Концепция прагматического воспитания Дж. Локка
Самостоятельно изучил философию Бэкона, Декарта, естествознание, медицину. Преподавал в Оксфорде греческий язык и риторику, служил секретарем и воспитателем детей видного политич. деятеля, вместе с ним находился в изгнании в Европе, где занимался научной и пед. ДД. После переворота 1688 г. возвращается в Англию и издает свой знаменитый труд «Мысли о В.», положивший начало английской научной… Читать ещё >
Концепция прагматического воспитания Дж. Локка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ДЖОН ЛОКК (1632 — 1704), англ. философ и просветитель.
Самостоятельно изучил философию Бэкона, Декарта, естествознание, медицину. Преподавал в Оксфорде греческий язык и риторику, служил секретарем и воспитателем детей видного политич. деятеля, вместе с ним находился в изгнании в Европе, где занимался научной и пед. ДД. После переворота 1688 г. возвращается в Англию и издает свой знаменитый труд «Мысли о В.», положивший начало английской научной педагогике.
Пед. теория Локка исходила из его философии, где он разделял идеи материализма и идеализма, политической приверженности буржуазии, новому дворянству.
Локк дал свое философское обоснование проблеме происхождения знания, выступив против теории «врожденных идей», угодной привилегированным сословиям феодального общества. Не отрицая роли наследственности, Локк утверждал, что «врожденных идей» нет, а душа ребенка — это tabula rasa («чистая доска»). Знания и нравственные качества, по Локку, являются результатом определенных жизненных обстоятельств и, главным образом, воспитания.
Соц.-пед. ценности Локка ориентированы на семейное воспитание с гувернером и домашними учителями. К школам он относился весьма критически. В проекте «О рабочих школах» предлагает создать за счет благотворительных фондов особые приюты-школы для бедных детей 3—14 лет, где они своим трудом окупали бы значительную часть стоимости содержания.
Цель В., считал Локк, сформировать «джентльмена» — дельца, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», принадлежащего к высшим слоям общества. Джентльмен — человек добродетельный и деятельный, физически крепкий, умеющий владеть собой, обладающий ясной мыслью и жизненно необходимыми знаниями. Критерий добродетельности — полезность, поэтому добродетельная деятельность необходима для сохранения и процветания общества.
Различает физическое, нравственное и умственное воспитание.
Физ.В. — основа всего последующ. В., обеспечивает «здоровый дух в здоровом теле».
В НР. В. необходимо, чтобы ребенок отказался от случайных поступков, капризов, вызванных желаниями, а следовал бы только своему разуму. Для этого с детьми нужно обращаться строго, но в меру, приучать к самообузданию и повиновению. Но не подавлять личность ребенка, воспитывать добрые привычки с помощью рассуждений, примеров, доводов, ласковыми словами. Подметил интересную закономерность: дети «раньше, чем мы думаем, начинают желать, чтобы с ними обращались, как с разумными существами» (как со взрослыми). Телесные наказания считал плохим средством В., т.к. они ведут к притворству ребенка, портят его, поэтому применение наказания возможно только в крайнем случае. Награды и поощрения необходимы, но не как компенсация за выполнение долга, какой-либо обязанности, а за нечто более значительное.
Т.о., Локк является по сути одним из создателей буржуазной педагогики. В его теории немало спорного, она применима к воспитанию в состоятельной среде. Но ценна идеями, разрушающими прежнюю ограничительную систему воспитания и обучения и утверждающими новую, более свободную и рациональную. Педагогика Локка оказала значительное влияние на развитие соц.-пед. теории и практики в самой Англии, ее владениях и в других странах.