Курс «Индивидуальность педагога» призван формировать целостное представление о педагоге-профессионале, способном самостоятельно решать педагогические задачи, выстраивать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, осознающем ответственность за воплощение гуманистической миссии, достойно представляющем свою профессию в системе общественных отношений, готовом к самосовершенствованию.
Задачи курса:
- • расширение представлений об индивидуальности и ее роли в образовательном процессе;
- • развитие диагностических, аналитических, интерпретационных умений студента;
- • развитие рефлексивно-оценочного сознания будущего педагога;
- • помощь в организации профессионального развития.
По окончании курса студенты должны:
- • знать сущность теоретических представлений об индивидуальности, индивидуальном стиле педагогической деятельности и педагогического общения; нормах профессионального поведения и деятельности педагога; о системе профессионально значимых качеств личности педагога; о механизмах развития личности педагога;
- • уметь описывать, объяснять и прогнозировать педагогические явления, связанные с проявлением личностных качеств педагога; пользоваться категориально-понятийным аппаратом педагогики; анализировать педагогический процесс с позиций гуманистического подхода к воспитанию и обучению; конструировать психолого-педагогический портрет личности педагога, оценивать проявления его индивидуальности и прогнозировать последствия ее влияния на учеников;
- • владеть современными способами педагогического мышления и деятельности, способами оценки участников педагогического процесса в сфере профессионального взаимодействия, методами профессионально-педагогического самообразования.
Первая глава раскрывает научные истоки и основания исследуемой проблемы, дает общее представление об индивидуальности и описывает черты творческой индивидуальности педагога; характеризует сущность педагога как личности и профессионала; объясняет содержание профессиональных ролей педагога и требований к педагогу на современном этапе развития образования.
Вторая глава формирует представление о том, как выстраивается и каким законам подчиняется взаимодействие педагога и учащихся; обозначает сущность и содержание управления конфликтными ситуациями в педагогическом процессе.
Третья глава характеризует интегральные характеристики личности педагога: профессионально значимые качества личности, способности, умения и другие. Раскрывает понятие индивидуального стиля педагогической деятельности, называет пути его формирования.