Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря
Диссертация
Настоящее исследование, имеющее теоретико-экспериментальный характер, затронуло лишь часть аспектов сложной и многогранной проблемы формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря. В ходе исследования и осмысления его результатов наметился ряд проблем, требующих дальнейшего рассмотрения. Необходимо более глубокое изучение вопросов связанных с формированием воспитательной среды… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ВОСПИТА ТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
- 1. Теоретический анализ проблем жизнедеятельности загородных детских лагерей
- 2. Специфика воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях
- 3. Воспитательная среда загородного детского оздоровительного лагеря
- Выводы по главе
- ГЛАВА 2. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
- 1. Основополагающие принципы формирования воспитательной среды лагеря
- 2. Формирование воспитательной среды загородного детского лагеря
- 3. Условия эффективности воспитательной среды детского оздоровительного лагеря
- Выводы по главе
Список литературы
- Абдулин Э.Б. Содержание и методы музыкальной работы в пионерском лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. 1991. — 17 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
- Адылова Г. Физическое воспитание подростков в пионерском лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. 1991. — 17 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. 494 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. — Казань, 1988. -236 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Из-во Каз. ун-та, 1996. 568 с.
- Андреева Л. Художественно-прикладное творчество в условиях учреждения дополнительного образования//Народное образование. — 2000.- № 4−5.-С. 185−186.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
- Ю.Анохина Т. «Сделать свою жизнь» // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. — М.: Инноватор, 1998. — С. 94−98.
- П.Антонов В. Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997.
- Аркин И.А. Задачи и методы изучения детского коллектива /Деринг. Психология школьного класса. -М.-Л., 1929. 163 с.
- З.Афанасьев В. Г. О системном подходе в воспитании // Сов. педагогика. -1991.-№ 2.-С. 77−80.
- Афанасьев С.П., Коморин C.B., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. — Кострома: МЦ «Вариант», 2001. 224 с.
- Байбородова JI.B. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1994. — 35 с.
- Банникова Т.А. Организационно-методические основы физического воспитания детей в летнем оздоровительном центре: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 168 с.
- П.Барышникова З. А. Воспитание познавательных интересов старших подростков в п/лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М.: 1977. 19 с.
- Бедерханова В. Личностно-ориентированное образование в детском лагере // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. М.: Инноватор, 1998. — С.38−44.
- Белкин A.C. Педагогика детства. — Екатеринбург: «Сократ», 1995. — 152 с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как её создать. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
- Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. — 320 с.
- Бердяев H.A. Самопознание. -М.: Книга, 1991. 446 с.
- Бережная И.Ф. Формирование социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере: Дис.. канд. пед. наук. Воронеж, 1998.
- Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 59−60.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Бобрышев C.B. Взаимосвязь теоретической и практической подготовки студентов к работе с детскими общественными объединениями. Дис.. канд.пед.наук. С.-Петербург: СПбГУ, 1992. — 179 с.
- Болл А. и Б. Основы лагерного менеджмента: Учебн. пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений / Пер. с англ. С.Пб., пуб., 1994.-221 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Братченко C.JI. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо-Запада России. 1996. — № 1. — С. 91−99.31 .Буданова Г. Летняя страна детства //Народное образование. 2001. — № 2.-С. 26−34.
- Буданова Г. П. Система воспитания пионерского актива. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1985.-21 с.
- Бураков Ю.В. Система воспитательной деятельности круглогодичного п/л. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1980. 23 с.
- Бутов В.Н. Воспитание активной позиции подростков в процессе общественно полезной деятельности в п/л. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1983. 16 с.
- Возжаев С.Н., Возжаева Е. И. Республика «Наследие». Программа лагеря актива ФДПО «Соколенок». Кострома, 2000. — 68 с.
- Волгунов В.А. Триединая основа деятельности детских оздоровительных лагерей // Перспектива 4. Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. Арзамас: АГПИ, 2004. — С. 98−104.
- Волгунов В.А. Гражданином быть обязан // С чего начинается Родина?: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Арзамас: АГПИ, 2004. С. 446−450.
- Волгунов В.А. Образовательно-воспитательный процесс в детском оздоровительном центре // Перспектива 3. Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. Арзамас: АГПИ, 2003. — С. 51−54.
- Волгунов В.А. Союз мальчишек и девчонок. Из опыта работы ДОЦ «Ласточка». — Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003. 56 с.
- Волков К.Н. Основные педагогические проблемы организации летней работы с детьми в городской школе. Дис.. канд.пед.наук. М., 1987. -346 с.
- Вопросы воспитания: системный подход / Под общ. ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. — М.: Новая школа, 1994. — 78 с.
- Вульфов Б.З., Хозе С., Иванов В. Ребячий лидер — кто он? // Воспитание школьников. 1991. —№ 1−2. — С. 9−13.
- Гаврилин A.B. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997. — 35 с.
- Газман О.С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания (На материале воспитательной работы со старшеклассниками в условиях летнего лагеря). Дис.. канд.пед.наук. -М., 1974. 209 с.
- Газман О.С. Игра как системная потребность детства // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. Вып. 8. М.: Инноватор, 1998. — С. 23−26.
- Газман О.С. Основные идеи и проблемы педагогики каникул // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. М.: Инноватор, 1998.-С. 14−22.
- Газман О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: Забота — поддержка — консультирование. Вып.№ 6 — М.: Инноватор, 1996. С. 1038
- Газман О.С. Развитие и воспитание временного детского коллектива // Сов.педагогика. 1978. — № 8. — С.37−43.
- Гандер Д.В. Психологическое обеспечение летнего обучения: Теория и практика: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1997.
- Герцен А.И. Сочинения в 9-ти томах. Т.9. — М., 1958.
- Гукасова A.M. Трудовое воспитание в загородном пионерском лагере. Дис.. канд.пед.наук. М., 1958. — 394 с.
- Гуманизация воспитания в современных условиях /Под ред. Газмана О. С. и И. А. Костенчука. М., 1995. — 115 с.
- Давыдов B.B. Личности надо «выделяться» // С чего начинается личность / Под ред. Р. И. Косолапова. М.: Политиздат, 1979. — С. 109 139.
- Дербенев П.Н. Некоторые вопросы теории и практики летних лагерей старшеклассников. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — Калинин, 1968. -25 с.
- Дети. Каникулы. Творчество. / Сост. В. А. Волгунов. Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. — 130 с.
- Династия. Из опыта работы ДОЦ «Ласточка». / Сост. В. А. Волгунов. — Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2003. 76 с.
- Едалина H.A. Психолого-педагогические условия и средства реализации личностного подхода в период летнего отдыха школьников: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993.
- Жданова Л.С. Развитие пионерских лагерей в СССР (1945−1975). Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1976.-22 с.
- Жильцов П.А. Общественный труд в пионерском лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 1963.— 19 с.
- Иванов А. Размышления о лагере нового типа // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. — М.: Инноватор, 1998. — С.85−93.
- Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М.: Просвещение, 1990.- 144 с.
- Ижицкий В.П., Злыгарева Г. А. Особенности включения личности в сводные объединения общелагерного коллектива // Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе. -Кострома: КГПИ им. НА. Некрасова, 1989. С. 104−110.
- Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание: Концепция / Министерство образования Республики Беларусь. Академия последипломного образования. Мн., 1998. — 98 с.
- Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Творческая педагогика, 1993. — 80 с.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание . Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. -М.: Новая школа, 1996. 160 с.
- Кардабнев A.A. Основные направления совершенствования летней педагогической практики студентов: Автореф.. дис. канд. пед. наук. -Минск, 1992.
- Карлгрен, Франс. Воспитание к свободе / Пер. с нем. М.: Московский центр вольфдорской педагогики, 1992. — 272 с.
- Кинев И.И. Содержание познавательной деятельности детей в массовом пионерском лагере на основе краеведения. Автореф. дис.. канд.пед.наук. Томск, 1969. — 19 с.
- Кирпичник А.Г. Временный коллектив старшеклассников в системе коллективного воспитания // Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе. Кострома: КГПИ им. H.A. Некрасова, 1989.-С. 10−18.
- Кокорева Н.В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: Дис. канд. пед. наук. -Саранск, 2004. 84 с.
- Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система межличностных отношений. — Мн.: Нар. асвета, 1984. 239 с.
- Концептуальные основы обновления системы организованного летнего отдыха детей // Вестник образования. 1992. — № 4.
- Коротов В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 46−51.
- Крупская Н.К. О жизни в лагерях (письмо пионерам). Пед. соч.: в 10-ти т., М., 1959, T. V, с.593−595.
- Крупская Н.К. О пионерских лагерях и прогулках. Пед. соч.: в 10-ти т., -М., 1959, T. V, с.252−253.
- Крылова Н. Культурная среда детского лагеря // Народное образование. -2000.-№ 4−5.-С. 25−33.
- Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул/ Сост. и научн. ред. C.B. Тетерский. M.: ACADEMiA, 2003. — 130 с.
- Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 1999. — 37 с.
- Куприянов Б.В., Рябинин А. И. Использование игры как педагогического средства в работе с временным детским объединением // Проблемы школьного воспитания. Н. Новгород: Департамент образования Нижегородской области, 2000. — № 2. — С. 22−35.
- Лебединский В.В. Методика планирования работы в пионерском лагере. М.: Рот., ВКШ при ЦК ВЖСМ, 1973. — 27 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. — СПб: Тускарора, 1996.-175 с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
- Макаренко A.C. Сочинения в семи томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959−1960.
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб.: Изд-во «Образование», 1998.-344 с.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в моделировании // Моделирование воспитательных систем: теория — практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 99−109.
- Мендель A.B. Педагогические условия саморазвития личности одаренного учащегося в летней физико-математической школе: Дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999.
- Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендровской, В. А. Караковского. М.: НИИТОиПРАО, 1996. — 240 с.
- Мирошкина М.Р. Условия эффективного применения педагогических технологий детской организации «Н-4». Дис.. канд.пед.наук. — М.: Ин-т молодежи, 1995. 259 с.
- Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М.: Изд-во РОУ, 1995. — 144 с.
- Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
- Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 3−10.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. -М.: Педагогика, 1978. 144 с.
- Новые ценности образования. Выпуск № 6. М.: Инноватор, 1996.- 196 с.
- Новые ценности образования. Философия и педагогика каникул. Выпуск № 8. -М.: Инноватор, 1996. 218 с.
- Новые ценности образования: культурные модели школ. Выпуск № 7. М.: Инноватор — BENNET COLLEGE, 1997. — 248 с.
- Нужный В.А. Подготовка студентов к разрешению конфликтов подростков в условиях летнего лагеря: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1991.
- Организация летнего отдыха школьников. / Сост. Новикова Т. В. — Красноярск, 1991.-73 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Острые проблемы воспитания: поиски решения / Под общей ред. Б. З. Вульфова. -М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. 240 с.
- Панченко С.И. Педагогические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых п/лагерей круглогодичного типа. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1989. -21 с.
- Познание и проектирование (материалы «Круглого стола») // Вопр. философии. 1985. — № 6. — С. 86−96.
- Положение о загородном детском оздоровительном лагере (центре)// Народное образование. 2001. — № 4. — С. 72−75.
- Полукаров В.В. Теория и практика организации клубной деятельности школьников. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. — 236 с.
- Полукаров В.В. Подростковый клуб: Самодеятельность, творчество, самоопределение. М.: Знание, 1988. — 80 с.
- Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. -М.: Знание, 1990. — 80 с.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. -М.: Новая школа, 1996. 160 с.
- Права ребенка. Сборник основных международных документов. -М.: Дом, 1992.-96 с.
- Проблемы управления воспитательными пространствами: Сб. научн. тр. / Науч. ред. Борисова Л. А. — М.-Чебоксары: Изд-во ЧГПУ. -2001.-375 с.
- Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб: Изд-во СПбГТУ, 1996. — 140 с.
- Рогаленкова Л.В. Экологическое воспитание подоростков в п/л. Автореф. дис.. канд.пед.наук. -М., 1989. 16 с.
- Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. — М., 1996. — 144 с.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
- Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопр. философии. 1984. — № 10. — С. 100−111.
- Рыбинский Е. Научно-методические основы летнего отдыха // Народное образование. 2000. — № 4−5. — С.5−10.
- Самьяева Н.Ж. Деятельность пионерской организации по формированию социально-экологической ответственности подростков. Автореф. дис.. канд.пед.наук. — М., 1991. — 16 с.
- Селиванова Н.Л. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М.: Изд-воРОУ, 1995.- С. 10−18.
- Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург: УрГУ, 1993. — 63 с.
- Семенов В.Д. Социальная среда и моделирование // Моделирование воспитательных систем: теория — практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. М.: Изд-во РОУ, 1995. — С.110−118.
- Скалкова Я.И. Коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. -224 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. — М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Современные проблемы исследования воспитательных систем / Под ред. Н. Л. Селивановой, И. А. Скворцовой. М.: ИТО и ПРАО, 1995.-77 с.
- Социальное проектирование. Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. — 96 с.
- Спекторов В.Б. Исследование влияния различных двигательных режимов в пионерских лагерях на физическое развитие и работоспособность детей школьного возраста. Автореф. дис.. канд.пед.наук. Тарту, 1967. — 20 с.
- Сперанский А.П. Трудовое воспитание в загородном пионерском лагере в связи с задачами политехнической подготовки школьников. Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1958. 13 с.
- Степанов E.H. Процесс моделирования школьных воспитательных систем: теоретический и методический аспекты // Моделирование воспитательных систем: теория практике / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. -М.: Изд-во РОУ, 1995. — С.50−58
- Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1979.-270 с.
- Таран Ю. Педагогический потенциал лагерной смены // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. М.: Инноватор, 1998. — С.80−84.
- Таран Ю.Н. Летний лагерь: слагаемые системы деятельности // Проблемы школьного воспитания. Н. Новгород: Департамент образования Нижегородской области, 2000. — № 2. — С. 11−21.
- Теория и практика воспитательных систем / Ред. Л. И. Новикова и др. В 2-х кн. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 349 с.
- Тимонин А.И., Куприянов Б. В. Концепция авторских лагерей Костромской области // Авторские программы профильных смен (из опыты работы). Кострома: ИНКАД, 1996. — С. 2−4.
- Толмачев H.A. Индивидуально-ориентированная подготовка студентов педвуза к работе с детьми в летнем оздоровительном лагере: Дис.. канд. пед. наук. Курган, 1996.
- Тондл Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования // Вопр. философии. 1987. — № 2. — С. 87−96.
- Травинин К.Н. Развитие и воспитание временного детского коллектива (на материалах загородных лагерей). Дис.. канд.пед.наук. -Л., 1970.-342 с.
- Трофинюк А.Г. Индивидуальных подход в воспитательной работе с пионерами в лагере. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1987.-17 с.
- Тубельский А.Н. Нравственное воспитание подростков в разновозрастном коллективе школьного лагеря труда и отдыха. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1978.-23 с.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.
- Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. М.: Педагогика, 1961. -358 с.
- Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем: Пер. с англ. М.: Сов. Радио, 1976. — 256 с.
- Уманский Л.И. Психология организационной деятельности школьника. М.: Знание, 1980. — 86 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М.: Педагогогика, 1988−1990.
- Фирсов М.В. Профессиональное воспитание студентов в процессе подготовки к летней педагогической практике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1991.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. -М.: Прогресс, 1990. 304 с.
- Фришман И.И. Игровое взаимодействие в детских объединениях: монография. Ярославль: Издательский дом «Медиум-пресс», 2000. -302 с.
- Фролова Т.В. Индивидуальная поддержка школьников // Воспитательная система школы: проблемы управления / Под ред. В. А. Караковского и др. М.: Сентябрь, 1997. — с.43−52.
- Хиценко В.Е. Можно ли организовать самоорганизацию? //Социологические исследования. 1993. — № 8. — С.65−69.
- Хуснутдинова И. Совершенствование педагогической деятельности ВДЦ и «Орленок» // Народное образование. 2000. — № 4−5.-С. 181−182.
- Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности. — СПб: Питер Пресс, 1997.-608 с.
- Чепурных Е.И., Рожков М. И. Детские организации: Шаг в будущее. // Воспитание школьников. — 1993 № 2. — С.29−31.
- Школа самоопределения. Шаг второй /Ред. и сост. А. Н. Тубельский. М.: НПО «Школа самоопределения», 1994. — 480 с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994.-239 с.
- Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004. — 112 с.
- Шмаков С.А. Нужна ли детскому лагерю идеология? // Народное образование. 2000. — № 4−5. — С. 69−73.
- Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004.- 128 с.
- Штайнер Р. Истина и наука. М.: МЦВП, 1992. — 96 с.
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М.: Педагогический поиск, 1997. 78 с.
- Щуркова Н.Е. Моделирование программы воспитания школьника // Актуальные проблемы программирования и диагностики целостного учебно-воспитательного процесса. М. — Псков: ПОИУУ, 1991. — С. 136−138.
- Щуркова Н.Е., Павлова Е. П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого). М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — 160 с.
- Юриков А. А. Педагогические условия реализации воспитательных возможностей общения в летнем лагере школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Краснодар, 1996.
- Юриков А.А. Роль обучения в развитии детей в лагере // Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул Вып. 8. — М.: Инноватор, 1998. с.72−79.
- Левин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. 4.1. — 365 с.
- American Camping Association. Camp Standarts With Interpretation for the Accreditetion of Organized Camps. Martisville, INA American Camping Assotiation. 1984. p.9.
- Edgar, Mary S. «Lasting Legacies for Campers» Spread a Little Sunshine Huntsville, Ontario: Camp Iawingo. p216
- Elkind, David. «The Hurried» Camping Magazine. 58:1 September-October, 1985. pp.25−26.