Цель воспитания — идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание. Это предвосхищаемый результат воспитательной деятельности. Цели воспитания подчиняются все составляющие воспитательного процесса: содержание воспитания, организация воспитательного процесса, методы и формы, средства воспитания. Проблема постановки цели является наиболее важной в теории и методике воспитания.
Главная цель воспитания предполагает обеспечение каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе согласно трем родам ценностей: уважение к культурному наследию, ценности социальной интеграции, ценности индивидуального развития.
Процесс постановки цели обусловлен следующими этапами:
Диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности воспитателя и воспитанника.
Моделирование педагогами и воспитанниками целей и задач, возможных результатов.
Уточнение, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы воспитательных действий с учетом предложений детей, родителей, прогнозируемых результатов.
Цель уточняет задачи воспитания:
Гармоничное развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической сфер личности.
Воспитание культуры семейных отношений: семейные традиции, поддержание здорового образа жизни, подготовка детей к самостоятельной семейной жизни.
Формирование качеств, помогающих ребенку найти себя в обществе: гражданская позиция, уважительное отношение к законам, нормам социальной жизни.
Формирование у школьника осознания себя как части человечества и природы, понимание ответственности перед человечеством за свое будущее.