Проблемный урок: структура, содержание, технология
Данная структура относится к внешним показателям учения, т. е. не является показателем мыслительной деятельности учащихся. Внутреннюю часть структуры проблемного урока составляют: Взяв за основу получивший всеобщее признание принцип проблемное™, все разновидности уроков можно разделить на: проблемные и непроблемные. Уроки третьего типа служат для оценки результатов работы учащихся, уровня… Читать ещё >
Проблемный урок: структура, содержание, технология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Урок — основная форма организации учебного процесса в школе. На этом логически законченном целостном элементе учебно-воспитательного процесса в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития ребенка.
Известный отечественный дидакт М. И. Махмутов считает, что главной причиной медленного внедрения достижений педагогической науки и новых методов обучения, новых дидактических идей в практику является низкий методический уровень организации и проведения урока. Исключение не составляет и организация проблемного урока. Поэтому в своей системе основное внимание мы уделяем рассмотрению вопросов, касающихся именно проблемного урока.
Взяв за основу получивший всеобщее признание принцип проблемное™, все разновидности уроков можно разделить на: проблемные и непроблемные.
Проблемным можно считать урок, на котором учитель целенаправленно создает ситуации для организации поисковой деятельности учащихся при приобретении или закреплении новых знаний и новых способов деятельности.
Особенностью проблемного урока является то, что повторение пройденного материала в большинстве случаев сливается с изучением нового. При этом осуществляется непрерывное повторение знаний и умений в новых связях и отношениях, за счет чего происходит усвоение новых знаний, возрастание объема знаний и их углубление.
Проблемный урок исследован многими авторами. В своей практике за основу характеристики проблемного урока с некоторыми уточнениями и дополнениями мы взяли подход, предложенный М. И. Махмутовым.
По основной дидактической цели уроки можно делить на три типа:
- 1) урок изучения нового материала;
- 2) урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- 3) уроки контрольные.
Урок изучения нового материала — основной тип урока — решает ряд важных дидактических задач: усвоение новых понятий и законов, овладение новыми способами деятельности. Урок этого типа включает все звенья учебного процесса:
- • создание у учащихся стимулов к учению;
- • восприятие нового материала, приобретение новых знаний;
- • усвоение законов науки и формирование научных понятий;
- • закрепление знаний и привитие умений и навыков;
- • применение знаний, умений и навыков;
- • проверка усвоения.
Содержанием второго типа урока является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся.
Уроки третьего типа служат для оценки результатов работы учащихся, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений ит.д.
Каждый из трех типов уроков в зависимости от видов деятельности учителя и учащихся можно разделить на виды. Проблемные уроки по видам формально мало чем отличаются от непроблемных. Отличие касается структуры и системы методов, используемых на уроке.
Основными структурными элементами проблемного урока являются:
- 1) актуализация имеющихся знаний учащихся;
- 2) усвоение новых знаний и способов действий;
- 3) формирование умений и навыков.
Данная структура относится к внешним показателям учения, т. е. не является показателем мыслительной деятельности учащихся. Внутреннюю часть структуры проблемного урока составляют:
- 1) возникновение проблемной ситуации и формулировка учебной проблемы;
- 2) выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
- 3) доказательство гипотезы;
- 4) проверка правильности решения проблемы.
Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних (логика процесса обучения) и внутренних (логика продуктивной мыслительной деятельности) элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.
Для успешного решения основной своей задачи на проблемном уроке — организации и управления деятельностью учащихся по приобретению новых знаний и способов действий — учитель должен знать взаимосвязь внешних и внутренних элементов структуры проблемного урока. Раскроем содержание основных структурных элементов проблемного урока.