Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настоящее исследование, имеющее теоретико-экспериментальный характер, затронуло лишь часть аспектов сложной и многогранной проблемы формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря. В ходе исследования и осмысления его результатов наметился ряд проблем, требующих дальнейшего рассмотрения. Необходимо более глубокое изучение вопросов связанных с формированием воспитательной среды… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВОСПИТА ТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
    • 1. Теоретический анализ проблем жизнедеятельности загородных детских лагерей
    • 2. Специфика воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях
    • 3. Воспитательная среда загородного детского оздоровительного лагеря
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
    • 1. Основополагающие принципы формирования воспитательной среды лагеря
    • 2. Формирование воспитательной среды загородного детского лагеря
    • 3. Условия эффективности воспитательной среды детского оздоровительного лагеря
  • Выводы по главе

Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Выявление педагогических условий формирования воспитательной среды детских оздоровительных образовательных учреждений в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, изменение характера социально-экологических отношений в обществе, произошедшее в последнее десятилетие, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых путей развития систем образования, воспитания, досуга и отдыха детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается необходимость определения принципиально новых подходов к системе организации свободного времени детей в период школьных каникул. В постреформистский период в России ежегодно в здравницах различных видов отдыхают свыше 7,5 миллионов детей, поэтому проблема полноценной реализации различных форм стационарного отдыха детей и подростков остается значимой для государства и общества.

Во-вторых, кризис прежней организации детского досуга и отдыха, охвативший в последнее время практически всю систему летнего отдыха детей, распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения деятельности лагерей, содержание и формы оздоровительно-образовательной работы. Наметилась устойчивая тенденция к росту потребности в качественном изменении условий физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка.

В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах отдыха и деятельности в каникулярный период свидетельствует о резком падении престижа лагерей прежней (пионерской) направленности.

В-четвертых, в условиях наметившегося перехода в воспитании детей от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для саморазвития ребенка особо важное значение в организации педагогического процесса приобретает специально формируемая педагогическая среда как комплекс условий, необходимых для самореализации ребенка.

В-пятых, имеющиеся в современной теории и практике воспитания противоречия: между государственной и общественной потребностью в радикальном изменении воспитательной практики, наличием реальных предпосылок для ее преобразования и неготовностью большинства педагогических коллективов к использованию системных представлений о совершенствовании и обновлении процесса воспитания детеймежду вероятностной сложноорганизованной природой воспитательных систем и жестко детерминированным, утилитарно-механистическим характером действий практиков и др. необычайно обострены в условиях детского лагеря.

Детский лагерь нового типа — это учреждение, работающее по вариативным программам, ставящим во главу угла личность ребенка. Творчески работающие педагоги задумываются не только над тем, созданы ли условия для полноценного отдыха каждого ребенка в лагере, но и о том, насколько эти условия способствуют самореализации молодого человека, позволяют удовлетворить его внутренние потребности и устремления.

Степень разработанности проблемы исследования. У истоков становления и развития деятельности детских лагерей в России стояли такие известные педагоги и общественные деятели как, Н. К. Крупская, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, С. Т. Шацкий. В их педагогическом наследии содержатся принципиальные положения, касающиеся общих вопросов организации летнего отдыха детей.

Теоретические и методические основы деятельности внешкольных учреждений представлены в работах Л. И. Новиковой, A.B. Мудрика, К.А. Абульхановой-Славской, Т. Е. Конниковой, В. В. Лебединского и др.

Наиболее полно жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря раскрыта в исследованиях В. Н. Антонова, Ю. В. Буранова, К. Н. Волкова, Л. С. Ждановой, Е. М. Рыбинского, К. Н. Травинина.

Истоки современных основ педагогики детских каникул можно найти в методиках коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов, О. С. Газман, С.Д. Поляков), творческого сотрудничества (Ш. Амонашвили, В. Матвеев, С. Соловейчик), глубинного общения (Г. Батищев), демократического разновозрастного взаимодействия детей (Л.В. Байбородова). Реализация идей этих авторов в детско-взрослых сообществах не просто выявляет дополнительный педагогический потенциал, но и ориентирует на поиск нового содержания педагогического процесса детского лагеря, новых принципов в организации жизнедеятельности всего лагерного сообщества, новых подходов к обеспечению условий, необходимых для самоопределения и саморазвития личности.

Учитывая охарактеризованные выше противоречия, нами осуществлен выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря, создающие предпосылки для полноценного отдыха и самореализации детей в каникулярное время?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: воспитательная среда загородного детского лагеря.

Предмет исследования: условия эффективности формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря.

Гипотеза: формирование воспитательной среды детского оздоровительного лагеря станет условием обеспечения полноценного отдыха и самореализации детей, если: выявлена специфика воспитательного процесса в условиях загородных детских оздоровительно-образовательных учрежденийопределен компонентный состав и структура воспитательной среды детского лагеряраскрыт ресурсный потенциал каждого компонента воспитательной среды детского лагеряохарактеризован процесс формирования воспитательной среды детского лагерявыявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать место воспитательного процесса в системе жизнедеятельности современного детского оздоровительного лагеря и выявить его специфику.

2. Определить ресурсный потенциал и структуру воспитательной среды детского лагеря;

3. Организовать процесс формирования воспитательной среды детского лагеря.

4. Выявить и экспериментально проверить условия эффективности формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря;

Общую методологию исследования составляют основополагающие идеи педагогической антропологии, воспитания и социализации человека, а также основные положения учения о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере. Большое значение имеют идеи личностного, культурологического и деятельностного подходов, позволившие определить логику исследования воспитательной среды детского лагеря.

Теоретической базой исследования явились гуманистические философские положения о личности как важнейшей ценности и субъекте отношений и развития (М.М. Бахтин, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, и др.) — концепции личностно-ориентированного подхода к образованию (H.A. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — средово-ориентированный и личностно-деятельностный подходы (М.А. Никулина, Л. И. Новикова, Ю. С. Мануйлов и др.) — положения о влиянии социальной среды на становление и развитие личности ребенка (В.Г. Бочарова, М. А. Галагузова, В. В. Полукаров, В. Д. Семенов, и др.) — теория и практика педагогической поддержки и заботы (О.С. Газман, А. Г. Кирпичник, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский, С. А. Шмаков и др.) — выводы из результатов анализа зарубежных источников по вопросам лагерного движения и менеджмента (А. и Б. Болл, Р. Карлсон, Л. Бетти и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: изучение философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, анализ законодательных документов Российской Федерации по вопросам образования, обобщение педагогического опытабеседы, интервью, анкетирование, социально-педагогический эксперимент, метод экспертных оценок и самооценок, метод программно-целевого управления, моделирование, проектирование программ, методы статистической обработки результатов исследования.

Базой исследования явились детские оздоровительные учреждения организаций нефтяной, газовой отраслей промышленности Российской Федерации: «Ласточка», «Кировец», «Самородово», «Космос» и др. На разных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовало свыше 1000 детей, более 100 педагогических работников.

Исследование проводилось с 2000 по 2004 год и состояло из нескольких этапов.

На первом этапе констатирующего эксперимента (2000;2001 гг.) определено общее направление исследования, изучена философская, психолого-педагогическая, методическая, социологическая литературадан анализ и оценка современного состояния проблемыобобщен педагогический опыт.

На втором этапе (2002;2003 гг.) происходила разработка концептуальных положений диссертационного исследования, уточнялся категориальный аппарат, создавались материалы для экспериментальной работы с детьми в базовых учреждениях.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) проводился анализ вышеизложенного исследования, обрабатывались результаты педагогического эксперимента, формулировались окончательные выводы, происходила апробация диссертационной работы и ее окончательное оформление.

На защиту выносятся положения:

1. Воспитательную среду детского оздоровительного лагеря следует понимать как совокупность психолого-педагогических, нравственных, знаково-символических, информационных и предметно-материальных средств, влияющих на процесс формирования целостной личности ребенка и его полноценное развитие.

2. В структуре воспитательной среды детского лагеря целесообразно различать три основных страта: регулятивный (прямое влияние), поведенческий (внешне опосредованное влияние) и идеологический (внутренне опосредованное влияние), каждый из которых состоит из ряда элементов, а все вместе они реализуют регулирующую, формирующую и корректирующую функции.

3. Основополагающими принципами формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря являются: принцип гуманизма, принцип целостности, принцип непрерывности, принцип преемственности.

4. Эффективность воспитательной среды детского оздоровительного лагеря определяется рядом условий, к которым относятся: вовлечение в работу по ее формированию всего лагерного сообщества на протяжении всей сменысоздание субъект-субъектных отношений детей и педагогов в процессе жизнедеятельностиадекватность среды интересам и устремлениям детей и подростковкомплексный характер работы по формированию каждого компонента воспитательной среды (регулятивного, поведенческого, идеологического) — соблюдение основополагающих принципов (гуманизма, целостности, непрерывности и преемственности).

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем их научная новизна и теоретическое значение:

— раскрыты структурно-содержательные характеристики воспитательной среды детского оздоровительного лагеря как особого педагогического феномена, влияющего на процесс формирования целостной личности ребенка и его полноценное развитие;

— создана теоретическая модель воспитательной среды детского оздоровительного лагеря, включающая регулятивный, поведенческий, идеологический структурные компоненты, выделены их основные элементы, а также даны характеристики ресурсного (воспитательного) потенциала каждого из них;

— охарактеризованы основополагающие принципы формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря: принцип гуманизма, принцип целостности, принцип непрерывности, принцип преемственности;

— охарактеризован процесс формирования воспитательной среды детского лагеря;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия формирования воспитательной среды детских оздоровительных лагерей, функционирующих в настоящее время.

Практическая ценность исследования заключается в том, что предложенный автором способ формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря, а также пакет программ лагерных смен могут быть использованы практическими работниками детских оздоровительных лагерей при организации воспитательной работы с детьми.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических положений, использованием системного, средового, программно-целевого подходов, различными источниками философской, педагогической, психологической, методической, социальной информациикомплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, опорой на данные, полученные в результате эксперимента, репрезентативностью и статистической значимостью полученных результатов, возможностью повторения опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных этапах были представлены и обсуждены на Международной научно-методической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н. Новгород, 2004 г.), на Всероссийских научно-практических конференциях «Профильная сельская школа: модели, содержание и технологии обучения» (Арзамас, 2003 г.), «С чего начинается Родина?» (Арзамас, 2004 г.), на региональных совещаниях по актуальным вопросам жизнедеятельности детских оздоровительных учреждений (Оренбург, 2002 г., Москва, 2003 г., Саратов, 2004 г.).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. Опытно-экспериментальная работа показала, что при характеристике процесса формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря необходимо использовать интегративные характеристики, пронизывающие все страты ее модели.

2. Одной из таких интегративных характеристик является гуманизмосновополагающая ценность, базирующаяся на общечеловеческих принципах и сочетающая в себе индивидуальное и общественное, коллективное и личное, идеологическое и социальное. Гуманистичность воспитательной среды достигается посредством принципов: духовности, демократии, свободы, толерантности, персонификации.

3. Другими важными интегративными характеристиками воспитательной среды детского оздоровительного лагеря являются: целостность — важнейшее качество системы как таковойпреемственность ориентирующая на сохранение и развитие лучших традиций освоения детьми социальных норм, стереотипов и ролейнепрерывность гарантирующая отсутствие зон в которых устанавливается иной характер общения и отношений между субъектами воспитательного процесса.

4. Формирование воспитательной среды детского оздоровительного лагеря необходимо рассматривать в контексте проектирования организации лагерной смены. Это длительный процесс, затрагивающий все основные этапы лагерной смены. Он требует комплексной оценки возможностей каждого страта предлагаемой нами модели.

5. Сравнительное изучение хода и результатов опытно-экспериментальной работы и данных ретроспективного анализа лагерной практики, позволило определить условия эффективности воспитательной среды детского оздоровительного лагеря, к которым относятся: вовлечение в работу по ее формированию всего лагерного сообщества на протяжении всей сменысоздание субъект-суъектных отношений детей и педагогов в процессе жизнедеятельностиадекватность среды интересам и устремлениям детей и подростковкомплексный характер работы по формированию каждого компонента воспитательной среды (регулятивного, поведенческого, идеологического) — соблюдение основополагающих принципов (гуманизма, целостности, непрерывности и преемственности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Современный детский оздоровительный лагерь призван синтезировать свои оздоровительные, воспитательные, и образовательные возможности в целостный социум, подчиненный задаче гуманистического развития здоровой во всех отношениях личности и отвечающий требованиям общественного заказа на подрастающее поколение. Качество такого синтеза будет определять эффективность работы лагеря.

2. Считая идею воспитательной системы детского лагеря весьма продуктивной, мы пришли к выводу, что имеющиеся на сегодня практические варианты ее реализации более свойственны старой парадигме воспитания, основанной на воспитательном воздействии, а не новой, ориентированной на создание условий для саморазвития ребенка. Новые ориентации и ценности образования, подводящие к новому пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии и его педагогической поддержке, требуют углубленного понимания индивидуальности каждого ребенка, актуализируют значение среды, создающей условия для самоопределения и самореализации ребенка.

3. Под воспитательной средой детского оздоровительного лагеря следует понимать совокупность психолого-педагогических, нравственных знаково-символических, информационных, предметно-материальных факторов, влияющих на процесс самореализации ребенка в социуме. Воспитательная среда есть специфическая основа, на которой «развертывается» воспитательный процесс, это все то, что обеспечивает самовоспитание ребенка в новых условиях, что способствует правильному пониманию им нравственных ценностей и духовных идеалов.

4. Структурно-воспитательная среда детского оздоровительного лагеря может быть представлена в виде стратовой модели, представляющей собой единство и взаимосвязь трех страт: регулятивной (образ жизни в лагере, внешнее окружение, предметно-эстетическая среда) — поведенческой (взаимоотношения, совместность жизнедеятельности, устройство лагерного сообщества) — идеологической (основные идеи, традиции, законы, заповеди).

5. Опытно-экспериментальная работа подтвердила, что эффективность воспитательной среды детского оздоровительного лагеря определяется рядом условий, к которым относятся: вовлечение в работу по ее формированию всего лагерного сообщества на протяжении всей сменысоздание субъект-субъектных отношений детей и педагогов в процессе жизнедеятельностиадекватность среды интересам и устремлениям детей и подростковкомплексный характер работы по формированию каждого компонента воспитательной среды (регулятивного, поведенческого, идеологического) — соблюдение основополагающих принципов (гуманизма, целостности, непрерывности и преемственности).

6. Настоящее исследование, имеющее теоретико-экспериментальный характер, затронуло лишь часть аспектов сложной и многогранной проблемы формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря. В ходе исследования и осмысления его результатов наметился ряд проблем, требующих дальнейшего рассмотрения. Необходимо более глубокое изучение вопросов связанных с формированием воспитательной среды в профильных сменах детских лагерей, с возможностью формирования эффективных подсред и надсред, обеспечивающих преемственность в реализации воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях с использованием технологических подходов к проектированию и формированию воспитательной среды лагеря.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Содержание и методы музыкальной работы в пионерском лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. 1991. — 17 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
  4. Г. Физическое воспитание подростков в пионерском лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. 1991. — 17 с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. 494 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. — Казань, 1988. -236 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Из-во Каз. ун-та, 1996. 568 с.
  8. Л. Художественно-прикладное творчество в условиях учреждения дополнительного образования//Народное образование. — 2000.- № 4−5.-С. 185−186.
  9. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  10. Ю.Анохина Т. «Сделать свою жизнь» // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. — М.: Инноватор, 1998. — С. 94−98.
  11. П.Антонов В. Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997.
  12. И.А. Задачи и методы изучения детского коллектива /Деринг. Психология школьного класса. -М.-Л., 1929. 163 с.
  13. З.Афанасьев В. Г. О системном подходе в воспитании // Сов. педагогика. -1991.-№ 2.-С. 77−80.
  14. С.П., Коморин C.B., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. — Кострома: МЦ «Вариант», 2001. 224 с.
  15. JI.B. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1994. — 35 с.
  16. Т.А. Организационно-методические основы физического воспитания детей в летнем оздоровительном центре: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 168 с.
  17. П.Барышникова З. А. Воспитание познавательных интересов старших подростков в п/лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М.: 1977. 19 с.
  18. В. Личностно-ориентированное образование в детском лагере // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. М.: Инноватор, 1998. — С.38−44.
  19. A.C. Педагогика детства. — Екатеринбург: «Сократ», 1995. — 152 с.
  20. A.C. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  21. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. — 320 с.
  22. H.A. Самопознание. -М.: Книга, 1991. 446 с.
  23. И.Ф. Формирование социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере: Дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 1998.
  24. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 59−60.
  25. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  26. C.B. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки студентов к работе с детскими общественными объединениями. Дис.. канд.пед.наук. С.-Петербург: СПбГУ, 1992. — 179 с.
  27. А. и Б. Основы лагерного менеджмента: Учебн. пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений / Пер. с англ. С.Пб., пуб., 1994.-221 с.
  28. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  29. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  30. C.JI. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо-Запада России. 1996. — № 1. — С. 91−99.31 .Буданова Г. Летняя страна детства //Народное образование. 2001. — № 2.-С. 26−34.
  31. Г. П. Система воспитания пионерского актива. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1985.-21 с.
  32. Ю.В. Система воспитательной деятельности круглогодичного п/л. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1980. 23 с.
  33. В.Н. Воспитание активной позиции подростков в процессе общественно полезной деятельности в п/л. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1983. 16 с.
  34. С.Н., Возжаева Е. И. Республика «Наследие». Программа лагеря актива ФДПО «Соколенок». Кострома, 2000. — 68 с.
  35. В.А. Триединая основа деятельности детских оздоровительных лагерей // Перспектива 4. Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. Арзамас: АГПИ, 2004. — С. 98−104.
  36. В.А. Гражданином быть обязан // С чего начинается Родина?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Арзамас: АГПИ, 2004. С. 446−450.
  37. В.А. Образовательно-воспитательный процесс в детском оздоровительном центре // Перспектива 3. Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. Арзамас: АГПИ, 2003. — С. 51−54.
  38. В.А. Союз мальчишек и девчонок. Из опыта работы ДОЦ «Ласточка». — Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003. 56 с.
  39. К.Н. Основные педагогические проблемы организации летней работы с детьми в городской школе. Дис.. канд.пед.наук. М., 1987. -346 с.
  40. Вопросы воспитания: системный подход / Под общ. ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
  41. .З. Семь парадоксов воспитания. — М.: Новая школа, 1994. — 78 с.
  42. .З., Хозе С., Иванов В. Ребячий лидер — кто он? // Воспитание школьников. 1991. —№ 1−2. — С. 9−13.
  43. A.B. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. — 35 с.
  44. О.С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания (На материале воспитательной работы со старшеклассниками в условиях летнего лагеря). Дис.. канд.пед.наук. -М., 1974. 209 с.
  45. О.С. Игра как системная потребность детства // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. Вып. 8. М.: Инноватор, 1998. — С. 23−26.
  46. О.С. Основные идеи и проблемы педагогики каникул // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. М.: Инноватор, 1998.-С. 14−22.
  47. О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: Забота — поддержка — консультирование. Вып.№ 6 — М.: Инноватор, 1996. С. 1038
  48. О.С. Развитие и воспитание временного детского коллектива // Сов.педагогика. 1978. — № 8. — С.37−43.
  49. Д.В. Психологическое обеспечение летнего обучения: Теория и практика: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1997.
  50. А.И. Сочинения в 9-ти томах. Т.9. — М., 1958.
  51. A.M. Трудовое воспитание в загородном пионерском лагере. Дис.. канд.пед.наук. М., 1958. — 394 с.
  52. Гуманизация воспитания в современных условиях /Под ред. Газмана О. С. и И. А. Костенчука. М., 1995. — 115 с.
  53. B.B. Личности надо «выделяться» // С чего начинается личность / Под ред. Р. И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. — С. 109 139.
  54. П.Н. Некоторые вопросы теории и практики летних лагерей старшеклассников. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Калинин, 1968. -25 с.
  55. Дети. Каникулы. Творчество. / Сост. В. А. Волгунов. Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. — 130 с.
  56. Династия. Из опыта работы ДОЦ «Ласточка». / Сост. В. А. Волгунов. — Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003. 76 с.
  57. H.A. Психолого-педагогические условия и средства реализации личностного подхода в период летнего отдыха школьников: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.
  58. Л.С. Развитие пионерских лагерей в СССР (1945−1975). Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1976.-22 с.
  59. П.А. Общественный труд в пионерском лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 1963.— 19 с.
  60. А. Размышления о лагере нового типа // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. — М.: Инноватор, 1998. — С.85−93.
  61. И.П. Методика коммунарского воспитания. — М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
  62. В.П., Злыгарева Г. А. Особенности включения личности в сводные объединения общелагерного коллектива // Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе. -Кострома: КГПИ им. НА. Некрасова, 1989. С. 104−110.
  63. В.Т. Гуманистическое воспитание: Концепция / Министерство образования Республики Беларусь. Академия последипломного образования. Мн., 1998. — 98 с.
  64. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
  65. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика, 1993. — 80 с.
  66. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание . Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. -М.: Новая школа, 1996. 160 с.
  67. A.A. Основные направления совершенствования летней педагогической практики студентов: Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1992.
  68. Карлгрен, Франс. Воспитание к свободе / Пер. с нем. М.: Московский центр вольфдорской педагогики, 1992. — 272 с.
  69. И.И. Содержание познавательной деятельности детей в массовом пионерском лагере на основе краеведения. Автореф. дис.. канд.пед.наук. Томск, 1969. — 19 с.
  70. А.Г. Временный коллектив старшеклассников в системе коллективного воспитания // Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе. Кострома: КГПИ им. H.A. Некрасова, 1989.-С. 10−18.
  71. Н.В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: Дис. канд. пед. наук. -Саранск, 2004. 84 с.
  72. Я. Л. Психология детского коллектива: Система межличностных отношений. — Мн.: Нар. асвета, 1984. 239 с.
  73. Концептуальные основы обновления системы организованного летнего отдыха детей // Вестник образования. 1992. — № 4.
  74. В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 46−51.
  75. Н.К. О жизни в лагерях (письмо пионерам). Пед. соч.: в 10-ти т., М., 1959, T. V, с.593−595.
  76. Н.К. О пионерских лагерях и прогулках. Пед. соч.: в 10-ти т., -М., 1959, T. V, с.252−253.
  77. Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование. -2000.-№ 4−5.-С. 25−33.
  78. Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул/ Сост. и научн. ред. C.B. Тетерский. M.: ACADEMiA, 2003. — 130 с.
  79. .В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 1999. — 37 с.
  80. .В., Рябинин А. И. Использование игры как педагогического средства в работе с временным детским объединением // Проблемы школьного воспитания. Н. Новгород: Департамент образования Нижегородской области, 2000. — № 2. — С. 22−35.
  81. В.В. Методика планирования работы в пионерском лагере. М.: Рот., ВКШ при ЦК ВЖСМ, 1973. — 27 с.
  82. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  83. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — СПб: Тускарора, 1996.-175 с.
  84. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  85. A.C. Сочинения в семи томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959−1960.
  86. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд-во «Образование», 1998.-344 с.
  87. Ю.С. Средовой подход в моделировании // Моделирование воспитательных систем: теория — практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 99−109.
  88. A.B. Педагогические условия саморазвития личности одаренного учащегося в летней физико-математической школе: Дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999.
  89. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. М.: НИИТОиПРАО, 1996. — 240 с.
  90. М.Р. Условия эффективного применения педагогических технологий детской организации «Н-4». Дис.. канд.пед.наук. — М.: Ин-т молодежи, 1995. 259 с.
  91. Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М.: Изд-во РОУ, 1995. — 144 с.
  92. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  93. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
  94. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3−10.
  95. Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1978. 144 с.
  96. Новые ценности образования. Выпуск № 6. М.: Инноватор, 1996.- 196 с.
  97. Новые ценности образования. Философия и педагогика каникул. Выпуск № 8. -М.: Инноватор, 1996. 218 с.
  98. Новые ценности образования: культурные модели школ. Выпуск № 7. М.: Инноватор — BENNET COLLEGE, 1997. — 248 с.
  99. В.А. Подготовка студентов к разрешению конфликтов подростков в условиях летнего лагеря: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1991.
  100. Организация летнего отдыха школьников. / Сост. Новикова Т. В. — Красноярск, 1991.-73 с.
  101. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  102. Острые проблемы воспитания: поиски решения / Под общей ред. Б. З. Вульфова. -М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. 240 с.
  103. С.И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых п/лагерей круглогодичного типа. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1989. -21 с.
  104. Познание и проектирование (материалы «Круглого стола») // Вопр. философии. 1985. — № 6. — С. 86−96.
  105. Положение о загородном детском оздоровительном лагере (центре)// Народное образование. 2001. — № 4. — С. 72−75.
  106. В.В. Теория и практика организации клубной деятельности школьников. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. — 236 с.
  107. В.В. Подростковый клуб: Самодеятельность, творчество, самоопределение. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  108. С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. -М.: Знание, 1990. — 80 с.
  109. С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. -М.: Новая школа, 1996. 160 с.
  110. Права ребенка. Сборник основных международных документов. -М.: Дом, 1992.-96 с.
  111. Проблемы управления воспитательными пространствами: Сб. научн. тр. / Науч. ред. Борисова Л. А. — М.-Чебоксары: Изд-во ЧГПУ. -2001.-375 с.
  112. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб: Изд-во СПбГТУ, 1996. — 140 с.
  113. Л.В. Экологическое воспитание подоростков в п/л. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1989. 16 с.
  114. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. — М., 1996. — 144 с.
  115. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
  116. В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопр. философии. 1984. — № 10. — С. 100−111.
  117. Е. Научно-методические основы летнего отдыха // Народное образование. 2000. — № 4−5. — С.5−10.
  118. Н.Ж. Деятельность пионерской организации по формированию социально-экологической ответственности подростков. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 1991. — 16 с.
  119. Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М.: Изд-воРОУ, 1995.- С. 10−18.
  120. В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург: УрГУ, 1993. — 63 с.
  121. В.Д. Социальная среда и моделирование // Моделирование воспитательных систем: теория — практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. — С.110−118.
  122. Я.И. Коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. -224 с.
  123. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. — М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  124. Современные проблемы исследования воспитательных систем / Под ред. Н. Л. Селивановой, И. А. Скворцовой. М.: ИТО и ПРАО, 1995.-77 с.
  125. Социальное проектирование. Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. — 96 с.
  126. В.Б. Исследование влияния различных двигательных режимов в пионерских лагерях на физическое развитие и работоспособность детей школьного возраста. Автореф. дис.. канд.пед.наук. Тарту, 1967. — 20 с.
  127. А.П. Трудовое воспитание в загородном пионерском лагере в связи с задачами политехнической подготовки школьников. Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1958. 13 с.
  128. E.H. Процесс моделирования школьных воспитательных систем: теоретический и методический аспекты // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М.: Изд-во РОУ, 1995. — С.50−58
  129. В.А. О воспитании. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979.-270 с.
  130. Ю. Педагогический потенциал лагерной смены // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. М.: Инноватор, 1998. — С.80−84.
  131. Ю.Н. Летний лагерь: слагаемые системы деятельности // Проблемы школьного воспитания. Н. Новгород: Департамент образования Нижегородской области, 2000. — № 2. — С. 11−21.
  132. Теория и практика воспитательных систем / Ред. Л. И. Новикова и др. В 2-х кн. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 349 с.
  133. А.И., Куприянов Б. В. Концепция авторских лагерей Костромской области // Авторские программы профильных смен (из опыты работы). Кострома: ИНКАД, 1996. — С. 2−4.
  134. H.A. Индивидуально-ориентированная подготовка студентов педвуза к работе с детьми в летнем оздоровительном лагере: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1996.
  135. Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования // Вопр. философии. 1987. — № 2. — С. 87−96.
  136. К.Н. Развитие и воспитание временного детского коллектива (на материалах загородных лагерей). Дис.. канд.пед.наук. -Л., 1970.-342 с.
  137. А.Г. Индивидуальных подход в воспитательной работе с пионерами в лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1987.-17 с.
  138. А.Н. Нравственное воспитание подростков в разновозрастном коллективе школьного лагеря труда и отдыха. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1978.-23 с.
  139. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
  140. Д.Н. Основные положения теории установки. М.: Педагогика, 1961. -358 с.
  141. А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем: Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1976. — 256 с.
  142. Л.И. Психология организационной деятельности школьника. М.: Знание, 1980. — 86 с.
  143. К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М.: Педагогогика, 1988−1990.
  144. М.В. Профессиональное воспитание студентов в процессе подготовки к летней педагогической практике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991.
  145. С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. -М.: Прогресс, 1990. 304 с.
  146. И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: монография. Ярославль: Издательский дом «Медиум-пресс», 2000. -302 с.
  147. Т.В. Индивидуальная поддержка школьников // Воспитательная система школы: проблемы управления / Под ред. В. А. Караковского и др. М.: Сентябрь, 1997. — с.43−52.
  148. В.Е. Можно ли организовать самоорганизацию? //Социологические исследования. 1993. — № 8. — С.65−69.
  149. И. Совершенствование педагогической деятельности ВДЦ и «Орленок» // Народное образование. 2000. — № 4−5.-С. 181−182.
  150. Л., Зинглер Д. Теории личности. — СПб: Питер Пресс, 1997.-608 с.
  151. Е.И., Рожков М. И. Детские организации: Шаг в будущее. // Воспитание школьников. — 1993 № 2. — С.29−31.
  152. Школа самоопределения. Шаг второй /Ред. и сост. А. Н. Тубельский. М.: НПО «Школа самоопределения», 1994. — 480 с.
  153. С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-239 с.
  154. С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004. — 112 с.
  155. С.А. Нужна ли детскому лагерю идеология? // Народное образование. 2000. — № 4−5. — С. 69−73.
  156. С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004.- 128 с.
  157. Р. Истина и наука. М.: МЦВП, 1992. — 96 с.
  158. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М.: Педагогический поиск, 1997. 78 с.
  159. Н.Е. Моделирование программы воспитания школьника // Актуальные проблемы программирования и диагностики целостного учебно-воспитательного процесса. М. — Псков: ПОИУУ, 1991. — С. 136−138.
  160. Н.Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого). М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 160 с.
  161. А. А. Педагогические условия реализации воспитательных возможностей общения в летнем лагере школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Краснодар, 1996.
  162. А.А. Роль обучения в развитии детей в лагере // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. — М.: Инноватор, 1998. с.72−79.
  163. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. 4.1. — 365 с.
  164. American Camping Association. Camp Standarts With Interpretation for the Accreditetion of Organized Camps. Martisville, INA American Camping Assotiation. 1984. p.9.
  165. Edgar, Mary S. «Lasting Legacies for Campers» Spread a Little Sunshine Huntsville, Ontario: Camp Iawingo. p216
  166. Elkind, David. «The Hurried» Camping Magazine. 58:1 September-October, 1985. pp.25−26.
Заполнить форму текущей работой