Введение.
Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы
Значимость работы заключается в уточнение критериев и признаков категории «дети группы риска», анализирование опыта работы с такими детьми. Материалы дипломной работы могут быть использованы в профессиональной деятельности социального педагога, специалиста по социальной работе, психолога, преподавателей образовательных и средне профессиональных учреждений. Проблема адаптации детей, имеющих… Читать ещё >
Введение. Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усилием социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет в полной мере родительских обязанностей, не редко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна — социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества выстроить систему качественной социальной, психо-социально-педагогической адаптации детей и подростков.
В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации.
Проблема адаптации детей, имеющих различие отклонения от норм социального развития, является наиболее актуальной в современном российском обществе и наименее изученной. Исследованиями процесса адаптации данной категории детей, занимались такие ученые как Г. И. Царегородцев, Т. Парсонс, Р. Мертон.
В контексте данной дипломной работы под категорией «дети группы риска» понимаются дети, имеющие различные дефекты социализации, появляющиеся в асоциальных формах поведения и девиантных действиях.
Цель дипломной работы является изучение особенностей организации деятельности школы с детьми группы риска. Из цели работы вытекают следующие задачи:
- 1. выявить особенности детей из неблагополучных семей; проанализировать причины попадания детей в группу риска;
- 2. изучить основные формы и методы социально-педагогической работы с детьми группы риска;
- 3. рассмотреть социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска и разработать рекомендации по совершенствованию работы с данной категорий детей.
В дипломной работе используются материалы диссертационных исследований Л. Н. Антоновой, А. В. Быкова, которые были выполнены под руководством Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева на базе учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. Также в работе использована литература, материалы, которые легли в основу анализа отечественного опыта развития социальной педагогики и оказания практической помощи в адаптации детей группы риска. В работе также используются правовые аспекты решения проблем в отношении детей группы «риска».
Методы, использованные при написании дипломной работы: анализ научной литературы по проблемам исследований, опрос, тестирование, качественная и количественная обработка результатов.
Значимость работы заключается в уточнение критериев и признаков категории «дети группы риска», анализирование опыта работы с такими детьми. Материалы дипломной работы могут быть использованы в профессиональной деятельности социального педагога, специалиста по социальной работе, психолога, преподавателей образовательных и средне профессиональных учреждений.