Принципы арт-педагогики.
Арт-педагогика – особое направление в педагогике
Принцип рефлексивности означает готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. Произведения искусства, которые учитель вплетает в канву урока, могут не дать конкретных решений поставленных… Читать ещё >
Принципы арт-педагогики. Арт-педагогика – особое направление в педагогике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- · Принцип гуманизации, который предполагает восхождение к человеку как высшей ценности средствами искусства, причем вне зависимости от художественных, интеллектуальных и других способностей ребенка. Вера в индивидуальность ребенка подразумевает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к детям, в том числе и к тем, которые не вызывают симпатии педагога. Этот принцип утверждает приоритет воспитательных целей над целями обучения: насыщение обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии и др.
- · Принцип творчества, подразумевающий, что в оптимальном варианте в этот процесс вовлекается каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, экстрасенсорные качества (интуиция, воображение и др.).
Креативность включает четыре аспекта:
- — креативная среда,
- — креативная личность,
- — креативный продукт,
- — креативный процесс.
Педагогические правила, дающие педагогу конкретные указания, как надо поступать, чтобы создать креативную среду, говорят: для того, чтобы среда обучения, общения была безопасной, необходимо принять безусловную ценность индивида. Это дает ребенку возможность в процессе обучения быть самим собой, что приводит к его самовыражению. Педагог должен создать атмосферу, в которой внешняя оценка отсутствует — это раскрепощает, в то время как наличие внешней оценки вызывает желание защищаться; креативная среда связана с эмпатийным пониманием субъектов образовательной среды.
Воспитание креативной личности предполагает развитие у ребенка уверенности в себе, смелости, способности рисковать, мобилизовываться, признавать самого себя, эстетической и этической ориентации (эстетического и этического иммунитета).
Художественные работы (песни, стихотворения, рисунки и т. п.) ребенка и учителя становятся креативным продуктом в процессе проживания, «прочувствования», осмысливания по-новому произведений ^ искусства, введенных в контекст содержания, темы урока. Импровизация — важнейшее условие получения креативного продукта. На выходе это опять же дает творческое самовыражение.
Креативный процесс — это стимул становления и развития ребенка в том случае, если он протекает несколько спонтанно, незаорганизованно.
Произведения искусства, которые учитель вплетает в канву урока, могут не дать конкретных решений поставленных задач и проблем, но в умелых руках помогут расширить пространство воображения ребенка, научат воспитанника прислушиваться и доверять собственным ощущениям.
* Принцип рефлексивности означает готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.
Показатель сформированности рефлексивной культуры — способность ученика работать в условиях неопределенности.
Сферы, подлежащие развитию в них рефлексии:
- — мышление (переосмысление своих действий);
- — деятельность (фиксация установки на кооперирование и взаимоподдержку);
- — общение (представление собственного опыта человека для другого; для себя открытие опыта другого;
- — самосознание (самоопределение, разграничение «Я» и «Не-Я»).
- · Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя модальность. Для того чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех модальностях одновременно.