Опытно-экспериментальная работа по формированию уважительного отношения к народным этикетным традициям у детей старшнго дошкольного возраста
Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к предметам родной культуры; значение слов может обяъснить только с помощью взрослого; имеет поверстное представление о народных этикетных традициях, не осознаёт их важности; не пользуется ими в жизненных ситуациях; не использует знания… Читать ещё >
Опытно-экспериментальная работа по формированию уважительного отношения к народным этикетным традициям у детей старшнго дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Определение исходного уровня представлений о народных этикетных традициях у детей шестого года жизни.
Цель: Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе. Итог реализации исследования можно изложить в виде модели личности, имеющей основные представления, умения и навыки в использовании народных этикетных традиций старшими дошкольниками.
Модель личности.
Знать традиции башкирской семьи: уважение к родителям, к старшим членам семьи.
Знать народные этикетные нормы и правила уважительного отношения к старшим:
- — При встрече на улице старшего, младший почтительно здоровается с ним;
- — Младшие должны открывать дверь и придерживать её, когда входит старший;
- — Старший помогает разобраться младшему в сложных ситуациях, советует ему как поступить.
Прививать правила этикетного обращения к старшим, взрослым, сверсникам.
Знать характерные обращения башкир и уметь ими пользоваться.
Знать, что благопожелание — это внимание к окружающим, пожелание удач, счастья, всяческих благ в жизни. Эта форма выражения добрых отношений к человеку.
Знать народные обычаи гостеприимства:
- — В отсутствие отца гостей принимают старшие сыновья;
- — Девочки обязаны уметь приветливо, предупредительно обращаться с гостями, помогать в приготовлении пищи, держать в порядке жилище;
- — Когда садились обедать или ужинать, всё делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если в дом придёт запоздалый гость.
Знать правила гостеприимства:
- — Увидев гостя, хозяин выходит ему на встречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать, к добру будет ваш приезд»;
- — Гостю помогают снять одежду;
- — Вошедшие гости здороваются с хозяевами пожиманием обеих рук;
- — Гостя приглашают в жилище и сажают на почётное место;
- — Чем старше гость, тем он почётнее;
- — Гостя спрашивают о здоровье;
- — Хозяин наделяет гостей припасами на дорогу.
Уметь на практике пользоваться правилами гостеприимства.
На начальном этапе важно выявить уровень сформированности у дошкольников знаний и представлений о народных этикетных традициях. Констатирующий этап работы осуществлялся по двум направлениям:
- · выявление знаний и представлений о народных этикетных традициях старших дошкольников, изучение особенностей проявления традиций в самостоятельной деятельности;
- · выявление степени участия родителей в воспитании детей на народных этикетных традициях и понимания ими необходимости этой работы.
В ходе исследования использовалось методическое пособие Р. Х. Гасановой, Р. Л. Агишевой, — «Этноэтикет в воспитании дошкольников». Исходные критерии определялись наличием представлений о народных этикетных традициях, интереса к ним, понимание важности народных традиций и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности. 10].
Методы исследования.
В ходе работы были определены три этапа:
Этап I. Опрос детей, целью которого являлось выявление уровня преставлений детей старшего дошкольного возраста о традициях и её реалиях. В ходе индивидуальных бесед было запланировано предложить детям ответить на вопросы, предложить им серию заданий, касающихся их представлений о народных традициях, как ребенок её понимает, может ли назвать те, которые приняты в его семье и ближайшем окружении.
- 1. Представления о народных этикетных традициях.
- 1) Как ты понимаешь слова гостеприимство, уважение, приветствие, пожелание?
- 2) Какого человека можно назвать гостеприимным?
- 3) Что значит выражение «приветливый человек»?
- 4) Кто в нашей группе вежливый?
- 5) Назови твоё лучшее пожелание другу.
- 2. Умение оценивать слова гостеприимный, вежливый, приветливый по отношению к самому себе.
- 1) Тебя можно назвать вежливым? В чём это выражается?
- 2) Как ты проявляешь приветливость?
- 3) Как ты проявляешь уважение к старшим?
- 3. Понимание важности народных этикетных традиций.
- 1) Зачем человеку нужно гостеприимство?
- 2) В вашей семье пользуются пожеланиями?
- 3) Ты хочешь быть вежливым?
- 4) Для чего нужно уважение к старшим?
- 4. Умение реализовать свои знания в воображаемой ситуации.
- 1) Приходилось ли тебе когда-нибудь встречать дома гостей? Как ты их встречал?
- 2) «К вам в гости пришла бабушка, что ты будешь делать, как проявишь заботу о ней?»
- 3) «Тебе нужно обратиться к взрослому, какие слова произнесёшь?»
- 4) «К тебе пришёл друг (подруга), как ты его (её) встретишь?»
Уровень сформированности уважительного отношения к народным этикетным традициям детей старшего дошкольного возраста, мы определяли следующим образом — каждому признаку был присвоен соответствующий балл:
- 3 балла — при ярко выраженном признаке;
- 2 балла — при его неустойчивом проявлении;
- 1 балл — в случае слабого проявления признака.
Диагностическая карта.
Ф.И.ребёнка. | Представления о народных этикетных традициях. | Умение оценивать слова гостепримный, вежливый, приветливый п отношению к самому себе. | Понимание важности народных этикетных традиций. | Умение реализовать свои знания в воображаемой ситуации. | Баллы. |
1. Левченко Кирилл. | |||||
2. Ильясова Адиля. | |||||
3. Рахимкуллов Эмиль. | |||||
4. Ахметова Лиана. | |||||
5. Резаев Ярослав. | |||||
6. Гаиткулов Илья. | |||||
7. Гарифуллина Лилия. | |||||
8. Жныкин Артём. | |||||
9. Темралиев Руслан. | |||||
10. Крышко Таня. |
Этап II. Наблюдение за поведением детей, с целью выявления особенностей поведенческих проявлений в области народных этикетных традиций. Для определения особенностей предполагалось использование вариативной информации, которая бы отражала объективный характер поведения ребенка в процессе ежедневного общения. В процессе наблюдений за поведением детей старшего дошкольного возраста, были выявлены особенности поведенческих проявлений в области народных этикетных традиций. Каждому параметру был привоен соответствующий балл:
- 3 балла — ребёнок активно проявляет интерес и самостоятельность к предметам народной культуры, пользуется правилами гостеприимства, проявляет внимательное отношение к окружающим, реализовывает свои знания в жизненных ситуациях.
- 2 балла — ребёнок проявляет интерес и самостоятельность к предметам народной культуры, пользуется правилами гостеприимства с помощью взрослого иногда проявляет внимательное отношение к окружающим.
- 1 балл — ребёнок не проявляет интереса и самостоятельности к предметам народной культуры, затрудняется на практике пользоваться народными этикетными традициями.
Схема наблюдения за поведением ребенка.
Параметры наблюдений. | Поведенческие проявления ребёнка. | |||||||||
Кирилл. | Адиля. | Эмиль. | Лиана. | Ярослав. | Илья. | Лилия. | Артём. | Руслан. | Таня. | |
1. Интерес к предметам народной культуры. | ||||||||||
2. Почтительно здоровается со старшими. | ||||||||||
3. Приветливо обращается с гостями. | ||||||||||
4. Пользуется правилами гостеприимства. | ||||||||||
5. Внимательное отношение к окружающим, пожелания счастья, удачи. | ||||||||||
Баллы. | ||||||||||
Общее количество баллов. |
В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о народных этикетных традициях в самостоятельной деятельности, исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умеют руководствоваться имеющимися представлениями о народных этикетных традициях в собственной деятельности.
Оценка уровня сформированности знаний, представлений и особенностей поведенческих проявлений в области народных этикетных традиций, осуществляется на основе следующих критериев.
Высокий уровень усвоения старшими дошкольниками характеризуется: правильным, обобщенным представлением об народных традициях; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам родной культуры, осознанностью выбора; ребёнок понимает и может объяснить значение слов: гостеприимство, уважение, приветствие, пожелание; имеет представление о народных этикетных традициях и пониманет их важность; умеет реализовать свои знания в жизненных ситуациях; умеет сознательно использовать знания о традициях в самостоятельной деятельности. Количество баллов — от 22 до 27.
Средний уровень усвоения характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о народных традициях; неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; в объяснении значений слов ребёнок прибегает к помощи взрослого; имеет недостаточные представления о народных этикетных традициях, поэтому не всегда может реализовать знания в жизненных ситуациях; ребёнок разворачивает игровую деятельность с помощью взрослого. Количество баллов — от 15 до 18.
Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к предметам родной культуры; значение слов может обяъснить только с помощью взрослого; имеет поверстное представление о народных этикетных традициях, не осознаёт их важности; не пользуется ими в жизненных ситуациях; не использует знания о народных традициях в самостоятельной деятельности. Количество баллов — от 7 до 11.
На основе анализа констатирующих данных обнаружено, что большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне 8 детей соответственно 80%, и на среднем уровне — 2 ребёнка, соответственно 20% сформированности уважительного отношения к народным этикетным традициям. Высокий уровень — отсутствует.
Этап III. Анкетирование родителей, целью которой является выявить отношение родителей к вопросу о приобщении дошкольников к народным этикетным традициям, а также особенности использования ими методов и приёмов воспитания в семье.
Анализ анкет позволяет выделить три группы родителей.
- 1 группа. Родители, которые серьёзно относятся к воспитанию этикетных традиций в семье, используют разнообразные методы и приёмы воспитания. В общении с ребёнком используют этикетные традиции, показывая пример.
- 2 группа. Родители, которые понимают всю важность и необходимость воспитания народных этикетных традиций, но не имеют достаточных знаний по данному вопросу.
- 3 группа. Родители, которые уделяют недостаточно внимания воспитанию детей в семье, в семейном воспитании наблюдается низкий уровень культуры взаимоотношений.
Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (60%) характерно положительное отношение к народным традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к народным этикетным традициям. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Таким образом, анализ исследований, проведённых среди детей старшего дошкольного возраста, показали, что дети мало знакомы с обычаями, традиционно установившимися правилами общественного поведения, слабо осознают народные этикетные традиции. Педагогами недооценивается роль духовной национальной культуры в обучении этикетным традициям. Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют о появлении у детей интереса к предметам родной культуры. Следовательно наличие детских интересов, интуитивное тяготение к предметам национальной культуры, умение почувствовать их красоту и своеобразие свидетельствует о потенциальных возможностях детей в усвоении национальных традиций.