Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий у младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стремление к правильности вычислений находит выражение в арифметике в виде создания способов проверки результатов вычислений. В методической литературе вопрос самоконтроля долгое время рассматривался в плане создания средств для проверки результатов действий. Советскими методистами внедрены результаты психологических исследований в практику обучения математике. Постоянно совершенствуются средства… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ /Актуальность проблемы, гипотеза, основные задачи и методика исследования/
  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ' ВЫПОЛНЕНИИ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И В МОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
    • I. Теоретические основы обучения самоконтролю в выполнении арифметических действий
    • 2. Исихолого-педагогические особенности формирования навыков самоконтроля в младшем школьном возрасте
    • 3. Исследование состояния вычислительных навыков и навыков самоконтроля учащихся в начальных классах
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ В ВЫПОЛНЕНИИ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • I. Обоснование методики обучения учащихся самоконтролю в выполнении арифметических действий
    • 2. Обучение устным и письменным вычислениям с ориентацией младших школьников на самоконтроль
    • 3. Экспериментальная проверка разработанной методики и анализ полученных результатов

Формирование навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях развитого социализма для подготовки квалифицированных кадров в различные сферы народного хозяйства большое значение имеет качественное обучение учащихся в школе. Перспективы развития народного образования в СССР определены в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных апрельским /1984 г./ Пленумом ЦК КПСС и первой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва /1984 г./. Цель реформы — поднять работу школы на «новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма» /8, с.38/. Ставятся задачи повышения эффективности общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки учащейся молодежи. В связи с переходом школы на обучение учащихся с шестилетнего возраста особую актуальность приобретает проблема формирования навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий.

В современной дидактике самоконтроль считается «.важным дидактическим средством, способствующим сознательному и прочному усвоению содержания образования» /71, с.77/. Обучение учащихся с 4 первого класса самоконтролю способствует достижению всеми школьниками высокого уровня усвоения учебного материала. Формирование у учащихся навыков самоконтроля способствует повышению эффективности усвоения всех школьных предметов, подготовке учащихся к профессиональной деятельности. Решение проблемы управления учебной деятельностью на основе самоконтроля требует поиска методов обучения, адекватных характеру учения школьников.

Проблема самоконтроля актуальна в методике преподавания математики. В рекомендациях XIX Международной конференции по народному просвещению при ЮНЕСКО указывалось на необходимость «изучать ошибки учащихся и видеть в них средство познания процесса их матемагического мышления», упражнять в практике самоконтроля и ис-йравления собственных ошибок /Ш, с.19/.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что можно более продуктивно использовать возможности математики для формирования навыков самоконтроля у учащихся.

Математика занимает особое место в формировании личности школьника и призвана вносишь в решение развивающих и воспитывающих задач весомый вклад. На изучение математики в начальных классах уходит четверть всего учебного времени.

О необходимости привлечения учащихся к выполнению контрольных действий при овладении вычислительными навыками В. М. Брадис писал: «Приучать к самопроверке следует уже на занятиях по арифметике, где это особенно просто» /40, с.69/.

Значимость вычислительных навыков и навыков самоконтроля определяется многими факторами. Полноценные вычислительные навыки в начальных классах способствуют качественному усвоению учащимися математики, применяются в разнообразной деятельности младших школьников и играют важную роль в овладении элементами трудовых навыков. Умение правильно выполнять вычисления является основой качественного овладения учащимися знаниями основ наук в средней школе. Воспитанная в процессе обучения потребность в самоконтроле имеет особое значение в условиях современного производства.

В истории развития арифметики и методики ее преподавания издавна уделялось большое внимание правильности математических вычислений. В ходе исторического развития арифметики, наряду с поисками доступных для усвоения школьниками алгоритмов сложения, вычитания, умножения и деления, велись поиски эффективных способов проверки результатов арифметических действий. Вопросы самоконтроля затронуты в работах прогрессивных русских методистов дореволюционного периода /П.С.Гурьева, В. А. Латышева, А. И. Гольденберга, В.К.Беллюстиt на, Д. Д. Галанина, К.П.АрЕеникова и др./. Они предлагали ставить контрольные вопросы к изученным темам, проводить для небольших чисел практическую проверку результатов арифметических действий, обучать учащихся способам арифметической проверки.

Особое внимание уделялось правильному выполнению арифметических действий в советской школе. В работах методистов Н. И. Кавун, Н. С. Поповой, Е. С. Березанской, А. С. Пчелко, Г. Б. Поляка и др. наряду с традиционными средствами проверки, рекомендуются проверочные конструкции заданий. В методике математики под самоконтролем в выполнении арифметических действий до недавнего времени /50-х гг. XX в./ понимали проверку результатов вычислений.

Специальные исследования проблемы формирования навыков самоконтроля в учебной деятельности учащихся способствовали уточнению понятия самоконтроля. В психологии под самоконтролем понимают не только контроль результата, но и контроль за отдельными операциями действий и их последовательностью.

Проблема самоконтроля учащихся на уроках математики нашла дальнейшее развитие в работах ведущих методистов-математиков /М.А. Байтовой, Г. В. Бельтюковой, М. В. Богдановича, Н. Ф. Вапняр, Ю.М.Коля-гина, М. И. Моро, А. М. Пышкало, И. Ф. Тесленко, П. М. Эрдниева и др./.

Анализ школьной практики показал, что обучение арифметическим действиям требует дальнейшего совершенствования. В результате проведенных письменных контрольных работ установлено, что безошибочные работы составили ZQfa /первые классы/, Z6% /вторые классы/ и IЭ% /третьи классы/. Выявлен резерв в повышении качества вычислительных навыков на основе формирования у учащихся навыков самоконтроля.

Большое значение для исследования проблемы самоконтроля имеют результаты исследования в области психологии, физиологии, кибернетики, педагогики. В основе нашего исследования лежат:

— теория психической деятельности /Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С.л.Рубинштейн/ и разработанная структура учебной деятельности /Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов/;

— результаты исследований в физиологии высшей нервной деятельности акцептора действия /аппарата коры головного мозга человека/, в котором происходит сличение результатов выполняемых действий с предполагаемыми /К.П.Анохин/;

— деятельностный подход к процессу обучения в школе.

Сущность самоконтроля в выполнении арифметических действий у младших школьников нами установлена в результате анализа работ советских психологов и педагогов по проблемам обучения школьников /д.Б.Эльконина, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, Н. А. Менчинской, Д. Н. Богоявленского, Е.Н.Кабановой-Меллер, П. А. Шеварева, Ю.К.Бабан-ского, Т. И. Шамовой и др./, а также работ, посвященных специальным исследованиям самоконтроля в учебной деятельности /А.К.Сердюк, Л. Б. Ительсона, В. В. Чебышевой, А. С. Лынды, Г. М. Сосниной, Н.М.Эрдни-ева и др./.

Анализ литературы показал, что средства и способы самоконтроля в значительной мере зависят от специфики учебного предмета, возрастных особенностей школьников. Зависимость действий самоконтроля от учебного предмета объясняется тем, что самоконтроль не имеет самостоятельного обьекта действия и результата, а взаимосвязан с деятельностью субъекта и способствует ее улучшению. Возможность обучения самоконтролю, начиная со старшего дошкольного возраста, обоснована в исследованиях А. П. Усовой, Х'.Н.Доро новой и др., проблемам самоконтроля с младшего школьного возраста посвящены работы А. К. Сердюк, В. С. Ивановой, Г. А. Собиевой, Г. М. Сосниной и др. Исследования, проведенные авторами на различных учебных предметах и в различных возрастных группах, показывают, что навыки самоконтроля у учащихся формируются в результате целенаправленной и систематической работы учителя.

В психолого-педагогической литературе отсутствует единое мнение авторов на определение самоконтроля. Этот факт можно объяснить многоаспектностью проблемы, специфическими особенностями самоконтроля в зависимости от объекта контроля и возраста учащихся. Вместе с тем, в литературе общепризнангы внутренние механизмы функционирования самоконтроля в выполнении учебной деятельности. В основе самоконтроля лежит операция сличения выполняемого действия с заранее составленным образцом действия.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы показало, что специальных исследований по проблеме формирования навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий у младших школьников не проводилось. В методике преподавания математики в начальных классах эта проблема разработана недостаточно полно. В ходе констатирующего эксперимента нами установлено, что механические ошибки, которые допускаются вследствие невнимательности, утомляемости и других психологических причин /117, с.99/, существенно снижают правильность вычислений учащихся 1−3 классов.

Актуальность самоконтроля в выполнении арифметических действий в теории, школьной практике обусловили выбор темы нашего исследования «Формирование навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий у младших школьников» .

Методологической основой исследования явились положения марксистско-ленинской теории познания, согласно которым познание является активной, преобразующей и отражательной деятельностью человека, протекающей под контролем сознаниядиалекгико-материалистический подход к определению сущности математических понятийрешения партийных съездов и пленумов, постановления ЦК КПСС и советского правительства о совершенствовании народного образования.

Теоретической основой исследования избрана принятая в советской психологии и педагогике деятельностная концепция обучения. Согласно этой концепции, самоконтроль трактуется как компонент учебной деятельности. Деятельностная концепция обучения открывает новые перспективы в совершенствовании методики преподавания математики на основе формирования у учащихся навыков самоконтроля.

О б ь е к т исследования — контроль за выполнением вычислений в процессе взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся при изучении арифметических действий.

Предмет исследования — формирование навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий у младших школьников.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику формирования навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий у младших школьников.

Гипотеза исследования:

— формирование у учащихся навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий целесообразно организовать с первого года обучения по специально разработанной методике;

— целенаправленное обучение с ориентацией на самоконтроль в выполнении арифметических действий способствует повышению качества вычислительных навыков у младших школьников.

В ходе проверки выдвинутой гипотезы были решены задачи исследования:

— проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература с целью выявления сущности самоконтроля в выполнении арифметических действий;

— разработана схема функционирования самоконтроля в выполнении арифметических действий- *.

— изучено состояние вычислительных навыков и навыков самоконтроля учащихся 2−3 классов;

— определены пути совершенствования методики изучения арифметических действий на основе формирования навыков самоконтроля;

— разработана и экспериментально проверена методика формирования навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий.

Для реализации поставленных задач в ходе исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературыизучение передового педагогического опытацеленаправленное наблюдение за вычислительной деятельностью учащихся 1−3 классованализ протоколов уроков, устных опросов и письменных работ учащихсяпедагогический эксперимент.

Достоверность основных теоретических положений и выводов экспериментально проверена и подтверждена в ходе обучающего эксперимента, статистической обработкой результатов обучения контрольных и экспериментальных классов.

Исследование проводилось с 1981 по 1984 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе /1981;1982 гг. У была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература, изучен передовой педагогический опыт, разработаны теоретические основы самоконтроля в выполнении арифметических действий, изучено состояние вычислительных навыков и навыков самоконтроля учащихся 1−3 классов. Констатирующий и поисковый этапы эксперимента проводились в 1−3 классах школ г. Ворошиловграда /Ш 5, 17, 38, I/ и Ворошиловградской области /Лутугинская СШ, Марковская СШ/. В результате анализа научной литературы, изучения состояния проблемы в школьной практике определены пути совершенствования методики изучения арифметических действий, разработана методическая модель формирования навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий.

На втором этапе исследования /1982;1983 гг./ были уточнены отдельные положения и проведен обучающий эксперимент. На материале устного сложения и вычитания были достаточно полно проверены все положения предлагаемой методики. В ходе экспериментального обучения в первом классе апробировались разработанные учебные задания /содержащие справочные материалы по изучению устного сложения и вычитания, а также задания, конструкции которых несут информацию о правильности выполнения решений/ и методические рекомендации по формированию навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий у младших школьников.

Для проведения контрольных срезов в экспериментальных и контрольных классах разрабатывалась специальная система контрольных заданий, а также система учета успешности каждого ученика в овладении вычислительными приемами. Экспериментальное обучение проводилось в первых классах школ г. Киева /Ш 57, 50, 48, 38/, Киевской области /Тарасовская СШ Киево-Святошинского района/, г. Ворошиловграда /№№ 18, 49/ и Ворошиловградской области /Роскошнянская СШ Лутугинского района/.

На третьем этапе исследования /1983;1984 гг./ проводилось повторное обучение по предлагаемой методике, в ходе которого на других классах проверялась достоверность полученных экспериментальных результатов. Был организован контрольный эксперимент по изучению прочности вычислительных навыков учащихся экспериментальных и контрольных классов, который проводился спустя свыше полугода после завершения обучающего эксперимента. Окончательно подводились итоги экспериментального исследования, делались выводы об эффективности предложенной модели формирования навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий у младших школьников, завершалось описание исследования.

На защиту выносятся:

— теоретическое обоснование сущности самоконтроля учащихся в выполнении арифметических действий, состоящее в определении общих положений самоконтроля и специфических условий его проявления в вычислительной деятельности младших школьников;

— методическая модель и методика формирования у учащихся навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий.

Научная новизна работы:

— выделены общие и специфические условия формирования навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий;

— определены пути формирования навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий;

— разработана и экспериментально проверена методика формирования навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий у младших школьников.

Практическая значимость работы состоит в том, что теоретическое обоснование самоконтроля в выполнении арифметических действий и разработанная методика изучения арифметических действий с ориентацией учащихся на самоконтроль могут быть использованы авторами при написании учебных и методических пособий. Разработанная система справочных материалов по изучению арифметических действий может стать составной частью тетради по математике с печатной основой. Учебные задания и методические материалы используются в работе учителей начальных классов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены на Отчетных научных конференциях Во-рошиловградского пединститута /1983 г./ и НИИ педагогики УССР /г.Киев, 1984 г./, на Конференции молодых ученых НИИ психологии УССР и НИИ педагогики УССР /г.Киев, 1984 г./. Результаты проведенного исследования докладывались и получили одобрение на курсах повышения квалификации учителей начальных классов при Киевском городском институте усовершенствования учителей /1983 г./, Ворошилов-градском областном институте усовершенствования учителей /1983 г./. Предлагаемая методика формирования навыков самоконтроля учащихся в выполнении арифметических действий обсуждалась на семинарах учителей при Киевском городском ИУУ и Ворошиловградском областном ИУУ, на методических обьединениях учителей начальных классов школ, в которых проводился педагогический эксперимент.

Основные положения диссертационной работы изложены в следующих публикациях.

— Формирование у первоклассников навыков проверки арифметических действий. — Начальная школа, 1983, № 9, с.45−47.

— Совершенствование методики изучения арифметических действий.-Початкова школа, 1983, Ш 9, с.25−28 /на украинском языке/.

— Учебные задания по формированию навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий. I класс /МП УССР, НИИ педагогики/. Киев, 1983, 48 с.

— Формирование навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий у учащихся первых классов: Методические рекомендации для учителей /НИИ педагогики УССР/. Киев, 1983, 27 с.

— Организация самостоятельной работы учащихся с установкой на самоконтроль. — В сб.: Педагогика. — Киев^ Радянська школа, 1984, вып.23, с.80−83 /на украинском языке/.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Экспериментальная проверка разработанной методики формирования навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий показала ее эффективность.

Предлагаемая методика способствует осуществлению воспитывающих и развивающих функций обучения. Средства и способы самоконтроля направлены на-осознанное усвоение вычислительных приемов, их закрепление, создают условия для образования у учащихся полноценных вычислительных навыков и умений. В правильности выполнения вычислений большое значение имеет предварительное продумывание решения, прикидка результата, контроль за последовательностью действий и проверка результатов. Широкое использование в практике методических приемов^ средств обучения самоконтролю, обеспечивает глубокое усвоение вычислительных навыков. Об этом свидетельствует показатель правильности вычислений — количество работ без ошибок. В экспериментальных классах по сравнению с контрольными количество работ без ошибок оказалось в среднем более чем на 15% выше. В ходе экспериментального обучения удалось выявить динамику развития навыков устного сложения и вычитания у первоклассников. Оказалось, что, набрав высокие темпы в усвоении результатов арифметических действий в пределах первого десятка, первоклассники постепенно снижают качество усвоения вычислительных приемов. Результаты контрольных срезов показали, что снижение набранных темпов можно уменьшить при обучении учащихся самоконтролю в процессе вычислений. Более высокий уровень качества вычислительных навыков учащихся экспериментальных классов в сравнении с контрольными свидетельствует об эффективности методики обучения. Избранные критерии сформи-рованности навыков самоконтроля в выполнении арифметических действий позволили провести качественный и количественный анализ обучения учащихся арифметическим действиям в экспериментальных и контрольных классах.

Для достижения необходимого самоконтроля у учащихся младших классов в процессе выполнения арифметических действий целесообразно:

— управлять самоконтролем учащихся непосредственно /напоминание о проверке, показ рациональных способов проверки и т. д./ и опосредованно /применение образцов с сигнальными ориентирами для самоконтроля, заданий проверочных конструкций и т. д./;

— обеспечивать учащихся необходимыми удобными образцами способов вычислений;

— рекомендовать правила и памятки как конкретного характера по применению вычислительных приемов для решения примеров, так и обобщенного характера для ориентировки в способах вычислений;

— обучать доступным и рациональным способам проверки арифметических действий /с использованием наглядных средств или дополнительных вычислений/ на всех этапах усвоения учебного материала;

— учить выделять известные и новые элементы в способах вычислений, использовать аналогию, сравнение, обобщение;

— значительное внимание уделять фронтальной работе по применению средств и способов самоконтроля;

— на всех этапах изучения арифметических действий для упражнений использовать целесообразные конструкции заданий, которые обеспечивают контроль за правильностью результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Самоконтроль является одним из важных компонентов в структуре учебной деятельности, а следовательно обучение без целенаправленного формирования навыков самоконтроля у школьников не может быть достаточно полноценным.

Стремление к правильности вычислений находит выражение в арифметике в виде создания способов проверки результатов вычислений. В методической литературе вопрос самоконтроля долгое время рассматривался в плане создания средств для проверки результатов действий. Советскими методистами внедрены результаты психологических исследований в практику обучения математике. Постоянно совершенствуются средства самоконтроля, приемы и методы обучения учащихся проверочным действиям. В методике математики система целенаправленной работы учителя по систематическому обучению учащихся самоконтролю в выполнении арифметических действий еще не достаточно разработана. В ходе констатирующего и поискового этапов педагогического эксперимента выявлены недостатки в качестве вычислительных навыков учащихся и найдены резервы их повышения на основе формирования навыков самоконтроля. В основе самоконтроля лежат контрольно-оценочные и регулировочные функции. Блок-схема функционирования самоконтроля как внутреннего механизма деятельности иллюстрирует контроль за выполнением деятельности и принятие решений на основе оценки ее результатов на всех его этапах деятельности /планирование, исполнение, анализ результатов/.

Самоконтроль зависит от объекта самоконтроля /специфики учебного предмета/ и возрастных особенностей учащихся. Исходя из установленных общих условий функционирования самоконтроля и специфических условий его проявления в выполнении арифметических действий, нами разработана схема функционирования самоконтроля в выполнении арифметических действий. На схеме определены действия самоконтроля в выполнении вычислений.

Проведение экспериментального исследования показало, что противоречие между конкретно-образным мышлением младших школьников и абстрактным характером арифметики можно устранить в процессе постепенного перехода от оперирования с предметной наглядностью и схематических записей к выполнению вычислений в уме.

В ходе экспериментального обучения доказана необходимость целенаправленного управления самоконтролем учащихся с помощью справочных материалов по изучению арифметических действий. Оказалось эффективным обучение самоконтролю на всех этапах усвоения знаний: изучение новых вычислительных приемов, закрепление, формирование вычислительных навыков и умений. Предлагаемая методика органически сочетается с действующей методикой изучения арифметических действий и направлена на решение развивающих и воспитывающих функций обучения.

В результате диссертационного исследования можно сделать следующие выводы:

— разработанная нами методика с учетом специфики арифметических действий и возрастных особенностей младших школьников в овладении контрольными действиями способствует целенаправленному формированию навыков самоконтроля, начиная с первого года обучения;

— обучать самоконтролю важно на всех этапах изучения арифметических действий;

— при изучении арифметических действий целесообразно широко использовать образцы способов вычислений с сигнальными ориентирами для самоконтроля, систему способов проверки результатов арифметических действий, задания, ориентирующие учеников на самоконтроль;

— экспериментальное обучение доказало эффективность в формировании навыков самоконтроля разработанных справочных материалов по изучению арифметических действий.

Одним из направлений дальнейшего исследования проблемы самоконтроля является разработка методики формирования навыков самоконтроля при изучении учащимися дробных чисел.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. З, с.7−544.
  2. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. З, с.1−4.
  3. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.1−338.
  4. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.18. — 525 с.
  5. В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., 5-е изд., т.29. — 782 с.
  6. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1982. — 144 с.
  7. Материалы Ш1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
  8. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 112 с.
  9. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах /Под ред. М. И. Моро, А. М. Пышкало. М.: Педагогика, 1977. — 247 с.
  10. А.Н., Черный В. Н. Методы обучения в современной буржуазной педагогике США /Под ред. И. С. Хмель. Киев: Радянська школа, 1983. — 140 с. /на укр. яз./.
  11. С. О потенциальных возможностях обучения учащихся начальных классов приемам самопроверки. В кн.: Проблемы дидактики. — Таллин: Валгус, 1979, с.48−54.
  12. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1565. — 304 с.
  13. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия АПН РСФСР, М.- Л., 1948, вып. 18, с.101−124.14
Заполнить форму текущей работой