Правила успешной проектной деятельности.
Общие подходы к структурированию проекта
Учитель становится источником помощи и нужной информации, он может направить мысли учеников в нужное русло. Основную работу учащиеся выполняют самостоятельно, но в результате они должны совместными усилиями с учителем решить проблему, получив реальный и ощутимый результат. Для того чтобы с помощью технологии проектного обучения успешно активизировать познавательную деятельность учащихся… Читать ещё >
Правила успешной проектной деятельности. Общие подходы к структурированию проекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Технология проектного обучения строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании. Поэтому для ученика предоставляется возможность показать свою личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
Учитель становится источником помощи и нужной информации, он может направить мысли учеников в нужное русло. Основную работу учащиеся выполняют самостоятельно, но в результате они должны совместными усилиями с учителем решить проблему, получив реальный и ощутимый результат. Для того чтобы с помощью технологии проектного обучения успешно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, рекомендуется использовать правила успешной проектной деятельности.
Правила успешной проектной деятельности:
- 1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- 2. Команды не соревнуются.
- 3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- 4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- 5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- 6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание [11, с. 24].
Преподаватель должен сделать все возможное, чтобы обучающийся испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. При использовании правил успешной проектной деятельности, учителя достигнут значимых результатов, и вместе с тем учащиеся получат удовольствие от общения друг с другом, от плодотворной и интересной работы над проектом, от лицезрения продукта собственного труда.
Одним из наиболее важных подходов в методике проектов были представлены подходы к структурированию проекта. Основной мыслью в этих подходах являлось то, как нужно работать учителю при подготовке работы над проектной методикой. Учителем — новатором Г. К. Селевко был представлен свой взгляд подходов к структурированию проекта.
Стадии разработки проекта по Г. К. Селевко:
- 1) Организационно-подготовительная стадия (выбор проблемы (темы) проекта, поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выделение подтем в теме проекта, формирование творческих групп).
- 2) Разработка самого проекта — планирование (подготовка материалов к исследовательской работе, планирование технологического процесса, разработка документации, определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности).
- 3) Технологическая стадия (организация рабочего места, выполнение технологических действий, моделирование).
- 4) Заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия) [10, с. 151].
Но если сравнить подходы Г. К. Селевко с подходами, представленными Е. С. Полат, то можно сделать вывод, что подходы Е. С. Полат более конкретны. Рассмотрим подходы, которые представлены Е. С. Полат.
Общие подходы к структурированию проекта:
- 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
- 2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи преподавателя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
- 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, пр.).
- 6. Защита проектов, оппонирование.
- 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.
Очень важно правильно структурировать проект, предусмотреть все логически необходимые этапы, возможность сбора и обработки данных, обобщения и выводы для последующей исследовательской деятельности. Структура проекта зависит напрямую от его типа и содержания [11, с. 78].
Подходы, которые были описаны Е. С. Полат, нашли свое применение в современном образовании и помогают учителю справляться с поставленными дидактическими задачами, опираясь на подходы к структурированию проекта.