Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы исследования. Сохранение здоровья детей в любую эпоху и в любом обществе является одной из первоочередных задач, так как именно подрастающее поколение определяет будущее любого народа, развитие социально-культурного и экономического потенциала государства. Проблемы обеспечения благополучного и защищенного детства, в том числе и проблема сохранения здоровья детей, в последнее… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Осмысление проблемы формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Преемственность формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста
    • 1. 3. Модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников
    • 1. 4. Педагогические условия формирования здорового образа жизни
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Цель и задачи опытно-поисковой работы
    • 2. 2. Реализация модели и педагогических условий формирования основ здорового образа жизни детей
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по формированию основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников
  • Выводы по второй главе

Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Сохранение здоровья детей в любую эпоху и в любом обществе является одной из первоочередных задач, так как именно подрастающее поколение определяет будущее любого народа, развитие социально-культурного и экономического потенциала государства. Проблемы обеспечения благополучного и защищенного детства, в том числе и проблема сохранения здоровья детей, в последнее десятилетие стали одним из главных национальных государственных приоритетов России. Существует обоснованная точка зрения о том, что здоровье человека во многом определяется его образом жизни. Направленность личности на здоровый образ жизни — процесс, продолжительный по времени, начинающийся с детского возраста. В этой связи система образования является важнейшим механизмом в формировании практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, мотивации человека на здоровый образ жизни. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека [20], в том числе и ориентацию жизненных интересов личности на здоровый образ жизни.

Однако за последние годы состояние детского здоровья в России качественно ухудшилось. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы [123]. Вместе с тем современные требования, предъявляемые обществом к состоянию здоровья детей, обусловливают необходимость качественного улучшения процесса формирования здоровья детей.

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне исходит из социального заказа общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, самостоятельно выполняющего правила.

4 здорового образа жизни, физически развитого и владеющего основными культурно-гигиеническими навыками.

I*.

Проблемы сохранения и укрепления детского здоровья и пути их решения нашли свое отражение во многих законодательных и нормативно-правовых актах. В частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Концепции демографической политики России на период до 2025 года отмечается, что одной из главных задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни [57]. В Концепции дошкольного воспитания указана стратегическая цель: содействие становлению ребенка как личности для его успешной социализации в обществе [58]. Дошкольный возраст является начальным периодом социализации ребенка. Важным условием успешной социализации детей является состояние их здоровья.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства и сохранения здоровья детей стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ. Главная цель российской образовательной политики, закрепленная в Федеральной целевой программе развития образованияна 2011;2015 годы, — обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития страны [188]. В рамках данной Программы предусмотрено распространение моделей успешной социализации детей, в том числе и моделей формирования здорового и безопасного образа жизни. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012;2017 годы предусматривает конкретные меры, направленные на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни [78].

Одним из стратегических ориентиров Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является здоровье детей, выделенное в документе как отдельное направление [77].

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые в качестве самостоятельной области выделяют образовательную область «Здоровье», задачами которой являются [189]:

1) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) воспитание культурно-гигиенических навыков;

3) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Актуальность проблемы подтверждается и тем, что сегодня общество нуждается в формировании личности, осознающей ценность здоровья, умеющую организовать деятельность по его сохранению и укреплению, ориентированной на ведение здорового образа жизни, исключающего нанесения какого-либо вреда своему здоровью и здоровью окружающих.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью теоретических подходов к организации основ формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Между тем исследования современных ученых (H.A. Андреева, В. А. Деркунская, Л. И. Пономарева, З. И. Тюмасева, С. Б. Шарманова и др.) доказали, что именно в дошкольном возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к своему здоровью, его сохранению и укреплению.

Кроме того, формирование здорового образа жизни — процесс постепенный, планомерно протекающий на всех этапах развития личности, в том числе и на всех ступенях образовательной системы. Наличие преемственных связей в вопросах сохранения и укрепления здоровья при переходе из одного звена системы образования в другое позволяет ребенку накапливать положительную динамику на всех этапах своего возрастного развития. Однако «ступенчатость» усвоения знаний в области здоровья между звеньями образовательной системы, в целом, и между дошкольным и начальным общим образованием, в частности, не позволяют говорить о системности работы по формированию у ребенка здорового образа жизни.

Характеризуя состояние изученности проблемы на научо-методическом уровне, отметим, что актуальность связана с необходимостью разработки для дошкольных образовательных учреждений методического обеспечения, связанного с планированием работы педагогов по формированию здорового образа жизни детей, организацией в дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, взаимодействием с семьями дошкольников в вопросах сохранения и укрепления здоровья, осуществлением преемственных связей между дошкольным и начальным основным образованием в средствах, формах и методах работы в данном направлении.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обусловлена наличием противоречий между:

— объективной потребностью общества в воспитании личности, ориентированной на здоровый образ жизни на всех этапах своего возрастного развития, начиная с дошкольного возраста, и недостаточным вниманием образовательных учреждений к деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста;

— необходимостью формирования личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, мотивированной на сохранение и укрепление своего здоровья, и практикой дошкольного образования, характеризующейся отсутствием преемственных связей в данном направлении;

— стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить формирование у детей основ здорового образа жизни и недостаточностью методической разработанностью системы педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Из указанных противоречий вытекает проблема исследования: обоснование и реализация условий педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.

Актуальность проблемы и выявленные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования».

Цель исследования: разработать, обосновать и реализовать модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования и комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.

Объект исследования — процесс организации педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.

Предмет исследования — педагогические условия успешного функционирования модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования, возможно, будет эффективным при следующей организации образовательного процесса:

1. В теоретико-методологическую основу педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования положена структурно-функциональная модель, спроектированная на основе синтеза аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов;

2. В рамках данной модели реализованы следующие педагогические условия:

— создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, направленной на укрепление и охрану здоровья детей;

— понимание здоровья как ведущей ценности в жизни человека всеми участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами);

— использование интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» и режимных моментов, предполагающее комплексную систему мер по оздоровлению детей;

— наличие связей в цели, задачах, содержании, средствах, формах и методах деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей в дошкольном и начальном образовании.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературеопределить теоретико-методологические основы исследования.

2. На основе анализа теоретических и практических педагогических исследований уточнить понятие «основы здорового образа жизни дошкольников», конкретизировать понятие «формирование основ здорового образа жизни дошкольников», предложить трактование понятийно-терминологического сочетания «педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования».

3. Теоретически обосновать методологическую основу, компоненты и связи структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников.

4. Разработать методическое обеспечение педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— теории о сущности воспитания (В.А. Караковский, Б. С. Лихачев, В. А. Сластенин и др.), отражающие идеи о сущности человека, о развитии и воспитании личности ребенка;

— основные положения аксиологического подхода (С.Ф. Анисимов, Л. И. Анциферова, А. Г. Здравомыслов, Т. А. Казимирская, М. С. Каган, A.B. Кирьякова, A.C. Кравец, A.C. Кузнецов, П. Е. Матвеев, A.B. Миронов, Н. Л. Худякова и др.), раскрывающие механизм формирования ценностного отношения личности к своему здоровью и здоровью окружающих;

— положения личностно ориентированного подхода (A.C. Белкин,.

A.B. Запорожец, Н. Я. Михайленко, Л. В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности и неповторимости каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;

— основные положения средового подхода (Л.М. Кларина, С. Л. Новоселова,.

B.А. Петровский, З. И. Тюмасева и др.), вскрывающего принципы построения здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении;

— теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Л. В. Трубайчук, Р. М. Чумичева и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности;

— теория формирования здорового образа жизни (И.А. Аршавский, Н. М. Амосов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин, Ю. Ф. Змановский, Ю. П. Лисицын, Т. Ф. Орехова, В. П. Петленко, Л. И. Пономарева, Т. А. Тарасова, Л. Г. Татарникова, З. И. Тюмасева, С. Б. Шарманова и др.), определяющая цель, этапы, составляющие компоненты процесса формирования здорового образа жизни личности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

— исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в воспитании и развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, О. Л. Зверева, Т. А. Куликова и др.), доказывающие необходимость объединения усилий педагогов и родителей в процессе формирования у ребенка-дошкольника ответственности за свое здоровье;

— исследования преемственности в системе «дошкольное образовательное учреждение — начальная школа» (А.Ф. АсмоловН.Ф. Виноградова, В. В. Давыдов, Т. Н. Зотова, В. Т. Кудрявцев, М. Р. Леонтьева, Л. П. Стрелкова, Л. В. Трубайчук и др.), выявляющие пути, формы, методы осуществления преемственных связей на разных ступенях образовательной системы.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, моделирование) — эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с детьми, проектирование, анализ документации, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).

Нормативно-правовую базу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., Концепция демографической политики России на период до 2025 года, «Концепция долгосрочного социального развития Российской Федерации до 2020 года», Концепции дошкольного воспитания, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2006 по 2012 гг. на базе муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждений г. Троицка Челябинской области «МКДОУ № 28», «МКДОУ № 15», «МКДОУ № 21», «МКДОУ № 30», общеобразовательных учреждений «МОУ СОШ № 10», «МОУ СОШ № 3». Всего в исследовании приняло участие 98 детей, 65 родителей и 16 педагогов. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2006;2009 гг.) изучалось состояние проблемы формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаопределялся научный аппарат исследованияформулировалась гипотеза и задачи исследованиявыявлялись факторы, влияющие на процесс формирования у дошкольников основ здорового образа жизниопределялись критерии, показатели и уровни сформированности у дошкольников основ здорового образа жизниразрабатывалась программа опытно-поисковой работы, осуществлялся констатирующий эксперимент и анализ его результатов.

На втором этапе (2009;2012 гг.) была разработана и экспериментально проверена структурно-функциональная модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьниковопределялись педагогические условия успешной реализации модели. Проведены формирующий и итоговый эксперимент, в ходе которых проверялись положения гипотезы.

На третьем этапе (2012;2013 гг.) осуществлялось обобщение результатов опытно-поисковой работы, формулировались теоретические выводы, заканчивалось текстовое оформление диссертационных материалов. Научная новизна результатов исследования заключается: — в определении теоретико-методологической стратегии педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, ядро которой составляет синтез аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов;

— в обосновании аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов к разработке структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников, включающей мотивационно-целевой, содержательный, процессуальный и диагностический блоки;

— в выявлении содержательного наполнения педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования, предполагающего помощь ребенку со стороны участников образовательного процесса в получении знаний о составляющих здорового образа жизни, в воспитании ценностного отношения к здоровью, в развитии психически и духовно здоровой личности ребенка с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья;

— в доказательстве педагогических условий реализации модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования: создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, направленной на укрепление и охрану здоровья детейпонимание здоровья как ведущей ценности в жизни человека всеми участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами) — использование интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» и режимных моментов, предполагающее комплексную систему мер по оздоровлению детейналичие связей в цели, задачах, содержании, средствах, формах и методах деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей в дошкольном и начальном образовании;

— в разработке методического обеспечения педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни детей, в частности, методического пособия «Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Представлен исторический опыт и анализ современного состояния проблемы формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, который обосновывает перспективы в решении проблемы.

2. Уточнено понятие «основы здорового образа жизни дошкольника», под которым понимается синтез основных правил поведения ребенка дошкольного возраста, базирующихся на знаниях о составляющих компонентах здорового образа жизни (оптимальном двигательном режиме, рациональном питании, закаливании, оптимальном режиме труда и отдыха, оптимизации психоэмоционального состояния, соблюдении правил личной гигиены), ценностном отношении к данным составляющим и активном использовании данных знаний в повседневной деятельности.

3. Конкретизировано понятие «формирование основ здорового образа жизни дошкольников», под которым мы понимаем целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений дошкольников о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья.

4. Введено в теорию дошкольного образования понятийно-терминологическое сочетание «педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования», предполагающее тип педагогической деятельности, который состоит в оказании ребёнку помощи со стороны участников образовательного процесса в получении знаний о составляющих здорового образа жизни, в воспитании ценностного отношения к здоровью, в развитии психически и духовно здоровой личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья.

5. Осуществлено теоретическое обоснование методологической основы, компонентов и связей структурно-функциональной модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Разработано методическое обеспечение педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, в частности, методическое пособие «Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста», программа «Расту здоровым», «Дневник здоровья» и диагностические карты мониторинга формирования основ здорового образа жизни ребенка.

2. Определена возможность реализации в условиях образовательного процесса педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.

3. Предложено использование методического обеспечения педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни в практику работы дошкольных образовательных учреждений, а также при подготовке специалистов дошкольного образования в педагогических колледжах, педагогических вузах и институтах повышения квалификации.

На защиту выносятся следующие положения:

1) доказываем, что педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста — это помощь со стороны участников образовательного процесса в получении знаний и представлений о составляющих компонентах здорового образа жизни, в воспитании ценностного отношения к здоровью, в развитии д 3 психически и духовно здоровой личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с опорой на активную деятельность по сохранению и.

I укреплению здоровья;

2) определяем теоретико-методологическую основу педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка, ядром которой является структурно-функциональная модель формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников, базирующаяся на синтезе аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов и представленная мотивационно-целевым, содержательным, процессуальным и диагностическим блоками;

3) конкретизируем идеи преемственности формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста, заключающиеся в соответствующих связях в цели, задачах, содержании, средствах, формах и методах деятельности по обогащению знаний и представлений детей о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитии у детей ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья ребенка;

4) аргументируем, что педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования обеспечивается теоретическим и практическим обоснованием реализованных нами педагогических условий:

— создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, направленной на укрепление и охрану здоровья детей;

— осознание ценности здоровья всеми участниками образовательного процесса;

— использование интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура»,"Безопасность" и режимных моментов, предполагающей комплексную систему мер по оздоровлению детей;

— наличие связей в цели, задачах, содержании, средствах, формах и методах деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей в ' дошкольном и начальном образовании, синтез которых обеспечивает реализацию структурно-функциональной модели формирования основ здорового образа жизни детей, синтез которых обеспечивает реализацию структурно-функциональной модели формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников;

5) внедряем методическое обеспечение педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, направленное на методическую помощь сотрудникам дошкольных образовательных учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались выбранной методологической основойприменением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованияцеленаправленной экспериментальной работойрепрезентативностью полученных диагностических данныхсоответствием полученных результатов имеющимся научным представлениям в теории и практике общего образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия в Международных научно-практических конференциях «Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития» и «Актуальные проблемы дошкольного образования: интеграция образовательного процесса в ДОУ», Челябинск, 2011 г., «Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения», Санкт-ПетербургЧелябинск, 2011 г., «Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы .», Челябинск, 2012 г., «Актуальные проблемы дошкольного образования: содержание и организация образовательного процесса в ДОУ», Челябинск, 2013 г., «Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы», Шадринск, 2012 г., Шадринск, 2013 г., «Образование и наука XXI века -2012″, София, Болгария, 2012 г., „Проблемы качества физкультурнооздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений“, Екатеринбург, 2013 г., „Психолого-педагогические и технологические аспекты развития ребенка как субъекта деятельности“, Тольятти, 2013 г., „Образование: традиции и инновации“, Прага, Чешская республика, 2013 г., Всероссийских научно-практических конференциях „Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов“, Челябинск, 2012 г.,"Молодежь и наука XXI века», Красноярск, 2012 г., «Образование в условиях модернизационных процессов современного общества», Калуга, 2013 г.

Содержание научной и практической деятельности автора отражено в 23 публикациях, три из которых размещены в рецензируемых изданиях.

Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов представлено изучением теоретического и практического состояния проблемыопределением показателей сформированности основ здорового образа жизни у детей дошкольного возрастаорганизацией опытно-поисковой работы по проверке эффективности педагогических условий педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образованиявнедрением результатов исследования в практику дошкольных образовательных учрежденийанализом результатов исследования и намеченными перспективами в разработке данной проблемы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Общее количество страниц 256.

Выводы по второй главе.

1. Опытно-поисковая работа осуществлялась с 2006 по 2012 гг. на базе муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждений г. Троицка Челябинской области «МКДОУ № 28», «МКДОУ № 15», «МКДОУ № 21», «МКДОУ № 30», общеобразовательных учреждений «МОУ СОШ № 10», «МОУ СОШ № 3». Всего в исследовании приняло участие 98 детей 65 родителей и 16 педагогов. Основной целью опытно-поисковой работы была проверка модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников при внедрении всех предложенных педагогических условий.

2. Опытно-поисковая работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и аналитико-обобщающий. Результаты констатирующего этапа опытно-поисковой работы показали невысокий уровень формирования основ здорового образа жизни дошкольниковнулевой срез исследования показал, что около 44% детей имели низкий уровень сформированности основ здорового образа жизни, около 40% -средний уровень, с высоким уровнем сфорированности было выявлено около 15%детей.

3. На формирующем этапе опытно-поисковой работы реализовывалась модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников. Реализация модели осуществлялась при внедрении разработанных на основе аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов педагогических условий.

Сравнительный анализ данных нулевого, промежуточного и контрольного срезов позволяет сделать вывод о том, что в результате проведённой опытно-поисковой работы по педагогическому сопровождению формирования основ здорового образа жизни детей в аспекте преемственности дошкольного и начального образования количество детей, имеющих низкий уровень, снизилось вОГ-1 — на 16%, в ОГ-2 — на 30%, в ОГ-3 — на 27% и в ОГ-4 — на39%. Количество детей с высоким уровнем сформированности основ здорового образа жизни увеличилось в ОГ-1 — на 10%, в ОГ-2 — на 18%, в ОГ-3 — на 28% и ОГ-4 — на 46%.

Наибольшее количество детей, участвующих в эксперименте, с высоким уровнем сформированности здорового образа жизни по всем показателям отмечается в ОГ-4, где разработанная нами структурно-функциональная модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников была реализована на фоне всех педагогических условий. Соответственно, синтез выявленных нами педагогических условий (создание здоровьесберегающей среды, понимание ценности здоровья всеми участниками образовательного процесса, использование интеграции образовательных областей и режимных моментов, наличие связей в деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей в дошкольном и начальном образовании) является необходимым и достаточным для эффективного функционирования разработанной нами модели.

4. На обобщающем этапе опытно-поисковой работы объективность и достоверность полученных результатов была доказана с помощью методов математической статистики, что подтвердило правильность выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Модернизация содержания образования, в том числе и дошкольного, обусловили актуальность проблемы настоящего исследования, которая определяется, с одной стороны, социальным заказом государства на формирование личности ребёнка дошкольного возраста, осознающей ценность здоровья и ориентированной на здоровый образ жизни, что отражено в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, а также на обеспечение условий и создание мотивации для ведения здорового образа жизни подрастающим поколением, в том числе и детьми дошкольного возраста, а с другой — недостаточным вниманием со стороны образовательных учреждений к деятельности по осуществлению педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Изучение современного состояния модернизации образовательной системы, анализ научной литературы и практических форм работы по решению обозначенной. проблемы показал недостаточную ее разработанность, что побудило нас к организации и проведению опытно-поисковой работы по педагогическому сопровождению формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.

В первой главе диссертационного исследования приводится историография проблемы исследования, дается анализ степени ее разработанности, определяются основополагающие понятия исследования, рассматриваются подходы к проблеме формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основе аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов разработана модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников и выявлены педагогические условия ее эффективного функционирования.

Ключевыми для выполненного исследования выступили понятия:

• Здоровье — состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта, наличие предпосылок и условий всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;

• Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций;

• Основы здорового образа жизни дошкольника — синтез основных правил поведения ребенка дошкольного возраста, базирующихся на знаниях о составляющих компонентах здорового образа жизни (оптимальном двигательном режиме, рациональном питании, закаливании, оптимальном режиме труда и отдыха, оптимизации психоэмоционального состояния, соблюдении правил личной гигиены), ценностном отношении к данным составляющим и активном использовании данных знаний в повседневной деятельности;

• Формирование основ здорового образа жизни дошкольниковцеленаправленный процесс по обогащению знаний и представлений дошкольников о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья;

• Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка — тип педагогической деятельности, который состоит в оказании ребёнку со стороны участников образовательного процесса помощи в получении знаний о составляющих здорового образа жизни, в воспитании ценностного отношения к здоровью, в развитии психически и духовно здоровой личности с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья.

Как показало проведенное нами исследование, формирование основ здорового образа жизни детей будет малоэффективным, если не осуществлять педагогическое сопровождение данного процесса, соблюдая преемственную связь между дошкольным и начальным образованием, в связи с чем была разработана структурно-функциональная модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников, которая базируется на синтезе аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов.

Данная модель представляет собой единство блоков: мотивационно-целевого, содержательного, процессуального и диагностического.

Мотивационно-целевой блок находится во главе модели и выполняет ориентационную функцию и включает постановку цели: педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников, а также задачи: 1) создание здоровьесберегающей среды- 2) создание системы • деятельности по формированию ценностных ориентаций на сохранение здоровья- 3) создание системы психологической и социальной реабилитации дошкольников- 4) создание системы мониторинга.

Содержательный блок педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни включает непосредственное содержание и наполнение педагогического сопровождения, выполняет навыкообразующую функцию. Данный процесс предполагает помощь ребенку в обучении (формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни), воспитании (воспитание личности, мотивированной на сохранение здоровья) и развитии (развиваем психически и духовно здоровую личность ребенка).

Процессуальный блок нацелен на выполнение регулятивной функции, предусматривает непосредственные формы (характерные для дошкольного образования и для начального общего образования) — методы (игровой, соревновательный, повторный, наглядный, словесный и др.) и средства, используемые в процессе педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни в дошкольном образовании и начальном общем образовании.

Диагностический блок связан с рефлексивной функцией и включает в себя критерии оценивания сформированности здорового образа жизнисодержит уровни сформированности здорового образа жизни (оптимальный, допустимый и недопустимый) и оценивает достижение предполагаемого результата: оптимального уровня сформированности основ здорового образа жизни для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эффективность функционирования разработанной модели педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни дошкольников и младших школьников повышается при реализации педагогических условий, которые выявлялись с опорой на особенности данной модели и специфику осуществления педагогического сопровождения в образовательном учреждениисоциальный заказ общества, выражающийся в требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и государственного стандарта начального общего образования, научных достижениях в области формирования основ здорового образа жизни детей, а также принципах аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов, руководящих общей стратегией нашего исследования.

Выявленный синтез педагогических условий включает в себя:

— создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, направленной на укрепление и охрану здоровья детей;

— понимание здоровья как ведущей ценности в жизни человека всеми участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами);

— использование интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» и режимных моментов, предполагающее комплексную систему мер по оздоровлению детей;

— наличие связей в цели, задачах, содержании, средствах, формах и методах деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей в дошкольном и начальном образовании. Данные условия влияют на разработанную нами модель, обладают взаимодополняемостью, являются необходимыми и достаточными.

Вторая глава диссертационного исследования посвящена опытно-поисковой работе по осуществлению педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования посредством внедрения структурно-функциональной модели и педагогических условий ее эффективного функционирования. В ней представлены цели и задачи опытно-поисковой работы, ее основное содержание, практический аппарат и анализ результатов.

Полученные в ходе теоретико-экспериментального исследования результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. В ходе исследования было установлено, что проблема педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования является актуальной в педагогической теории и практике, что определяется модернизацией системы образования, включающей реализацию Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федерального государственного стандарта начального общего образования, и требует дальнейшего теоретического осмысления.

2. Историография проблемы позволяет рассматривать формирование основ здорового образа жизни ребенка как динамичное явление и сделать вывод о том, что оно должно начинаться в дошкольном возрасте на основе воспитания активного отношения ребенка к своему здоровью с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

3. Понятийно-терминологическое сочетание «Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования» нами понимается как тип педагогической деятельности, который состоит в оказании ребёнку помощи со стороны участников образовательного процесса в получении знаний о составляющих здорового образа жизни, в воспитании ценностного отношения к здоровью, в развитии психически и духовно здоровой личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста с опорой на активную деятельность ребенка по сохранению и укреплению здоровья.

4. В работе обосновано, что структурно-функциональная модель педагогического сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка, построенная на основе аксиологического, личностно ориентированного и средового подходов, включает в себя четыре взаимосвязанных блока: мотивационно-целевой, содержательный, процессуальный и диагностический, опосредованных выполнением определённых функций.

5. Выявлено и опытно-поисковым путем доказано, что синтез педагогических условий сопровождения формирования основ здорового образа жизни ребенка в аспекте преемственности дошкольного и начального образования являются необходимым элементом разработанной структурно-функциональной модели. Данный синтез включает в себя:

— создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, направленной на укрепление и охрану здоровья детей;

— понимание здоровья как ведущей ценности в жизни человека всеми участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами);

— использование интеграции образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» и режимных моментов, предполагающее комплексную систему мер по оздоровлению детей;

— наличие связей в цели, задачах, содержании, средствах, формах и методах деятельности по формированию основ здорового образа жизни детей в дошкольном и начальном образовании.

6. Организованная в рамках диссертационного исследования опытно-поисковая работа показала существенное повышение уровня сформированности основ здорового образа жизни детей по всем показателям. Наиболее значимые результаты наблюдались при реализации разработанной нами модели с учетом всех педагогических условий ее эффективного функционирования.

Проведенное нами исследование не исчерпывает содержания данной проблемы. Среди разнообразных направлений исследования как перспективные могут быть определены особенности педагогического сопровождения семьи при формирования здорового образа жизни ребенка, а также формирование основ здорового образа жизни при подготовке детей к школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: монография Текст. / Н. П. Абаскалова. Новосибирск: изд-во НГПУ, 2001. -316 с.
  2. , И.Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. Ю. Абросимова. Нижний Новгород, 2010.-301 с.
  3. , Р.И. Подготовка ребенка к школе Текст. / Р. И. Айзман, Г. Н. Жарова, JI.K. Айзман, А. И. Савенков, С. Д. Забрамная, И. Е. Ядрихинская. -М.: Просвещение, 1991. 135 с.
  4. , JI.H. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки Текст.: дис. канд. пед. наук. 13.00.08 / Л. И. Алешина. Волгоград, 1999. — 187 с.
  5. , Н.М. Эксперимент по определению старости Текст. / Н. М. Амосов. М.: ACT, 2003. — 128 с.
  6. , Е. Некоторые социальные проблемы здравоохранения Текст. / Е. Апостолов, Б. Махов. // Вестник АМН СССР. 1973. — № 9. — С. 44−53.
  7. , В.Г. Общество: Системность, познание и управление Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981 — 432с.
  8. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактическй аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  9. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии Текст. / P.M. Баевский. М.: Просвещение, 1979. — 298 с
  10. , В. В. Теория и практика становления и развития прогимназического комплекса Т.А. Глазковой «Детский сад начальная школа» Текст. / В. В. Базелюк- Челяб. гос. пед. ун-т. — Челябинск: ЧГПУ, 1999.-192 с.
  11. , В. К. Физическая культура: молодежь и современность Текст. / В. К. Бальсевич, JI. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. 1995. — № 4. — С. 5−11.
  12. , С. В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников Текст.: дис.. д-ра пед. наук / C.B. Барбашов. Омск, 2000. — 389 с.
  13. , М.Р. Организация психологической работы в школе Текст. / М. Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. — 298с.
  14. , A.A. Личность и общение Текст. / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271с.
  15. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. Текст. / Под ред. A.M. Прохорова. М.: Сов. Энцикл., 1991. — 585 с.
  16. , Е.В. Педагогика. Учебное пособие Текст. / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. Москва, Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 1999. -560с.
  17. Бондаревская, Е. В. Образовательное пространство малого города как среда развития и воспитания личности Текст. / Е. В. Бондаревская, Г. П. Богомолова и др. Ростов-н/Д: ЮО РАО, 1997. — 97 с.
  18. , В.И., Бергег, Е.Е. К истории медицины Возрождения: врачебные взгляды и медицинские труды М. Сервета. // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1994- № 1 — С. 54
  19. Брадик, Г. М, Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании подростков Текст.: автореф.. канд. психологических наук / Г. М. Брадик. СПб, 2000. — 19с.
  20. , Э.Н. Валеология: учебник для вузов. 5-е изд. Текст. / Э. Н. Вайнер. — М.: Флинта: Наука, 2007. — 416 с.
  21. , Э.Н. Общая валеология : учебник Текст. / Э. Р. Вайнер. -Липецк: Липецкое изд-во, 1998. 183 с.
  22. , О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений Текст. / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. -М.: Академия, 2001. -352 с.
  23. , Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения Текст. / Д. Д. Венедиктов, А. И. Черноух, Ю. П. Лисицын, Ю. П. Кричагин // Вопр. Философии. 1979. — № 7. — С. 102−113.
  24. , Е.И. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до дошкольного возраста Текст. / Е. И. Водовозова. СПб., 1901. — 376 с.
  25. , М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4 года жизни Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Воробьева М., 1989. — 16 с.
  26. , Л.С. Педагогическая психология Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  27. , A.M. Предвидение и цель в развитии общества Текст. / A.M. Гендин. Красноярск, 1970. — 231с.
  28. , Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа) Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1997. — 120 с.
  29. , Б.С. Философия образования для 21 века Текст. / Б. С. Гершунский. М.: АПО, 1998. — 543с.
  30. , С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования Текст. / С. М. Годник // Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — С. 148−163.
  31. СМ. Вопросы медицины в трудах М.В. Ломоносова. М.: Медгиз, 1961. С. 44−61.
  32. , М.А. Дидактика Текст. / М. А. Данилов, под ред. Б. П. Есипова. М.: Изд-во АПН, 1957. — 520с.
  33. Диагностика здоровья. Психологический практикум Текст. / Под ред. Проф. Г. С. Никифорова. Спб.: Речь, 2011. — 950 с.
  34. , Н.П. Условия эмоционального воздействия учителя на воспитанников Текст. / Н. П. Дмитракова // Советская педагогика, 1984. -№ 8. С. 28−34.
  35. , М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней Текст.: монография/ М. Е. Дуранов. -Челябинск, ЧГАКИ, 2002. 276 с.
  36. , Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Текст. / Е. С. Евдокимова. Москва: ТЦ Сфера, 2005. — 986 с.
  37. , А. П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие Текст. / Егоршин А. П., Никандров Н. Д. Н. Новгород: НИМБ, 2004. — 523 с.
  38. П.Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: Медицина, 1981. С. 109−119.
  39. Г. К. Опыт внедрения валеологического компонента в школьное образование Текст. / Г. К. Зайцев, В. В Колбанов, И. В. Кузьмина, Л. С. Михайленко // Валеология. 1998. — № 1.С 5−17.
  40. , Г. К. Валеология и современные тенденции в образовании Текст. // Валеология. 1997. — № 4. — С. 9−16.
  41. , Г. К. Уроки Мойдодыра Текст. / Г. К. Зайцев. М.: Издательство: Акциден, 1994−35 с.
  42. , Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения Текст. / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. 1993. -№ 9. — С.23−25.
  43. , Т.Н. Дидактические условия преемственности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе: дис.. канд. пед. наук Текст. / Т. Н. Зотова. Барнаул, 2004.-199 с.
  44. , В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья Текст.: монография / В. Н. Ирхин. Барнаул: изд-во БГПУ, 2002. — 279 с.
  45. , В.П. Здоровье нации феномен экологии XXI века Текст. / В. П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». — Москва, 2001. — 231 с.
  46. , Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.07 / Л. Г. Касьянова. Шадринск, 2004. — 219 с.
  47. , А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей Текст.: монография / А. В. Кирьякова: СПб.: [б. и.], 1996. — 88с.
  48. , М.В. Инновации в обучении: метаформы и модели: Анализ зарубежного опыта Текст. / М. В. Касьянова. М.: Наука, 1997.-223 с.
  49. , О.Н. Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни младших школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Н. Кобцева. Армавир, 2010.-192 с.
  50. , А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Текст. / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. М.: Академия, 2005. — 175 с.
  51. , С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Текст. / С. А. Козлова. М.: Педагогика, 1988. — 104 с.
  52. , В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях Текст. / В. В. Колбанов // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Владивосток: Дальнаука, 1996. — Вып. 3. -С.139−146.
  53. , И.А. О критериях гуманизации образования Текст. / И. А. Колесникова // Гуманизация образования: Теория. Практика. СПб., 1994.-225 с.
  54. , Я.А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский. -М.: Педагогика, 1987. 282 с.
  55. , Ю.А. Внутришкольный менеджмент Текст. / Ю. А. Конаржевский. М.: Нов.шк., 1993. — 140 с.
  56. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: офиц. текст // Образование в документах. 2007. — № 20. -С. 29−43.
  57. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989.- № 5.-С. 10−23.
  58. , С. С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методике физ. Культуры Текст. / С. С. Коровин. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. — 131 с.
  59. , В. П. Философия и методология науки Текст. / В. П. Кохановский. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 574 с.
  60. , Г. Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как личностного подхода Текст. / Г. Г. Кравцов // Вопросы психологии. 1996. -№ 6. — С. 53−62.
  61. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина. Л.: Издательство ЛГУ, 1970. — 114 с.
  62. , Г. А. Валеологическая система сохранения здоровья России Текст. / Г. А. Кураев, С. К. Сергеев, Ю. В. Шлепов // Валеология. -1996.-№ 1.
  63. Ю.А. Преемственность в системе подготовки техническихспециалистов Текст. / Под ред. A.A. Кыверялга. Саратов: Саратовский инт, 1982.-274 с.
  64. , Е.Г. Эколого-валеологическое образование дошкольников Текст.: учебно-методич. пособие / Е. Г. Кушнина, З. И. Тюмасева. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. — 285 с.
  65. , П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение Текст. / П. Ф. Лесгафт. М., 1991. — 170 с.
  66. , Ю.П. Слово о здоровье Текст. / Ю. П. Лисицын. М.: Советская Россия, 1986. — 192 с.
  67. , H.H. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты) Текст.: дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / H.H. Малярчук. Тюмень, 2009. — 388 с.
  68. , В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. В. Марков. М.: Академия, 2001. — 289 с.
  69. , И.Б. Гигиена: слов.- справ.: учеб. пособие Текст. / П. И. Мельниченко, И. Б. Ушаков, В. И. Попов и др.- под общ. ред. В. А. Тутельяна. М.: Высш. шк., 2006. — 400 с.
  70. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие Текст. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 70 с.
  71. , С. В. Триединство физической культуры Текст. / С. В. Молчанов. Минск: Польша, 1991.-141 с.
  72. , О.В. Методика обучения детей 4−6 лет основным навыкам здорового образа жизни на основе биологической обратной связи Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. В. Морозова. Волгоград, 2000., — 161с.
  73. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюл. Министерства образования Российской Федерации. 2000. — № 11. — С. 3−13.
  74. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Учительская газета. 2009. — 24 марта
  75. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы электронный ресурс. / Сайт «ЧИПКРО». Режим доступа: htpp://ipk74.ru/
  76. , P.C. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики Текст. / P.C. Немов. М.: ВЛАДОС, 2003. — 640 с.
  77. , С.Н. Место игр в экологическом воспитании дошкольников Текст. / С. Н. Николаева. -М.: Новая школа, 1996. -48 с.
  78. , И.Б. Моделирование сложных систем: Философский очерк Текст. / И. Б. Новик. М.: Мысль, 1965. — 335с.
  79. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов- под общ.ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ОНИКС 21 век- Мир и образование, 2005. — 896 с.
  80. , С.И. Толковый словарь русского языка: 57 000 слов Текст. / С. И. Ожегов, И. Ю. Шведова. 18-е издание- стереотип. — М.: Русский язык, 1987. — 797 с.
  81. , И.Л. Валеологическое сопровождение вариативного обучения в общеобразовательной школе Текст. / И. Л. Орехова. Челябинск, 2001.- 90 с.
  82. , А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы Текст. / А. Н. Орлов.-М., 1991.- 195 с.
  83. , Т.И. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование в ДОУ Текст. / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, М. А. Рунова. М.: Мозаика-Синггез, 1999.-80 с.
  84. , Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн. для воспитателей детского сада Текст. / Л. Ф. Островская. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
  85. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Текст. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.-336 с.
  86. , A.A. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.A. Ошкина. — СПб, 2009.-251 с.
  87. , Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста Текст. / Л. Н. Павлова // Дошкольное воспитание. 2002. — № 8. — С. 13.
  88. , Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие Текст. / Л. Н. Павлова. М.: Айрис-пресс, 2006. — 208 с.
  89. , Л.Н., Раннее детство: познавательное развитие Текст. / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. М.: Мозаика — Синтез, 2006. -152 с.
  90. , В.Н. Психологическое общение Текст. / В. Н. Панферов // Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С. 126−127.
  91. Педагогика: учеб. пособие Текст. / И. Ф. Харламов. М.: Гардарики, 2002. — 357 с.
  92. Педагогика: учебник для вузов Текст. / Н. В. Бордовская,
  93. A.A. Реан. СПб: Питер, 2003. — 304 с.
  94. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики Текст. / Под ред. H.H. Тулькибаевой, J1.B. Трубайчук. М.: Издательский дом «Восток», 2003. — 274 с.
  95. Педагогические основы современного образования: учеб. пособие для учителей, аттестуемых на высшую категорию Текст. / под ред.
  96. B.Г. Гульчевской. Ростов н/Д: изд-во РОИПКиПРО, 2006. 128 с.
  97. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием: сборник научных трудов Текст. / АПН СССР, НИИ общ. педагогики- под ред. И. В. Гребенникова. -М.: НИИ-ОО, 1980. 83 с.
  98. Педагогический словарь-справочник по личностно ориентированному и развивающему обучению Текст. / JI.B. Трубайчук. -Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2001. 53 с.
  99. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б.М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  100. , Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3−7 лет: Методическое пособие Текст. / Л. И. Пензулаева. -М.: Мозаика-Синтез, 2009.-121 с.
  101. , И.Г. Избранные педагогические произведения в 3 -х томах Текст. / И.Г. Песталоцци- под ред. М. И. Шабаевой. Москва: Изд-во Академии пед, наук РСФСР, 1961.-Т. 1.-713с.
  102. , A.B. Быть личностью Текст. / A.B. Петровский. -М.: Политиздат, 1990. 255 с.
  103. , В.А. Воспитателю о личностном общении Текст. / Психология общения / В. А. Петровский, A.M. Виноградова, Л. М. Кларина. -М.: Творческая педагогика, 1992. 14 с.
  104. , В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении Текст. / В. А. Петровский, JI.M. Кларина, В. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. М., 1993. — 22 с.
  105. , С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. С. Пиюкова. -Самара: [б.и.], 2002.
  106. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие Текст. / К. К. Платонов. М.: Высш. шк., 1984. -174 с.
  107. , К.К. Проблемы способностей Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1972.-211 с.
  108. Поддъяков, Н. Н Мышление дошкольника Текст. / H.H. Поддъяков. М: Педагогика, 1977. — 272 с.
  109. , H.H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста Текст. / H.H. Поддъяков. М., 1996.
  110. , Н.П. Педагогика Текст. / Н. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2004. — 432 с.
  111. , С.И. Личностно-ориентированное образование: социально-философское исследование Текст. / С. И. Подмазин. Запорожье: Просвіта, 2000. — 250 с.
  112. , Л.В. Подготовка старших воспитателей к управлению методической работой в ДОУ на диагностической основе Текст. / Л. В. Поздняк, А. Н. Морозова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. — № 5. — С. 87−96.
  113. , Е.С. Инновационный процесс в образовательной школе и путь его дальнейшего развития Текст. / Е. С. Полат. М.: Просвещение, 1996.-33 с.
  114. Преемственность Текст. // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т.2. — 1999. — С. 185−186.
  115. Программа «Истоки»: базис развития ребёнка-дошкольника Текст. / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. / Науч. ред. JI.A. Парамонова и др. / Москва: Просвещение, 2003. 335 с.
  116. Программы дошкольных образовательных учреждений Текст. / сост. O.A. Соломенникова. -М.: АРКТИ, 2003. 112 с.
  117. , Б.Б. Экология человека: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Б. Б. Прохоров. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-320 с.
  118. , Э.М. Валеология : учеб. пособие Текст. / Э. М. Прохорова. М.: ИНФРА-М, 2009. — 255 с.
  119. Психологический словарь Текст. / под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  120. Психологическое сопровождение естественного развитиямаленьких детей Текст. / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. -Кишинев, Санкт-Петербург: ВИРТ ДОРВАЛЬ, 1993. 91с.
  121. Психология профессионального здоровья. Учебное пособие Текст. / Под ред. Проф. Г. С. Никифорова. СПб: Речь, 2006. — 480 с.
  122. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада Текст. / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова., Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон. М.: Просвещение, 2011. — 111с.
  123. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет: книга для родителей Текст. / под ред. проф. Н. М. Шелованова. М.: Просвещение, 1965.-183 с.
  124. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: учебно-методическое пособие Текст. / сост. Е. С. Демина. М.: ТЦ Сфера, 2005. -192 с.
  125. , Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная системология Текст. / Ю. М. Резник. М.: Наука, 2003. — 525 с.
  126. , K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / пер. с англ. / K.P. Роджерс. М.: Прогресс: Универс, 1994. — 480 с.
  127. , Е.А. Общение как условие формирования личности Текст. / Е. А. Родионова // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анциферовой. М.: 1981. — С. 177−194.
  128. Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. Текст. / гл. ред.В. В. Давыдов. М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993.-Т. 1.-608 с.
  129. Российская энциклопедия социальной работы Текст. / Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. Т. 1−2. — М., 1997.
  130. , С.Л. Основы общей психологии: в 2 тт. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. — 488 с.
  131. , Ж.Ж. Педагогические сочинения в 2 х томах Текст. / Ж.Ж. Руссо- под ред. Г. Н. Джибладзе // Сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  132. , Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Е. Г. Сайкина. -Санкт-Петербург, 2009.-481 с.
  133. , П.Г. Ознакомление с природой по методу Е.И. Тихеевой Текст. / П. Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. 1970. — № 6.
  134. , Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 / Н. В. Седых. Волгоград, 2006.-398 с.
  135. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  136. Семейное законодательство Российской Федерации: сборник нормативных документов Текст. М.: Вершина, 2003. — 160 с.
  137. , Л.Г. Обновление содержания психолого-педагогической подготовки педагогов в системе СПО Текст. / Л. Г. Семушина // Среднее профессиональное образование. -2003.-№ 5.-С. 7−11.
  138. , Т.Е. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа жизни детей Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Е. Сергиенко. Санкт-Петербург, 2007. — 191 с.
  139. , Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография Текст. / Г. Н. Сериков. Челябинск: ЧГУ, 1998. -341с.
  140. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
  141. , O.A. Образовательные области основнойобщеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция Текст. / O.A. Скоролупова, Н. В. Федина. // Дошкольное воспитание. — 2010. № 7. — С. 3−5.
  142. , В.А. Педагогика. Учебное пособие Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов 3-е издание. — М.: Школа — пресс, 2000. — 512 с.
  143. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 223 с.
  144. Слободчиков, В. И Психология развития человека Текст. /
  145. B.И. Слободчиков. М.: Школьная пресса, 2005. — 28 с.
  146. , С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений Текст. /
  147. C.А.Смирнов, И. Б. Котова, и др.- под ред. С. Л. Смирнова. 4-е изд., испр. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 512 с.
  148. , Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие Текст. / Е. О. Смирнова. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с.
  149. , Ю.В. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Смирнова. Челябинск, 2009. — 195 с.
  150. , М. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитания' совести Текст. / М. Снайдер, Р. Снайдер, мл. Р. Снайдер- пер. с англ. М.: Смысл- СПб.: Гармония, 1994. — 194 с.
  151. Современная психология: справочник руководителя Текст. / Инт психологии- под ред. В. Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999. — 687 с.
  152. , О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методическое пособие Текст. / О. В. Солодянкина. М.: АРКТИ, 2006. — 88 с.
  153. Социальная педагогика: курс лекций Текст. / под общ.ред. М. А. Галагузовой. -М.: ВЛАДОС, 2001. 416 с.
  154. , Р.Б. О развитии новых форм дошкольного образования Текст. / Р. Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. 1999. — № 10.
  155. , Л.Д. Педагогическая психология Текст. / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 544 с.
  156. , Л.П. От школы «маленьких» — к школе «маленькой» и «большой» Текст. // Л. П. Стрелкова. Обруч. — 1997. — № 7. — С. 8−11.
  157. , Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике Текст. / Т. А. Строкова // Педагогика. 2002. — № 4. — С. 20−27.
  158. , Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. В. Субботский. -М., 1983. 27 с.
  159. , В. А. Природа и школа Текст. / В. А. Сухомлинский // Советская педагогика. — 1970. — № 5. С. 36.
  160. , C.B. Теоретико-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / C.B. Тарасов. СПб, 2001. -20 с.
  161. , Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ Текст. / Т. А. Тарасова. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 176 с.
  162. Теория и практика дошкольного образования: пути обновления: сборник статей преподавателей, студентов МаГУ и педагогов дошкольных образовательных учреждений Текст. / под ред. С. Н. Томчиковой. Выпуск 4. — Магнитогорск: МаГУ, 2011. — С. 8−12.
  163. Теория социальной работы: учебник Текст. / под ред. проф. Е. И. Холостова. М.: Юрист, 1999, — 334 с.
  164. , З.И. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / З. И. Теплова. M., 1999. — 183 с.
  165. Типовое положение о ДОУ от 12.09.08 Текст. // Вестник образования. 2008. — № 20- Детский сад. Управление. — 2008. — № И- Дошкольное воспитание. — 2008. — № 11.
  166. , JI.H. Педагогические сочинения Текст. / JI.H. Толстой. 2-е изд., доп. — М.: Учпедгиз, 1953. — 433 с.
  167. , Е.И. Валеология: Словарь-справочник Текст. / Е. И. Торохова. М.: Флита: Наука, 2002. — 344 с.
  168. , Л.В. Дошкольное детство как развивающий социокультурный феномен: монография Текст. / JI.B. Трубайчук. -Челябинск, 2009. 153 с.
  169. , JI.B. Интеграция как форма организации образовательного процесса Текст. / JI.B. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования. Челябинск: Изд-во ООО «Три кита», 2011.-312 с.
  170. , JI.B. Реализация принципа преемственности в Образовательной системе «Школа 2100″ Текст. / Л. В. Трубайчук // Начальная школа плюс „до и после“ 2008. — № 1. — С.10−14.
  171. , Л.В. Педагогическая технология организации целостного интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие Текст. / Л. В. Трубайчук, C.B. Проняева -Челябинск, РЕКПОЛ, 2012. 168 с.
  172. , JI.В. Организация режимных моментов в детском саду в аспекте интеграции: Методическое пособие Текст. / Л. В. Трубайчук, C.B. Проняева. Челябинск: 000"Искра-Профи», 2013. — 124 с.
  173. , Т.Н. Вернуть ребенку детство Текст. / Т. Н. Туряева // Дошкольное воспитание. 1993. -N 4. — С. 84−86.
  174. , З.И. Дорога в страну чудес: Комплексная программа и руководство по непрерывному эколого-валеологическому образованию в ДОУ Текст. / З. И. Тюмасева, Е. Г. Кушнина. Челябинск: Изд-во ЧГГГУ, 2000.-159 с.
  175. , З.И. Оздоровление детей России как инновационная педагогическая деятельность (в сфере дошкольного образования) Текст.: монография / З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова, Е. Г. Кушнина. Челябинск: Цицеро, 2012.-299 с.
  176. , З.И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны Текст. / З. И. Тюмасева, E.H. Богданов, Н. П. Щербак. СПб.: Питер, 2004. -464 с.
  177. , З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования Текст.: монография / З. И. Тюмасева. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. — 322 с.
  178. Управленческое содействие педагогам ДОУ в осуществлении инновационной деятельности: метод, рекомендации Текст. / сост.: Г. В. Яковлева, Д. Ф. Ильясов. Челябинск: Образование, 2004. — 66 с.
  179. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Текст. / рук. Авт. Коллектива Н. В. Федина. М.: Просвещение, 2011. — 303 с.
  180. , Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция Текст. / Д. Н. Ушаков. М.: ООО «Дом славянской книги», 2008. — 960 с.
  181. , К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2 Текст. / К. Д. Ушинский.-M. — 1988.-С. 111.
  182. Федеральная целевая программа развития образования на 20 112 015 гг. электронный ресурс. / Сайт «Федеральные целевые программы России». — Режим доступа: htpp:// fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/F cp/ViewFcp/View/201 З/З 05
  183. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Текст. / Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. — 31 с.
  184. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования электронный ресурс. / Сайт «Гарант». — Режим доступа: htpp://base.garant.ru/55 172 575/
  185. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Текст. // Вестник Образования России. -2009.-№ 22.
  186. , E.JI. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителей Текст.: дис.. доктора пед. наук / E.JI. Федотова. Иркутск: [б.и.], 1998. — 386 с.
  187. , Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. Т. 1 Текст. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. — 568 с.
  188. , В.Н. Человек в концепции современного научного познания: Учебное пособие по антропологии Текст. / В. Н. Филиппов. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. 380 с.
  189. , Ю.В. Ребенок учится общаться: От рождения до 5 лет Текст. / Ю. В. Филиппова. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 244 с.
  190. Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
  191. Философский энциклопедический словарь Текст. / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  192. , Ф. Будем жить для наших детей Текст. / Ф. Фребель- пер. с нем.- сост., предисловие Л. М. Волобуевой. Екатерибург: У-Фактория, 2005.-248 с.
  193. , Л.М. Психопедагогика общего образования: пособие для студ. и учителей Текст. / Л. М. Фридман. М., 1997. — 78 с.
  194. , Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений Текст.: метод, рекомендации / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. -М.: изд-во Российского открытого ун-та, 1993. 34 с.
  195. , P.P. Обучение через игру: руководство для педагогов и родителей / П. Ф. Вэдэзи, P.P. Фьюэлл- пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. — 160 с.
  196. , Н.Е. Комплексная программа по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни УГАЭС на 2009/2010 гг. Текст. / Н. Е. Хабибова. Уфа: Уфимск. гос. академ. эконом. и сервиса, 2009. -48 с.
  197. , Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.07/ Г. А. Хакимова. Екатеринбург, 2004.- 159 с.
  198. Халилова, Л. И. Педагогическое моделирование процесса ориентации младших школьников на здоровый образ жизни Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. И. Халилова. Казань, 2007. — 180 с.
  199. , Г. И. Средства обучения Текст. / Г. И. Хозяинов. М., 1987.-197 с.
  200. , Г. Т. Семья глазами ребенка Текст. / Г. Т. Хоментаускас. М.: Педагогика, 1989. — 157 с.
  201. , H.JI. Ценностные основы профессиональной деятельности и проблема их выявления Текст. / H.JI. Худякова. Челябинск: Академия физкультуры, 2008. — С. 20−27.
  202. , Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток Текст. / Г. А. Цукерман // Вопр. психологии. 1989. — № 2. — С. 41−46.
  203. , Т.И. Психологическая служба в детском саду: учебное пособие Текст. / Т. И. Чиркова. М.: Педагогическое сообщество России, 2001.-224 с.
  204. , И.П. Модели управления учебным процессом Текст. / И. П. Чучалин, В. З. Ямпольский, В. Н. Чудинов и другие- Том. Политехнический. Томск: Изд- во Томского уни-та, 1992. — 178 с.
  205. , С.Б. Времена года: организация и проведение дней здоровья экологической направленности в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие Текст. / С. Б. Шарманова. Челябинск: УралГУФК, 1998.-92 с.
  206. , Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов Текст. / Л. Б. Шнейдер. М.: Академический проспект- Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 768 с.
  207. , Е.В. Социальная детерминация поведения психологические проблемы социальной регуляции поведения Текст. / Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1976. — С. 5 — 20.
  208. , В.А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штоф. -М.- Л.: Наука, 1966. 280 с.
  209. , А.П. Обладание собственной системой самозащиты в дошкольном возрасте Текст. / Авторы-составители Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. И. Марченко, Е. И. Пронина. М.: АРКТИ, 2001. — С. 27 — 30.
  210. , С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Н. Щербакова. М.: [б.и.], 1998.-210 с.
  211. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 176 с.
  212. , Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений Текст. / Е. Е. Юдина,
  213. Г. Б. Степанова, E.H. Денисова. -М.: Просвещение, 2003. 144 с.
  214. , М.В. Преемственность формирования здорового образажизни детей в системе «ДОУ начальная школа» Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. В. Юрченко. — Барнаул, 2008 — 167 с.
  215. , И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  216. , Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования Текст. / Н. О. Яковлева. М.: Информационное издательство Центр AT и СО, 2002. — 239с.
  217. , М.А., Голышенков, СП., Вершинина И. В., Волкова, О. Н. Сущность понятий «здоровье» и «ЗОЖ» в контексте культурологического подхода к образованию школьников // Валеология. — 2006.-№ 3. —С. 52−59.
  218. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М., 2001. — С. 12−16.
Заполнить форму текущей работой