн. для учителя. М., 1988. — 176 с.
  57. Заир- Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб, 1995. — 161 с.
  58. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2-е изд. — М., 2001. — 48 с.
  59. В.К. Проблемы поддержки детей с особенностями развития //Школьные технологии, № 3, 1997.- С. 24 -31.
  60. В.И. Медицинские аспекты адаптации: здоровье и болезнь. Кремлевская медицина. Клинический вестник № 2, апрель-июнь. М 2000.
  61. И.А., Боденко Б. А., Морозова A.A. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). — Гос. изд. М., ИЦПКС, 1999.
  62. В.П. О целях и ценностях образования.//Педагогика. 1997.-№ 5. -С.З — 16
  63. Е.А. Раннее домашнее сопровождение. СПб.: Речь, 2003. — 96 с.
  64. С.П. Современное образование и психологическая культура педагога, — Псков. ПГПИ, 1999. 564 с.
  65. JI.C., Данилов C.B. Праздник длиною в учебный год.— СПб.: КАРО, 2001.- 480 с.
  66. Инновационные процессы в образовании. I. Образование за рубежом: Сборник статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 204 с.
  67. Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сборник статей. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 285 с.
  68. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. — СПб.: «Питер», 2000. — 512 с.
  69. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход). Дисс.докт.пед.наук — СПб. -1996.
  70. Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе. / Материалы международной конференции «Дети группы риска». СПб, 1998. — 178 с.
  71. Е.И. Центр индивидуального сопровождения развития ребёнка. / Сборник нормативных и методических документов Комитета образования Санкт-Петербурга.- СПб, 1997.-43 с.
  72. Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. (Школа на пороге нового века). СПб, «Санкт-Петербург-XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Атташе», 1997.-160 с.
  73. Т.П. Подготовка учителя в системе повышения квалификации к педагогической реабилитационной деятельности. Дисс. на соиск. уч. степ, канд. пед. наук. Тобольск, 1999. — 155с.
  74. П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1984
  75. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: «Новая школа», 1993. — 80 с.
  76. В.П., Мурашев Г. В. Педология исключительного детства. Педагогическая энциклопедия. М., 1929
  77. В.П., Педагогическая коррекция., 2-е изд. М.- Просвещение, 1994.-223 с.
  78. Т.И. Исключительная школа для «исключительных» детей (лечебно-воспитательное учреждение В.П.Кащенко)/ Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М.: Педагогическое общество России, 1998.- С.127−137
  79. Компенсирующее обучение в России. Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. / Сост. Е. С. Протас. — М., 1997.- 160 с.
  80. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы./ под ред.Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. СПб., 2000. — 108 с.
  81. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л. М. Шипициной.-СПб.: Речь, 2003.- 240 с.
  82. И.Э. Агрессивное поведение подростков результат попадания в группу риска.// Дети группы риска: Материалы международного семинара. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.1998.- с.120−127
  83. Концепция модернизации российского образования на период до 2010
Заполнить форму текущей работой