Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Опытно-экспериментальная работа по формированию уважительного отношения к народным этикетным традициям у детей старшнго дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к предметам родной культуры; значение слов может обяъснить только с помощью взрослого; имеет поверстное представление о народных этикетных традициях, не осознаёт их важности; не пользуется ими в жизненных ситуациях; не использует знания… Читать ещё >

Опытно-экспериментальная работа по формированию уважительного отношения к народным этикетным традициям у детей старшнго дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение исходного уровня представлений о народных этикетных традициях у детей шестого года жизни.

Цель: Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе. Итог реализации исследования можно изложить в виде модели личности, имеющей основные представления, умения и навыки в использовании народных этикетных традиций старшими дошкольниками.

Модель личности.

Знать традиции башкирской семьи: уважение к родителям, к старшим членам семьи.

Знать народные этикетные нормы и правила уважительного отношения к старшим:

  • — При встрече на улице старшего, младший почтительно здоровается с ним;
  • — Младшие должны открывать дверь и придерживать её, когда входит старший;
  • — Старший помогает разобраться младшему в сложных ситуациях, советует ему как поступить.

Прививать правила этикетного обращения к старшим, взрослым, сверсникам.

Знать характерные обращения башкир и уметь ими пользоваться.

Знать, что благопожелание — это внимание к окружающим, пожелание удач, счастья, всяческих благ в жизни. Эта форма выражения добрых отношений к человеку.

Знать народные обычаи гостеприимства:

  • — В отсутствие отца гостей принимают старшие сыновья;
  • — Девочки обязаны уметь приветливо, предупредительно обращаться с гостями, помогать в приготовлении пищи, держать в порядке жилище;
  • — Когда садились обедать или ужинать, всё делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если в дом придёт запоздалый гость.

Знать правила гостеприимства:

  • — Увидев гостя, хозяин выходит ему на встречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать, к добру будет ваш приезд»;
  • — Гостю помогают снять одежду;
  • — Вошедшие гости здороваются с хозяевами пожиманием обеих рук;
  • — Гостя приглашают в жилище и сажают на почётное место;
  • — Чем старше гость, тем он почётнее;
  • — Гостя спрашивают о здоровье;
  • — Хозяин наделяет гостей припасами на дорогу.

Уметь на практике пользоваться правилами гостеприимства.

На начальном этапе важно выявить уровень сформированности у дошкольников знаний и представлений о народных этикетных традициях. Констатирующий этап работы осуществлялся по двум направлениям:

  • · выявление знаний и представлений о народных этикетных традициях старших дошкольников, изучение особенностей проявления традиций в самостоятельной деятельности;
  • · выявление степени участия родителей в воспитании детей на народных этикетных традициях и понимания ими необходимости этой работы.

В ходе исследования использовалось методическое пособие Р. Х. Гасановой, Р. Л. Агишевой, — «Этноэтикет в воспитании дошкольников». Исходные критерии определялись наличием представлений о народных этикетных традициях, интереса к ним, понимание важности народных традиций и реализацией имеющихся представлений в самостоятельной деятельности. 10].

Методы исследования.

В ходе работы были определены три этапа:

Этап I. Опрос детей, целью которого являлось выявление уровня преставлений детей старшего дошкольного возраста о традициях и её реалиях. В ходе индивидуальных бесед было запланировано предложить детям ответить на вопросы, предложить им серию заданий, касающихся их представлений о народных традициях, как ребенок её понимает, может ли назвать те, которые приняты в его семье и ближайшем окружении.

  • 1. Представления о народных этикетных традициях.
  • 1) Как ты понимаешь слова гостеприимство, уважение, приветствие, пожелание?
  • 2) Какого человека можно назвать гостеприимным?
  • 3) Что значит выражение «приветливый человек»?
  • 4) Кто в нашей группе вежливый?
  • 5) Назови твоё лучшее пожелание другу.
  • 2. Умение оценивать слова гостеприимный, вежливый, приветливый по отношению к самому себе.
  • 1) Тебя можно назвать вежливым? В чём это выражается?
  • 2) Как ты проявляешь приветливость?
  • 3) Как ты проявляешь уважение к старшим?
  • 3. Понимание важности народных этикетных традиций.
  • 1) Зачем человеку нужно гостеприимство?
  • 2) В вашей семье пользуются пожеланиями?
  • 3) Ты хочешь быть вежливым?
  • 4) Для чего нужно уважение к старшим?
  • 4. Умение реализовать свои знания в воображаемой ситуации.
  • 1) Приходилось ли тебе когда-нибудь встречать дома гостей? Как ты их встречал?
  • 2) «К вам в гости пришла бабушка, что ты будешь делать, как проявишь заботу о ней?»
  • 3) «Тебе нужно обратиться к взрослому, какие слова произнесёшь?»
  • 4) «К тебе пришёл друг (подруга), как ты его (её) встретишь?»

Уровень сформированности уважительного отношения к народным этикетным традициям детей старшего дошкольного возраста, мы определяли следующим образом — каждому признаку был присвоен соответствующий балл:

  • 3 балла — при ярко выраженном признаке;
  • 2 балла — при его неустойчивом проявлении;
  • 1 балл — в случае слабого проявления признака.

Диагностическая карта.

Ф.И.ребёнка.

Представления о народных этикетных традициях.

Умение оценивать слова гостепримный, вежливый, приветливый п отношению к самому себе.

Понимание важности народных этикетных традиций.

Умение реализовать свои знания в воображаемой ситуации.

Баллы.

1. Левченко Кирилл.

2. Ильясова Адиля.

3. Рахимкуллов Эмиль.

4. Ахметова Лиана.

5. Резаев Ярослав.

6. Гаиткулов Илья.

7. Гарифуллина Лилия.

8. Жныкин Артём.

9. Темралиев Руслан.

10. Крышко Таня.

Этап II. Наблюдение за поведением детей, с целью выявления особенностей поведенческих проявлений в области народных этикетных традиций. Для определения особенностей предполагалось использование вариативной информации, которая бы отражала объективный характер поведения ребенка в процессе ежедневного общения. В процессе наблюдений за поведением детей старшего дошкольного возраста, были выявлены особенности поведенческих проявлений в области народных этикетных традиций. Каждому параметру был привоен соответствующий балл:

  • 3 балла — ребёнок активно проявляет интерес и самостоятельность к предметам народной культуры, пользуется правилами гостеприимства, проявляет внимательное отношение к окружающим, реализовывает свои знания в жизненных ситуациях.
  • 2 балла — ребёнок проявляет интерес и самостоятельность к предметам народной культуры, пользуется правилами гостеприимства с помощью взрослого иногда проявляет внимательное отношение к окружающим.
  • 1 балл — ребёнок не проявляет интереса и самостоятельности к предметам народной культуры, затрудняется на практике пользоваться народными этикетными традициями.

Схема наблюдения за поведением ребенка.

Параметры наблюдений.

Поведенческие проявления ребёнка.

Кирилл.

Адиля.

Эмиль.

Лиана.

Ярослав.

Илья.

Лилия.

Артём.

Руслан.

Таня.

1. Интерес к предметам народной культуры.

2. Почтительно здоровается со старшими.

3. Приветливо обращается с гостями.

4. Пользуется правилами гостеприимства.

5. Внимательное отношение к окружающим, пожелания счастья, удачи.

Баллы.

Общее количество баллов.

В целях изучения умений старших дошкольников использовать представления о народных этикетных традициях в самостоятельной деятельности, исследовалась игровая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умеют руководствоваться имеющимися представлениями о народных этикетных традициях в собственной деятельности.

Оценка уровня сформированности знаний, представлений и особенностей поведенческих проявлений в области народных этикетных традиций, осуществляется на основе следующих критериев.

Высокий уровень усвоения старшими дошкольниками характеризуется: правильным, обобщенным представлением об народных традициях; выраженной или ярко выраженной избирательностью интереса к предметам родной культуры, осознанностью выбора; ребёнок понимает и может объяснить значение слов: гостеприимство, уважение, приветствие, пожелание; имеет представление о народных этикетных традициях и пониманет их важность; умеет реализовать свои знания в жизненных ситуациях; умеет сознательно использовать знания о традициях в самостоятельной деятельности. Количество баллов — от 22 до 27.

Средний уровень усвоения характеризуется правильными, но в значительной степени фрагментарными поверхностными представлениями о народных традициях; неустойчивостью интереса к предметам родной культуры, отсутствием мотивации в выборе предметов; в объяснении значений слов ребёнок прибегает к помощи взрослого; имеет недостаточные представления о народных этикетных традициях, поэтому не всегда может реализовать знания в жизненных ситуациях; ребёнок разворачивает игровую деятельность с помощью взрослого. Количество баллов — от 15 до 18.

Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты; отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к предметам родной культуры; значение слов может обяъснить только с помощью взрослого; имеет поверстное представление о народных этикетных традициях, не осознаёт их важности; не пользуется ими в жизненных ситуациях; не использует знания о народных традициях в самостоятельной деятельности. Количество баллов — от 7 до 11.

Опытно-экспериментальная работа по формированию уважительного отношения к народным этикетным традициям у детей старшнго дошкольного возраста.

На основе анализа констатирующих данных обнаружено, что большинство детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне 8 детей соответственно 80%, и на среднем уровне — 2 ребёнка, соответственно 20% сформированности уважительного отношения к народным этикетным традициям. Высокий уровень — отсутствует.

Этап III. Анкетирование родителей, целью которой является выявить отношение родителей к вопросу о приобщении дошкольников к народным этикетным традициям, а также особенности использования ими методов и приёмов воспитания в семье.

Анализ анкет позволяет выделить три группы родителей.

  • 1 группа. Родители, которые серьёзно относятся к воспитанию этикетных традиций в семье, используют разнообразные методы и приёмы воспитания. В общении с ребёнком используют этикетные традиции, показывая пример.
  • 2 группа. Родители, которые понимают всю важность и необходимость воспитания народных этикетных традиций, но не имеют достаточных знаний по данному вопросу.
  • 3 группа. Родители, которые уделяют недостаточно внимания воспитанию детей в семье, в семейном воспитании наблюдается низкий уровень культуры взаимоотношений.

Анкетирование родителей показало, что для большинства из них (60%) характерно положительное отношение к народным традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере возможности в приобщении детей к народным этикетным традициям. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.

Таким образом, анализ исследований, проведённых среди детей старшего дошкольного возраста, показали, что дети мало знакомы с обычаями, традиционно установившимися правилами общественного поведения, слабо осознают народные этикетные традиции. Педагогами недооценивается роль духовной национальной культуры в обучении этикетным традициям. Вместе с тем, полученные данные свидетельствуют о появлении у детей интереса к предметам родной культуры. Следовательно наличие детских интересов, интуитивное тяготение к предметам национальной культуры, умение почувствовать их красоту и своеобразие свидетельствует о потенциальных возможностях детей в усвоении национальных традиций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой