Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Южные безлесные природные зоны России. 
Зона степей

Конспект урокаПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.." Образ степей: широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная, много птиц, насекомых, суслики, душная и унылая, знойная, однообразная унылый вид, поникла трава… (дети… Читать ещё >

Южные безлесные природные зоны России. Зона степей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

ФИО

Омарова Аминат Султанахмедовна

Место работы

МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского

Должность:

учитель географии

Предмет:

география

Класс:

8 класс

Тема и номер урока в теме

«Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Базовый учебник

Алексеев А. И. География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа», 2007

Цель урока: узнать о географическом положении, изучить климатические особенности, воды, почвы, растительный и животный мир южных безлесных зон России; поработать с географической картой и с текстом учебника.

Задачи:

обучающие: сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире южных безлесных зон России;

развивающие: развивать навыки коллективной работы, умение работать с ЭОР, умение работать с географической картой и климатограммами;

Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами и ЭОР Необходимое оборудование: компьютер, проектор, карта, учебник.

Ход урока

южный безлесный степь

Постановка учебной задачи.

Дети! Давайте посмотрим на слайдах фотографии, прокомментируем эти фотографии и попробуем определить, в каком же месте России была произведена фотосъемка. (слайды)

Решение учебной задачи.

Что же мы видим на этих фотографиях?

Ученики называют объекты, изображенные на фотографиях и записывают их на доске:

— Нет деревьев

— Поля пшеницы

— Выгоревшая и сухая трава

— Цветущие луга…

— Широкие просторы…

О какой местности идет речь?

Итак, тема сегодняшнего урока — южные безлесные зоны России. Зона степей. На уроке мы с вами опишем степную зону России. Узнаем о географическом положении, изучим климатические и почвенные особенности, воды, почвы, растительный и животный мир южных безлесных зон России.

Поработаем с географической картой и с текстом учебника.

Запишите в своих листах «План-конспект» тему урока: «Южные безлесные зоны России. Зона степей».

Что такое «степь»? В русский язык слово «степь» вошло довольно поздно — в начале 17 века. Происхождение термина «степь» до сих пор не имеет удовлетворительного объяснения. В разных языках мира это слово звучит по-разному, но означает плоское, ровное, покрытое травяной растительностью место.

Запишите на листочках понятие «степь». Степь - равнина, поросшая травянистой растительностью.

Красоту степей описывали в разные времена писатели и поэты:

создавали степям красивые образы:

Едешь, едешь степь да небо, Точно нет им края.

Едешь, едешь — степь да небо…

Степь, вся степь, как море…

Ой, ты, степь, широкая, Степь раздольная…

Степь да степь кругом Очень ярко и живописно описал степь в своей повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь:

«…Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..»

На что указывают эти строки?

Образ степей: широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная, много птиц, насекомых, суслики, душная и унылая, знойная, однообразная унылый вид, поникла трава… (дети читают свои записи и записывают в свои конспекты).

С целью углубления знаний провожу беседу по вопросам:

— Почему степи имеют такие особенности, которые мы выявили из отрывка? От чего они зависят? (климат)

— Прежде чем характеризовать климат, необходимо определить, где в нашей стране размещаются степи, т. е. их географическое положение.

ГП: на территории нашей страны степи протянулись от западной границы России, на юге Восточно-Европейской равнины и очагами на юге Сибири.

На просторах России, в той части страны, где осадков выпадает меньше настолько, что их не хватает для роста деревьев и кустарников, бескрайние пространства поросли травянистой растительностью — это степь. Степи есть в Ставропольском крае, наше село Родниковское тоже раскинулось на просторах степной зоны.

Исследовательская работа.

Работа в парах. Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей климата, растительности, животного мира, почв и деятельности людей в степи. Дети работают в паре, каждая пара получает карточку-задание и выполняет его 3−5 минут, используя различные источники географической информации.

1 пара исследуют карту растительности и выявляют какая растительность преобладает в степях.

2 пара исследуют почвы Какие почвы в степях, дать их характеристику. Какие проблемы существуют с использованием черноземов?

3 пара определяют чем занимаются люди, живущие в степях, и как это отражается на природе.

4 пара определяет в каком климатическом поясе находятся степи, среднюю температуру января и июля.

5 пара определяют типичных представителей зоны степей.

Дети 5 минут работают самостоятельно.

Давайте проверим ваши исследования Итог урока. Я хочу еще раз возвратиться к описанию величия степей Н. В. Гоголем. …Огромный и бесконечный степной простор, вольный и безграничный, как душа народа. Дитя плодородной матери-земли и животворного отца-солнца степь величественна, юна и первобытна: не тронутая рукой человека, являющая собой «зеленый океан». Дикие травы, цветы и озера — хлебосольный дом для птиц, зверей и насекомых, наполняющих жилище свое музыкой разнообразных звуков…

Как вы думаете, сохранилась ли степь такой же, какой описал ее Гоголь?

Но однажды в степи загудели моторы. И вот острые плуги впервые подняли пласты жирной, плодородной почвы…

В настоящее время степь — это поля пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, вдоль которых стеной стоят деревья, посаженные заботливыми руками людей. Зимой они задерживают влагу, а летом заслон от ветров — суховеев. И еще видны ровные голубые полоски — это каналы от рек в глубь степей, чтобы напоить поля.

С тех пор прошло много лет. Давно выросли поселки, города. Даже поверить трудно, что когда-то здесь была одна голая степь. Увидеть степь теперь можно коегде в заповедниках или прочитать описание степи у Гоголя, Тургенева, Чехова или стихах Кольцова.

Трудно догадаться, почему это произошло? (Изменение степи человеком) Что нового для себя узнали?

Важна эта тема лично для вас, для страны? Почему?

Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему?

Д/з: выучить план-конспект.

План-конспект урока

Ф.И. _________________________________________________

Тема урока: ___________________________________________

Степь ________________________________________________

Образ степей:__________________________________________

Характеристика степей

План

Характеристика

Географическое положение

Климатологи

Климат

Почвоведы

Почвы

Ботаники

Растительный мир

Зоологи

Животный мир

Экологи-краеведы

Хозяйственная деятельность человека

Изменение степей человеком:_____________________________

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой