Введение.
Социализация личности ребенка в системе начального образования
Как видим, сам человек создает социальную среду и богатство общественных отношений, которые служат источником его личностного развития. Следовательно, человек как общественное существо целиком развивается по задаваемой обществом социальной программе, и источники формирования личности, как уже отмечалось, находятся вне личности. Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное… Читать ещё >
Введение. Социализация личности ребенка в системе начального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализируя историю общества, отмечали, что благодаря творческо-преобразующей деятельности людей, развивалось и совершенствовалось производство, формировался их опыт социальных отношений, накапливались научные знания, обогащалась духовная жизнь и нравственно-эстетическая культура. Овладевая в той или иной мере этим общественным достоянием и развивая его, человек и формируется как социальное существо, как личность.
Как видим, сам человек создает социальную среду и богатство общественных отношений, которые служат источником его личностного развития. Следовательно, человек как общественное существо целиком развивается по задаваемой обществом социальной программе, и источники формирования личности, как уже отмечалось, находятся вне личности.
Приобретаемые качества и жизненный опыт человека не фиксируются в генном аппарате и поэтому не могут передаваться по наследству. Если бы это было иначе, тогда дети одной и той же национальности, как уже отмечено выше, независимо от социальных условий усваивали бы язык только своей нации. Между тем они овладевают той речью, которая присуща их социальному и бытовому окружению. Значит, в человеке нет никаких врожденных социальных свойств и качеств, его развитие всецело определяется социальной программой, средовыми явлениями.
Биологическое и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве, но это единство не означает тождества, равнозначимости. В развитии личности преобладающее значение имеют социальные факторы.
Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. Именно воспитание выступает в качестве того решающего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, развиваются задатки и способности человека. /28.90/.
Стержневым вопросом педагогической науки и основной задачей педагогической практики является сложная проблема формирования личности подрастающего поколения. Она очень многогранна, имеет множество сторон, может рассматриваться в разных аспектах. Поэтому изучением проблемы личности занимаются представители разных наук: возрастной физиологии, социологии, детской и педагогической психологии и других.
Когда речь идет о социализации школьников, принято подробно описывать ее факторы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы, управляемые и стихийные, постоянные и случайные и так далее. Эти аспекты явления социализации должны больше интересовать социологию и социальную психологию. Педагогике в центр своего внимания следует поставить социальный опыт ребенка, как главный показатель его социализации.
Социальный опыт ребенка младшего школьного возраста, как показали исследования, это — многоуровневое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Иными словами, социальный опыт ребенка — это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Выходит, что социальный опыт младшего школьника (даже если его совершенно не берут во внимание взрослые) в определенной степени влияет на объективные условия воспитания.
Процесс социализации всегда предполагает два плана действия взрослеющей личности: адаптацию к социуму (то есть приспособление себя к окружающим явлениям, влияниям, условиям, обстоятельствам, которое строится на врожденном механизме саморегуляции человека) и самоопределение в социуме (это активная позиция, предполагающая оценку происходящего вокруг, отбор предлагаемых обстоятельствами воздействий, принятие или сопротивление им). Для самоопределения в социуме уже ребенок младшего школьного возраста располагает достаточным фондом личностных психологических предпосылок, но этот способ проявления самостоятельности в процессе социализации нужно воспитывать./24.29/.
Таким образом, нами была определена:
Цель исследования — изучить факторы, влияющие на социализацию личности ребенка младшего школьного возраста;
Предмет исследования — социализация личности ребенка младшего школьного возраста;
Объект исследования — учебно-воспитательная среда.
Гипотеза: мы предположили что социализация личности ребенка в системе начального образования зависит от уровня учебной мотивации и статуса личности в системе межличностных отношений, от внешних факторов (социальной среды, воспитания) и внутренних (природной склонности и влечения) и их взаимосвязи.
Задачи исследования:
- 1) Изучение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- 2) Выявить факторы, влияющие на социализацию личности ребенка младшего школьного возраста;
- 3) Проанализировать взаимосвязь внутренних и внешних факторов, биологического и социального;
- 4) Рассмотреть игру как средство развития и социализации личности.