Конспект индивидуального занятия по дифференциации звука
Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции. Напиши букву Ш, когда услышишь звук Ш и букву Ж, если услышишь звук Ж: шаль. Послушай предложение и напиши последнее слово (покажи нужную картинку): Послушай предложение и напиши последнее слово (покажи нужную картинку): Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь — Ш Ж Ш Ж… Характеристика звуков Звук Ж… Читать ещё >
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ж — Ш (дифференциация) Занятие № 5.
- 1. Организационный момент
- 2. Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Накажем непослушный язык».
Упражнение «Лопатка».
Упражнение «Приклей конфетку».
Упражнение «Грибок».
Упражнение «Вкусное варенье».
Упражнение «Гармошка».
- 3. Объявление темы
- -Какой первый звук в слове ЖАБА?
- — А какой первый звук в слове ШАПКА?
- 4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются
- — Как шуршит листва на деревьях?
- (Ш-Ш-Ш)
- — А как жужжит пчела ?
- (ЖЖ-Ж)
- 5. Анализ артикуляции звуков с выделением общих и различных моментов артикуляции
- — Чем в произношении различаются звуки Ш и Ж?
- (когда произносим звук Ш — голос не участвует,
а когда произносим звук Ж — голос участвует).
6. Характеристика звуков Звук Ж — согласный, звонкий, всегда твердый.
Звук Ш — согласный, глухой, всегда твердый.
7. Связь звуков и букв.
— Посмотри внимательно — чем похожи и чем различаются буквы Ж и Ш?
- — Пропиши целую строку и проговаривай букву, которую пишешь — Ш Ж Ш Ж…
- 8. Развитие фонематического слуха
- — Когда услышишь звук Ш — подними букву Ш, когда услышишь звук Ж — подними букву Ж.
шар-жар ушиужи шаль — жаль Леша — лежа Шить — жить Шесть — жесть Тушить — тужить Крушить — кружить Нашивка — наживка.
- 1. 9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
- — Повторяй за мной четко:
ША-ЖА ШЕ-ЖЕ ШУ-ЖУ Составь схему слога ЖА и ША.
— Почему эти две схемы получились одинаковые?
ШИ-ЖИ ШО-ЖО.
- 10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слоговой и графический анализ слов.
- — Повторяй за мной слова:
жилашило жутко — шутка нужнодушно лужок — мешок лежатьмешать дружокпорошок ложечка — плошечка книжныйпышный можномошка вьюжно-кукушка нежный — вешний пиджакбашмак.
- 1. — Объясни смысл пары слов: ШАР-ЖАР
- — Сколько слогов в слове ЖАР.
- — Сколько звуков в слове ЖАР
- — Дай характеристику каждому звуку.
- — Составь схему слова ЖАР.
- — Напиши слово ШАР. Напиши слово ШАР.
- — Подчеркни буквы, которые разные в этих словах.
- — Послушай предложение и напиши последнее слово (покажи нужную картинку):
Мама купила желтый …
Наташа больна, у Наташи …
- 11. Дифференциация звуков в предложениях. Анализ предложений с графической записью и выделение слов, имеющих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
- — Послушай предложение и напиши последнее слово (покажи нужную картинку):
У Шуры жили …(УЖИ).
У Жени болят … (УШИ).
- — Какие слова по звучанию?
- — Какие звуки в них одинаковые, а какие разные?
- — Что означают эти слова?
- — Составь схему первого предложения.
- 12. Дифференциация звуков в тексте.
- — Поднимай соответствующие буквы:
Если дождик, мы не тужим ;
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять ;
Нам под вешалкой гулять.
- -А теперь повтори это стихотворение сам.
- 13. Итог занятия.
- — Какие звуки мы учились различать?
- — В чем различие этих звуков?
- 14. Домашнее задание.
- · Напиши букву Ш, когда услышишь звук Ш и букву Ж, если услышишь звук Ж: шаль
жаль.
жил.
шил баклажан.
мешок.
ножницы.
вишня.
дождик.
башня.
· Придумай слова — названия профессий, в которых есть звуки Ш и Ж. запиши их в два столбика пожарный сапожник художник.
— Расскажи, что делают эти люди на своей работе?
шахтер швея шофер…
· Вставь вместо точек букву Ж или букву Ш:
ЛУ.А МА. А ЛЫ.И МЫ. И УМ. УК КО. А НАТА. А.