Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Некоторые тенденции развития технического образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Требования, предъявляемые к инженеру XXI века, сформулированы Европейской Федерацией национальных инженеров (ФЕАНИ). Фактически сложившаяся модель подготовки инженеров в отечественной высшей школе нуждается в серьезном совершенствовании. В связи с этим также растут профессиональные требования к педагогической подготовке преподавателя технического вуза. В соответствии с формирующейся новой… Читать ещё >

Некоторые тенденции развития технического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях, когда сделаны первые реальные шаги по реализации идеи гуманитаризации высшей школы, признана целесообразность введения учебной дисциплины «История науки и техники» в учебные планы технических вузов. Ее изучение способствовало бы развитию широты взглядов, умений видеть предмет изучения в динамике, тенденции развития технического прогресса.

Высшее образование практически стало платным, откровенно бесперспективные учебные заведения в большинстве своем попросту закрылись. Государственные вузы наряду с негосударственными включились в реальную и обязательную конкурентную борьбу за привлечение студентов. Понятно, что при существующей ситуации положение негосударственных вузов в этом соперничестве было куда более затруднительным. Прежде их главным «достоинством» было отсутствие вступительных экзаменов, однако теперь для состоятельных в должную мере абитуриентов вступительные экзамены в госвузы превратились в простую формальность. Поэтому негосударственным вузам приходится изобретать новые методы привлечения студентов (например, предложение «эксклюзивного» образования, приобретения редких профессий, выпуск единичных специалистов, скажем, специалистов по европейскому праву или по проблемам интеллектуальной собственности и так далее). Солидным госвузам попросту невыгодно заниматься выпуском такого рода «штучного товара».

Другой метод применение новых, индивидуальных технологий обучения. С развитием информатики и современных средств коммуникаций дидактические возможности учебных заведений стали практически безграничными. В образовании, как и во многих других областях, происходит очевидный технологический рост. Сегодня любой вуз имеет возможности для создания и реализации собственной оригинальной методики образовательного процесса. Таким образом, традиционная классно-урочная система перестает быть единственным способом организации преподавания. Такое право вузам предоставляет Закон РФ «Об образовании», подтверждающий их самостоятельность в учебной и научной деятельности.

Республика Татарстан является крупнейшим научным и образовательным центром России, включающим в себя разветвленную сеть образовательных учреждений всех уровней и ступеней подготовки. Для функционирования и развития любой системы необходима прочная нормативноправовая база. Сфера образования, согласно стратегии управления образованием в республике, несмотря на значительные изменения и преобразования, произошедшие за последнее десятилетие, на сегодняшний день закреплена прочными нормативно-правовыми актами.

Татарстан входит в первую пятерку ведущих экономически развитых регионов России. Профессиональное образование, в том числе инженерно-техническое, является ведущим фактором дальнейшего социального, экономического и научно-технологического развития.

В современных условиях перед высшей школой как никогда остро стоит вопрос формирования нового поколения специалистов, в чьей личностной культуре гармонично соединяются высокий профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость и творческое начало.

Требования, предъявляемые к инженеру XXI века, сформулированы Европейской Федерацией национальных инженеров (ФЕАНИ). Фактически сложившаяся модель подготовки инженеров в отечественной высшей школе нуждается в серьезном совершенствовании. В связи с этим также растут профессиональные требования к педагогической подготовке преподавателя технического вуза. В соответствии с формирующейся новой образовательной парадигмой инженерное образование требует соединения технологической и гуманитарной грамотности, так как научно-технический прогресс не способен сам по себе решить наиболее острые проблемы общества и личности, а чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой идет в ущерб духовному и культурному развитию обучающегося. В инженерном вузе средством решения подобных задач выступает гуманитарное образование студентов. Однако преподаватели технического вуза должны осознать проблему гуманизации и гуманитаризации образования не просто как приобщение обучающегося к гуманитарной культуре, а как необходимость формирования единого видения мира и нового взгляда на возможность интеграции гуманитарных знаний с профессиональной деятельностью.

Нынешнее поколение студентов, которое займет особую позицию в будущем российском обществе, должно иметь наряду с высокой профессиональной подготовкой и социальную компетентность, владеть знаниями социальных законов, азами грамотного общения. Благодаря социогуманитарным знаниям будущие инженеры не только осваивают и сохраняют духовные богатства своих предшественников, но и будут создавать новые культурные ценности.

Процессы перемен, в которые сегодня вовлечено общество, а с ним и высшее образование, требуют деятельности, направленной на утверждение новой концепции человека, адекватной обществу демократии и плюрализма. Таким образом, цель обучения в техническом вузе заключается в подготовке специалиста, получившего соответствующий научный и производственный опыт. Предполагается, что студент, обучаясь в вузе, будет включен в разработку новых технологий, адаптирован к производственной среде, станет проводником новых решений. Поэтому на старших курсах предполагается организация длительной (до одного года) стажировки студентов на предприятиях с высокоэффективной техникой и технологией, в ведущих научных центрах с обязательным выполнением выпускных квалифицированных работ на местах их будущей деятельности.

Как известно, сейчас государственное распределение молодых специалистов упразднено, хотя и предполагается его восстановить для оборонных отраслей. Вовлечение в этот процесс предприятий комплекса для софинансирования образовательной деятельности является, несомненно, перспективным направлением.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в Республике Татарстан сформированы основные условия для успешного продолжения отработки механизма взаимодействия образования, науки и промышленности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой