Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно педагогического комплекса
Диссертация
Все чаще в качестве цели профессионального обучения, в том числе в педколледже, рассматривается формирование у студентов п умения самостоятельно «добывать» новые профессиональные знания, овладевать способами деятельности через усвоение их обобщенных t характеристик, ориентировочной основы (Н.Г.Алексеев, В.П.Беспаль-ко, Н. В. Бочкина, Л. Я. Зорина, Ю. Н. Кулюткин, Л. Ф. Обухова, З.Я. Ре-шетова, Г… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ПЕДКОЛЛЕДЖА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
- 1. Интерес к профессии как качество личности будущего учитея
- 2. Уровни и показатели развития интереса к профессии учителя.46 /
- Глава 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
- 1. Сущность учебно-научно-педагогического комплекса и его возможности в профессиональной подготовке учителя
- 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса к профессии учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса.82 ^
Список литературы
- Абдуллина 0.А.Общепедагогическая подготовка учителя всистеме высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1986.
- Абдулина О.А., Загрязкина Н.Н.Педагогическая практика студентов, М, .'Просвещение, 1989.
- Абрамов В.И. и др. Проблемы подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности.- Пенза, 1991.
- Аверьянов А. Н. Категория Мсистема"в диалектическом материализме. -М., 1974.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.
- Под ред.Г. И. Щукиной.-М., 1984.
- Алибекова Г. 3., Жильцов П. А. Круглов Ю.Г. Учебно-педагогический комплекс «школа-педучилище-педвуз». -М., 1992.
- Ануфрик С.С., Тарантей В. П., Хуторская Л. Н. Студенты вучебно-научно-педагогическом объединении//Пе-дагогика. 1991, — N 3.
- Архипова Т.В., Гребенкина Л.К.Формирование педмастерства учителя-воспитателя в условиях УНПК //Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Ч.2. Волгоград: Перемена, 1993.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М, 1978.
- Аснин В. И. Цели и мотивы деятельности человека//Психо- 162 логия. Под ред.Г. С. Костюка.-К.: Рад. школа, 1968. -572с.
- И. Афанасьев В. Г. О целостных системах//Вопросы философии, — 1980, — N 6.
- Афанасьев В. Ф. Профессиональные интересы учащихся 5−8классов и основные пути их формирования во внеклассной работе. Автореф. канд. дисс.-М., 1968.
- Ахматов А.Ф. Теория и практика воспитания у учащихсяинтереса к труду в сельскохозяйственном производстве. Автореф. докторской дисс.- М., 1974.
- Ахтямова Р. Ш. Профессиональная направленность обучениякак средство формирования познавательных интересов учащихся средних профтехучилищ.Автореф. канд. дисс.-Казань, 1986.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.- М., 1982.
- Бабанский Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплесный подход квоспитанию. М., 1980.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986.-422 с.
- Бессараб В. Ф. Формирование интереса к профессии у учащихся средних ПТУ в процессе изучения специальной технологии.Автореф. канд. дисс.- Челябинск, 1981.
- Блауберг Г. П., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.-М.: Наука, 1973.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.1. М., 1961.- 163
- Божович Jl. И. Личность и ее формирование в детскомвозрасте, — М., 1968.
- Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема.-Изв. АПН РСФСР, 1951, вып. 36.
- Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
- БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. М., 1974.Т.17
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985.
- Бородаева Г. Г., Млочешек Л.И.О системе уроков по воспитанию мотивации изучения предметов гуманитарного цикла //Органическое единство учебного и воспитательного процессов, — Волгоград, 1982.
- Борытко Н. М. Воспитание профессиональной направленности учащихся старших классов гимназии. Канд. дисс, — Волгоград, 1994.
- Бочкина Н.В. Формирование самостоятельности у старшихшкольников. Автореф.канд. дис. Минск, 1969.
- Бочкина Н.В. О методологических основах исследованияфункций самостоятельности в поведении и развитии ^ личности школьников. // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса.- Волгоград, 1981.
- Броневчук С. Об усилении практической направленностиобучения.//Народное образование.-1981.- N7.
- Буряк В.К. Формирование у учащихся положительного от- 164 ношения к учению. М.: Периодика, 1985.
- Вайсбург А.А. Организация профориентационной работышколы, ПТУ, предприятия. Москва: Просвещение, 1986.
- Вахтеров В.П. Свобода учительского слова.//Народныйучитель.- 1914.- N 1.
- Виноградова Н. И. Подготовка студентов младших курсовпедвуза к формированию познавательных интересов учащихся начальных классов. Канд. дисс.-Волгоград, 1991.
- Виханский 0.С., Наумов А. И. Менеджмент.-М.:Высшая школа, 1994
- Водзинская В.В. 0 социальной обусловленности выборапрофессии //Социальные проблемы труда и производства. М.-Варшава, 1969.
- Воробьев Г. В. Методы исследования в области воспитания//
- Советская педагогика.-1966.-N10.
- Воробьёв Н.Е., Сущенко О. Г. Мотивация творческой активности личности в учебной деятельности. Вып.2/ВГПУ. Волгоград: Перемена. 1992.
- Высшая школа за рубежом: системы образования и уровниподготовки кадров.- М., 1992.
- Гавашелишвили А. С. Развитие интереса к педагогическойпрофессии у учащихся старшего школьного возраста. Автореф. канд. дисс, — Тбилиси, 1985.
- ГанзенВ.А. Восприятие целостных объектов.-Л., 1974.
- Георгиев Г. Ф. Воспитание интереса к рабочим профессиям у учащихся 8-летней школы.Автореф. канд. дисс. М., 1975.- 165
- Гершунский Б.С. Педагогические аспекты непрерывногообразования.// Вестник высшей школы.- 1987,-N 8.
- Глинский Б.А., Грязнов Б. С., Дынин В. С., Никитин В. П. Моделирование как метод научного исследования.-М., 1965.
- Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личностишкольника. М.: Педагогика, 1979.
- Гребенюк О.С., Мамиев Д. М. Работа педагогического коллектива над проблемой «Формирование мотивации учения и труда у учащихся средних ПТУ».-Ашхабад, 1986.
- Гроссу Е.П. Формирование профессиональных интересовстаршеклассников во внеклассной работе. Авто-реф. канд. дисс.-М.-1975.
- Гурова Р. Г. Выявление.Отношения школьников к образованию.// Сов. педагогика. 1987.- N6.
- Елфимов Г. М. Возникновение нового: философскийочерк.-М.: Мысль, 1983.-188 с.
- Зайцев В. В. Образовательный комплекс"детский сад школа"//0пыт и перспективы развития УНПК, — Волгоград: Перемена, 1992.
- Зейгранник Е. В. Личность и паталогия деятельности. М.:1. МГУ, 1971.
- Ильин B.C. Проблема воспитания потребности в знании ушкольников.- Ростов-на-Дону, 1971.
- Ильин B.C. Проблемы формирования мотивации ученияшкольников//Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников.- Ростов-надону, 1975.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостныйпроцесс)-М, 1984.
- Инасаридзе Т. П. Пути воспитания интереса к профессии впрофессионально-технических училищах.Автореф. канд. дисс. М., 1971.
- Истратов Ю. П. Малыгин В.Т.Научно-учебный-педагогический комплекс: единство теории и практики//Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов.- Волгоград: Перемена, 1992.
- Караковский В.А. Чтобы ученье было успешным.-М.: Знание., 1979.
- Каткова Л. В. Развитие познавательных потребностеймладших школьников на уроках //Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников.-Волгоград, 1980. 1 59. Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1976.
- Колесникова И.А. Как приблизить подготовку учителей кпотребностям школы //Педагогика.- 1992. -N 5−6.
- Коломенский Н.Л. Критерии эффективности психолого-педагогической подготовки учителей //Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Полтава, 1985.
- Колосова Л.А. Учебно-развивающий профориентационныйкомплекс как педагогическая система //Педаго- 167 гические системы в школе и вузе.Ч.2.-Волгоград: Перемена, 1993.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В2. х т. М., 1982. Т. 1.
- Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Канд. дисс.-Л., 1983.
- Кон И. С. Психология старшеклассника.- Москва: Просвещение, 1980.
- Кондратьева Л. Л. Человек и профессиональный труд.-Тбилиси, 1976.- 36 с.
- Концепция непрерывного образования //Народное образование. -1989. -N 10.
- Краткий психологический словарь /сост.Л.А.Карпенко-под общ. ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.-431с.
- Кречжде С.П. Психология формирования профессиональныхинтересов. Автореф.доктор.дисс.-К., 1982,-с.36
- Кудрявцев Г. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализдинамики профессионального самоопределения личности. //Вопросы психологии.- 1983, N 2.
- Кузьмин Е.С., Свентицкий А. Л. Формирование отношения ктруду//Человек и общество.-Л., 1966.
- Кулько В.А. Абстрактное отображение процесса формирования у учащихся умения учиться.- Волгоград, 1977.
- Кухарчук А.М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся.-Минск: Народная асвета, 1976.
- Лавриков Ю.А. О модели профессиональной подготовки- 168 -экономиста. JI., 1973.
- Лавринец И.А. Условия интеграции педагогических дисциплин в процессе обучения студентов факультета дошкольного воспитания//Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Ч. 1,-Волгоград: Перемена, 1993.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. XYIII
- Международный конгресс психологов. Симпозиум 13, — М., 1966.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.-М., 1971.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
- Леонтьев В. Г. Принципы исследования мотивации личностив советской психологии//Исследование мотиваци-онной сферы личности.- Новосибирск, 1984.
- Личностно ориентированное обучение и воспитание.-Волгоград: Перемена, 1994.
- Лобанов А. А. Огранизация непрерывного образования через УНПК //Опыт и перспективы развития УНПК. Волгоград: Перемена, 1992.
- Максимова В. Н. Интеграционные технологии обучения вшколе //Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Ч.2, — Волгоград: Перемена, 1993, — 318 с.
- Мальковская Т.Н. Переживания старшеклассниками своихвзаимоотношений с учителями. ЛГПИ, 1971.
- Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников.- М.: Просвещение, 1983.- 96 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном- 169 -возрасте.-М., 1983.
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьномвозрасте. М.: Посвещение, 1993.-96 с."
- Маркова А.К., Матис Т.А.Орлов А. Б. Формирование мотивации учения, — Москва: Просвещение, 1990.
- Матюхина В. М. К вопросу о формировании мотивов учения
- Воспитание школьников в процессе обучения.-Волгоград, 1978.
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников.1. М., 1984.-144 с.
- Матюхина М. В., Бондаренко В. К. Формирование интереса ксодержанию и процессу усвоения знаний //Учение и развитие школьников.-Волгоград, 1980.
- Менчинская Н. А. Психологические закономерности формирования и развития личности.- М.:Наука, 1981.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. -Пермь, 1971.
- Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса.- Волгоград, 1981.
- Мехлова Э., Савина Ф. К. О мотивах учения студентовфизико-математического факультета // Единство теоретической и практической подготовки учителей математики и физики в условиях реформы школы. Волгоград, 1987.-144 с.
- Миклин A.M., Подольский В. А.Категория развития в марксистской диалектике, М.: Мысль, 1980.
- Млочешек Л. И. О процессе развития мотивации ученияпредметов гуманитарного цикла //Воспитание школьников в процессе обучения.-Волгоград, 1978.- 170
- Морозов С. Профессиональная школа сегодня и завтра//Народное образование. 1994.-N 5.
- Напалков Е. А. Нейрокибернетика и программированноеобучение.- Л., 1968.- С. 24.
- Научно-производственно-педагогический комплекс в действии: Методические рекомендации.- Волгоград, 1989.
- Немов Р. С. Психология.-М.: Просвещение, 1990. -301с.
- Нойнер Г. Вопросы теории социалистического обществаобразования. М.:Педагогика, 1975.
- Общая психология / Под ред. В.Петровского.- М.:Просвещение, 1970.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русскийязык, 1981.
- Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов, — Волгоград, 1992.
- Орлов А, Б. Склонность и профессия//Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология».-1981.- N 11.-96 с.
- Осухова Н. Г. Особенности целеполагания при построениицелостного процесса воспитания мотивации изучения гуманитарных предметов // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу.-Волгоград, 1984.
- Павлов В.А.Профессионально-направленное обучение иностранным языкам в НПК «педколледж педвуз"// Опыт и перспективы развития УНПК.-Волгоград: Перемена, 1992.
- Павлютенков Е.М. Профессиональная ориентация учащих- 171 -ся.-К.:Рад.школа, 1983. -153с
- Павлютенков Е.М. Кем быть? К.: Молодь, 1989.
- Павлютенков Е. М. Профессиональное становление будущегоучителя //Педагогика.- 1990.- N И.
- Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз.- Волгоград: Оптим, 1994.
- Педагогические системы в школе и вузе: технологии иуправление.- Волгоград: Перемена, 1993. ИЗ. Педагогический словарь// В 2-х томах. М.: Академия педнаук, 1960.-Т. 1.
- Петровский А. В. Психологическая характеристика личности//0бщая психология. Под ред.А. В. Петровского.-М.: Просвещение, 1970. -432с.
- Профессиональная ориентация: этапы и методы. Методические рекомендации. Ч.1.-К., 1989.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.-М: Просвещение, 1991.
- Раевский 0. М. Направленность личности//Психология. Подред. Г. С. Костюка. -К.: Рад. школа, 1968. -572с.
- Редковец И. А. О концепции процесса воспитания мотивации самообразования учащихся //Органическое единство учебного и воспитательного процессов. Волгоград, 1982.
- РепкинаГ.В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированное&trade- учебной деятельности.- Томск: Пеленг, 1993.
- Решетников П. Е. Подготовка учителей в комплексе «педучилище-пединститут // Педагогика, — 1991.- N 5.- 172
- Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становлениечеловека.-М.:Прогресс, Универс., 1994. -480 с.
- Романенко Н.М. Интегративный подход в образовании иинновационные технологии педагогического процесса //Педагогические инновации в учреждениях образования: сущность, критерии, прогноз.- Волгоград: Оптим, 1994.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.: Учпедгиз, 1967.
- Рудик П.А. Психология.-М.: Физкультура и спорт, 1976.- 240с.
- Руководство самообразованием школьников. Москва:1. Просвещение, 1983.
- Руссо Ж.Ж. Эмиль, или 0 воспитании. Пед. соч. в 2-хт.-М., 1981
- Савина Ф.К. О совершенствовании понятийного аппаратаисследования / На примере формирования понятия «мотивация учения"// Совершенствование учебно воспитательного процесса. -Волгоград, 1977.
- Савина Ф. К. Отношения между участниками учебного процесса при воспитании мотивации учения // Воспитание школьников в процессе обучения.-Волгогрд, 1978.
- Савина Ф.К. Мотивы самообразования и пути их воспитания// •Руководство самообразованием школьников. М.:Просвещение, 1983.-144с.
- Савина Ф. К., Треплина О. Ф. Средства формирования мотивов учения слушателей подготовительного отде- 173 ления//Средства формирования всесторонне развитой личности.-Волгоград, 1987
- Савина Ф.К. Формирование познавательных интересовучащихся в условиях реформы школы.Учебное пособие по спецкурсу.- Волгоград, 1988.
- Самборенко Л.Ф. Роль мотивации в профессиональнойподготовке специалистов дошкольного воспитания в вузе//Личностно ориентированное обучение и воспитание. Волгоград: Перемена, 1994.
- Саранов A.M., Сергеев Н. К., Сериков-В.В. Основные направления деятельности Волгоградского научно* педагогического комплекса //Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов.- Волгоград, 1992.
- Сахаров В.Ф., Сазонов А. Д. Профессиональная ориентацияшкольников.- М.: Просвещение, 1982.
- Сахарчук Е.И. Формирование у студентов интереса к педагогической профессии в процессе изучения педагогики //Личностно ориентированное обучение и воспитание. Волгоград: Перемена, 1994.
- Свидерский В.И. Некоторые особенности развития вобъективном мире. ЛГУ., 1964.- 174
- Селиванов В. И. Сила потребности и волевое усилие
- Проблемы формирования социогенных потребностей: Материалы I Всесоюзной конфыеренции.-Тбилиси, 1974.
- Сергеев Н.К.О категории «связь» и ее применении в исследовании целостного педагогического процесса // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981.
- Сергеев Н. К., Сергиенко В. П. О некоторых основах построения системы целей формирования качеств личности (На примере идейной направленности и мотивации учения школьников) //Органическое единство учебного и воспитательного процессов. -Волгоград, 1982.
- Сергеев Н. К. Взаимосвязь воспитательных функций изучения основ наук и труда старшеклассников в процессе формирования мотивации учения как свойства целостной личности //Целостный подход к учебно-воспитательному процессу. -Волгоград, 1984.
- Сергеев Н. К. Особенности организации и содержания деятельности областного научно-педагогического комплекса // Опыт и перспективы развития учебно-научно-педагогических комплексов.-Волгоград: Перемена, 1992.
- Сергеев Н.К. Особенности подготовки учителя труда вусловиях перестройки общеобразовательной и профессиональной школы//Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования.- Волгоград, 1992.
- Сергеев Н.К. Интеграционные тенденции в непрерывномобразовании учителя //Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Ч. 1.- Волгоград: Перемена, 1993.
- Сердюкова Н.В., Промоторова Н. В., Таскаева Т. А. Педагогический колледж в системе непрерывного пе дагогического образования // Опыт и перепек тивы развития УНПК. Волгоград: Перемена, 1992.
- Сериков В.В. О стимулировании саморазвития личностистаршеклассников в процессе формирования моти вации учения // Воспитание школьников в про цессе обучения.- Волгоград, 1978.
- Сериков В.В.О целостном подходе к изучению готовностистаршеклассников к труду //Органическое единство учебного и воспитатель ного процесса.-Волгоград, 1982.
- Сериков В.В. Подготовка учащихся к труду в процессеизучения общеобразовательных предметов в сред ней школе.-М., 1986.
- Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепцияи технологии.- Волгоград: Перемена, 1994.
- Сетров М. И.Принцип системности и его основные понятия
- Проблемы методологии системного исследования. -М., 1970.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советскойшколы в процессе профессиональной подготовки.-М.: Просвещение, 1972.
- Сонин В.А. Динамика мотивов учебной деятельности студентов. // Автореф. канд. дисс.-Л.1974.
- Счастливенко А.Г. Прогнозирование в личностно ориентированном обучении / /Личностно ориентированное обучение и воспитание.- Волгоград: Перемена, 1994, — 171 с.
- Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента.- Волгоград, 1990.
- Толстой Л.Н.О народном образовании.//Полн.собр.соч.-М.1936.- Т. 8
- Украинцева Б.С. Марксистско-ленинская функция и методыобщественных наук //Вопросы философии.-1977.-N 7.
- Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогическойантропологии»//Собр. соч.: М. -Л-., 1950. Т. 10
- Филиппова В. А. Использование комплексной методики визучении и формировании эстетических интересов учащихся.//Педагогические проблемы формированипознавательных интересов учащихся.-. ЛГПИ, 1975
- Фокина С. Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных- 177
- Фоминых Ю.Ф. Интегративный подход к формированию мировоззрения школьников //Педагогика.- 1993.-N4.
- Формирование личности школьника и студента в условияхдемократизации, гуманизации образования.-Волгоград, 1992.
- Ходжабаев А.Р. Учебно-методический комплекс подготовкиучителей трудового обучения//Педагогика.-1990.1. N 10.
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М.: Просвещение, 1993.
- Целостный учебно-воспитательный процесс: исследованиепродолжается. Волгоград: Перемена, 1992.
- Целуйко В.М. Комплекс «Педагогический лицей педвуз"как форма организации непрерывного педагогического образования //Опыт и перспективы развития УНПК.- Волгоград: Перемена, 1992.
- Шапошников Г. И. Педагогические проблемы формированияпознавательных интересов. М., 1975.
- Шаров Ю. В. Формирование духовных потребностей советскихшкольников как социально-педагогическая проблема. //Автореферат д.д., Л.- 1971.
- Шилина А.Н. Теория понятия и ее представленность в дидактических исследованиях.- М., 1976.
- Щеголь В. И. Загорец И.В. Выбор учащимися педагогическойпрофессии//Педагогика.- 1991.- N 4.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М., 1971.
- Щукина Г. И. Надежная основа обучения //Народное образо- 178 -вание.-1973.-N 2.
- Щукина Г. И. Проблемы активизации обучения и учения всвете теории деятельности школьников, — Л., 1984.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе.1. М., 1986
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М., 1969.
- Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределениеучащихся. -К.: Рад. школа, 1983.-112с.