Методическое наследие русской академической школы рисунка и его использование в подготовке специалистов на художественно-графических факультетах пединститутов
Диссертация
Теоретическая новизна и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что в ней: а/ раскрываются методологические основы вопроса изучения и использования методического наследия и традиций русской реалистической школы рисунка в современных условиях развития педагогики советской художественной школыб/ доказывается жизнеспособность ряда методических положений и рекомендаций… Читать ещё >
Содержание
- введение
- глава i. марксистско-ленинское понимание преемственности и новаторства как методологическая основа ршения вопроса
- глава II. ' основные методические установки. русской ающемическол школы рисунка и. их современное восприятие
- глава III. использование методического наследия русской академической жолы рисунка в специальной подготовке художников-педагогов
Список литературы
- Произведения основоположников марксизмаленинизма
- Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 6, с. 428−459.
- Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23. -900 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 7−544.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 339−626.
- Энгельс Ф. Письмо Конраду Шмидту, 27 октября. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 414−422.
- Ленин В.Й. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.соч., т. 2, с. 505−550.
- Полн.собр.соч., т. 12, с. 99−105.
- Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т. 16, с. 7−384.
- Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., т. 20, с. 19−24.
- Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 24, с. II3-I50.
- Ленин В.И. Философские тетради. Поли.собр.соч., т. 29. -782 с.
- Ленин В.И. Доклад о пересмотре программы и изменении названия партии 8 марта. Полн.собр.соч., т. 36, с. 43−57.
- Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съъзде учителей-интернационалистов, 5 июня 1918 г. Полн.собр.соч., т. 36, с. 420.421.
- Ленин В.И. Приветственная речь 6 мая: I Всероссийский съездпо внешкольному образованию 6−19 мая 1919 г. Полн.собр. соч., т. 38, с. 329−332.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т. 41, с. 298−318.
- Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т. 41, с. 336−337.
- Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре. Полн. собр.соч., т. 41, с. 462.
- Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. Полн.собр.соч., т. 45, с. 23−33.
- Официально-документальные материалы
- Брежнев Л.И. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: Докл. ХХУ1съезду КПСС 23 февраля 1981. с. 3−80.
- Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. М.: Юрид.лит., 1980. — 48 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 256 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
- О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС 26 апреля 1979. М.: Политиздат, 1980. — 15 с.
- Об охране и использовании памятников истории и культуры: Закон СССР. Принят Верховным Советом 29 октября 1976 г. -Правда, 1976, 31 окт.
- Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. В кн.:
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 131−205.
- О работе с творческой молодежью: Постановление ЦК КПСС 12 октября 1976 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС. Сб. документов. — М.: Политиздат, 1977, с. 598−602.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Тихонов H.A. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года: Докл. ХХУ1 съезду КПСС 27 февраля 1981 г. В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с.97−124.3. Книги
- Академия художеств СССР. Сессия. 1947. Ноябрь. Первая и вторая сессии: Доклады, прения и постановления. 22−24-го ноября 1947 г. 20−27-го мая 1948 г. М.: Изд-во Акад. художеств ССОР, 1949. — 279 с.
- Академия художеств СССР. Сессия. 1949. Январь-февраль. Вопросы теории и практики советского изобразительного искусства. /Глав.ред. М. Г. Манизер. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1949. — 204 с.
- Академия художеств СССР. Сессия. 1950. Февраль. Итоги перестройки художественного образования: Доклады, прения и постановления. /Глав.ред. Б. В. Иогансон. М.: Изд-во Академии худ. СССР, 1950. — 248 с.
- Академия художеств СССР. Сессия. Март 1957. Вопросы художественного образования: Доклады, прения и постановления. -М.: Искусство, 1957. 445 с.- 138
- Академия художеств СССР. Сессия, 10-я. 1957. Декабрь. Академия художеств СССР. 200 лет. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1959. — 16Ь с.
- Академия художеств. Современное состояние учреждения: Мнения лиц, спрошенных по поводу пересмотра Устава Имп. Академия художеств. СПб., 1891. — 34 с.
- Академия художеств и состоящее при ней Высшее художественное училище в 1896—1897 учебном году. СПб., 1896. — 114 с.
- Академия художеств. Петербург. Краткий исторический очерк. I764-I9I4. СПб., 1914. — 62 с. с ил.- 6 л. ил.
- Акимов И. Краткое историческое известие о некоторых русских художниках. Северный вестник, 1804, ч. I. — 398 с.
- Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Советский художник. Б.Д. — 72 с.
- Алпатов М.В. Александр Иванов /1806−1858/. М.: Молодая гвардия, 1959. — 271 е.- II л. ил.
- Ананьев Б.Г. Пространственное различение. JI.: Изд-во Jle-нингр. ун-та, 1955. — 188 с. с ил.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960. — 486 с. с ил.
- Анатомические рисунки русских художников. /Сост. М.Н.Алек-сич и др. М.: Искусство, 1952. — 2 е.- 41 табл. с рис.
- Андреев А.Л. Ленинская теория отражения и природа искусства. М.: Знание, 1978. — 64 с. /Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика», 6. Издается ежемесячно с 1976 г./.
- Андреев А.Н. Живопись и живописцы главнейших европейских школ. СПб., 1857. — 1У, 580, Х1 у.е.- 8 л. табл.
- Арнольдов А.Н. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975. 128 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. — 392 с. с ил. и схемами.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. /Опыт исследования на материале пространственных искусств/.-М.: Новая Москва, 1925. 240 с. с прилож. сост. из ХХП табл. содерж. 50 рис.
- Бакшеев В.Н. Воспоминания. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. — 140 с.
- Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. -166 с. с ил.
- Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. 2-е изд., доп. Б.Д. — 299 с. с ил.
- Барышников А.О. Как применять правила перспективы при рисовании с натуры. М.: Искусство, 1952. — 92 с. с ил.
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Пособие для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1969. — 239 с. с ил.
- Беккер И.М., Бродский И. А., Исаков С. К. Академия художеств. Исторический очерк /Под ред. С. К. Исакова. М.: Искусство, 1940, — 160 с. с ил.
- Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. 2-е изд., доп. — М.: Советская Россия, 1961. — 231 с. с ил.
- Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. JI.-M.: Искусство, 1940. — 48 е.- 67 ил.
- Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность. /Под ред. проф. Гер-вера. М.-Л., 1929. — 328 с. рис. и снимками.
- Большая Советская Энциклопедия. В 30-ти т. /Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, 1970.т. I. 608 с. с ил.- 33 л. ил., 14 л. карт, I карта — вклад-ка.
- Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов: Материалы, документы, воспоминания. /Под ред. чл.-корр. Акад. художеств СССР П. И. Лебедева. М.: Советский художник, 1962. — 403 с.
- Боумен У. Графическое представление информации. Пер. с англ. А. М. Пашутина /Под ред. В. Ф. Венда. М.: Мир, 1971. — 225 с. с ил.
- Бродский И.И. Мой творческий путь. Л.-М.: Искусство, 1940.- 127 с. с ил.- 71 л. фронт, ил. и портр.
- Бродский И.А. Репин-педагог. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, I960. — 128 с. с ил. и фото.
- Ванслов В.В. Прогресс в искусстве. М.: Искусство, 1973. -256 с. /Науч.-исслед. ин-т теории и изобразительных искусств Акад. художеств СССР/.
- Величковский Б.М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия: Учебн. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. -245 с. с ил.
- Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. -591 е.- I л. портрет.
- Войцехович А. Опыт начертания общей теории изящных искусств.- М.: Университетская тип., 1823. 84 с.
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 508 с. с ил.- I л. табл.
- Волков Н.Н. Восприятие картины. Пособие для учителя. /Под ред. докт. пед. наук И. П. Глинской. 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1976. — 32 е.- II л. ил.
- Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. научных трудов. М., 1980. — 192 с. с ил. /МГПИ. им. В.И.Ленина/.
- Вопросы психологии личности. Сб. статей. /Под ред. Е. И. Игнатьева. — М.: Учпедгиз, 1960. — 214 е.- 1л. портр.
- Восприятие и деятельность /Под ред. проф. А. Н. Леонтьева. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 319 с. с ил. и граф.
- Выготский Л.С. Психология искусства /Общ. ред. В.Иванова. -2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
- Галич А. Опыт науки изящного. СПб., 1825. ХХП, 222 с.
- Гапошкин В. Традиции и новаторство в советском искусстве. -М.: Советский художник, 1962. 44 с. с ил.
- Герасимов С. Об искусстве. /О традициях и новаторстве/. -М.: Молодая гвардия, 1973. 155 е.- 24 л. ил.
- Гинзбург И.В. Чистяков и его педагогическая система. Л.-М.: Искусство, 1940. — 204 с. с ил. и черт.- 14 вкл. и портр.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Движение человеческого глаза. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 256 с. с ил.
- Гиппиус Г. А. Очерки теории рисования как общего учебного предмета. СПб., 1844. — 380 е.- II л. с ил.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. — 271 с. с илл.
- Гришина Е.В. П.А. Шиллинговский. Л.: Художник РСФСР, 1981. — 148 е.- 70 ил.
- Громов Е.С. Художественное творчество. /Опыт эстетическойхарактеристики некоторых проблем/. М.: Политиздат, 1970, — 261 с.
- Дейнека А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование.- М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. 224 с. с илл.
- Дмитриева Н. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.: Искусство, 1951. — 172 с. с ил.
- Дюваль М. Анатомия для художников. 4-е изд. — М., 1917.- ХУ1, 316 с. с ил.
- Занков JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. -175 с.
- Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.- М.: Учпедгиз, i960. 311 с.
- Записки ректора и профессора Академии художеств Федора Ивановича Иордан. М., 1918. — 392 с.
- Зименко В.М. Традиции, новаторство, современность. М.: Советский художник, 1965. — 272 с.
- Зинченко В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. /Исследование деятельности зрительной системы/.
- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 106 с. с черт.
- Зорова O.A. Ленинские принципы отношения к культурному наследию. М.: Знание, 1978. — 64 с. /Новое в жизни, науке, технике. Серия «Эстетика», 12. Издается ежемесячно с 1976 г./.
- Зотов А.И. Академия художеств. Краткий очерк. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, i960. — 91 е.- 42 л. ил.
- Ивашина Г. Г. Восприятие предмета и его изображений. /Учебно-методическое пособие/. Л., 1974. — 149 с. с ил. и граф.
- Игнатьев Е.И. Вопросы психологии личности. Сб. статей /Под ред. Е. И. Игнатьева. М.: Учпедгиз, 1960. — 214 с. I л. портр.
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с. с ил.
- Из истории советского искусствоведения и эстетической мысли 1930-х годов. /Под ред. В. В. Ванслова и Л. Ф. Денисовой. -М.: Искусство, 1977. 416 с. /Акад. художеств СССР. Науч. исслед. ин-т теории и истории изобразит, искусства/.
- Из истории советской эстетической мысли. 1917−1932. Сб. материалов /Сост. А, Г. Белая. — М.: Искусство, 1980. — 455 с. /Из истории сов. эстетики и теории искусства/.
- Искусство и идеология /Отв. ред. и сост. Н. М. Федь. Б.Д. -504 с.
- Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство середины ХУШ столетия. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. -320 с.- 60 л. ил.
- Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. /Сост. Е.Кардовская. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. 340 с. с ил.
- Каталог выставки «Русский рисунок ХУШ и первой половины XIX вв.» М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 1925. -20 с.- 5 с. ил.
- Кеменов В. Против абстракционизма. В спорах о реализме. -Л.: Художник РСФСР, 1969. 222 с. с ил.
- Киреенко В.И. Психология способности к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 с. с ил.
- Киященко Н.И., Лейзеров Н. Л. Борьба идей в культуре и искусстве. М.: Знание, 1972. — 80 с. /Нар.ун-т культуры/.
- Книга для чтения по истории русского искусства. Вып. II. /Сост. Н.Машковцев. М.: Искусство, 1950. — 199 с.
- Книга для чтения по истории русского искусства. Вып. Ш. /Сост. Н.Машковцев. M.-JI.: Искусство, 1949. — 238 с.
- Коваленская H.H. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М.: Искусство, 1964. — 703 с. с ил.- 15 л. ил.
- Коменский Я. Мзбр. пед. соч. /Под ред., с биогр. очерком и примеч. проф. А. А. Красноватого. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с. с ил.
- Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Имп. Академии художеств. I764-I9I4. ч. 1-П. СПб., 1914. — ч. I. — 356 с. с ил- ч. П. — 454 с. с ил.
- Коровкевич С. Андрей Иванович Иванов. М.: Искусство, 1972. — 128 с.
- Коростин А.Ф. Русский рисунок 18-го века. М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 1952. — 50 е.- 13 ил.
- Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. — 216 с.
- Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М.: Высш. школа, 1971. — 320 с. с черт.
- Крамской И.Н. Письма,. В 2-х т. М.: ИЗОГИЗ, 1937. — т. I. -350 е.- 14 ил.- т. П. — 492 е.- 12 ил.
- Крамской И.Н. Об искусстве. /Сост., автор, вступ. статьи и примеч. Т. М. Коваленская. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, I960. — 214 с.
- Краткое историческое сведение о состоянии Имп. Академии художеств. СПб., 1829. — 86 с.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1961. — 190 с.
- Крупская Н.К. Избр. пед. произв. М.: Просвещение, 1965. -695 е.- 1л. портр.
- Кузин B.C. Наброски и зарисовки. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 160 е., ил.
- Кузин B.C. Психология: Учеб. М.: Высш. школа, 1974. -280 с. с ил.
- Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1980. — 272 с. с ил.
- Лармин 0. Модернизм против человека и человечности. — М.: Сов. художник, 1965. — 159 е.- 26 л. ил.
- Лангер В. Краткое руководство к познанию изящных искусств, основанных на рисунке. СПб., 1841. — 298 е.- 10 л. ил.
- Лебедев А.К. Стасов и русские художники. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. — 132с.
- Лебедев А.К. К спорам об абстракционизме в искусстве. М.: Изобразит, искусство, 1970. — 96 е.- 8л. ил.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр. психологич. труды: В 2-х т. /Под ред. А. А. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980, т. II, с. 128−267. /АПН СССР/.
- Бакушинский А. Рисунок Репина. Искусство, 1936, № 5, с. 40−62.
- Бродский И.А. Педагогическая деятельность И.Е.Репина. В сб.: Вопросы художественного образования. Вып. X. — Л., 1974, с. 19−30. /Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина/.
- Герасимов A.M. Задачи Академии художеств СССР в деле художественного образования: Докл. на П сессии Акад. художеств СССР. В кн.: Академия художеств СССР. Первая и вторая сессии. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1949, с. 55−6Ь.
- Герасимов С. Заметки о художественной школе. Искусство, 1939, К? 4, с. 50−52.
- Гинзбург И.В. Школа П.П.Чистякова. В сб.: Вопросы художественного образования. Вып. IX. — Л., 1974. с. 37−54. /Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина/.
- Глазунов И. Всегда живое наследие. Правда, 1980, 20 сент.
- Грабарь Н.Э. О преподавании рисунка. В сб.: Вопросы художественного образования. Вып. ХУ. — Л., 1976, с. 79−81. /Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина/.
- Грицай A.M. Задачи педагога по рисунку в высшей художественной школе и воспитании художника-гражданина. В сб.: Вопросы художественного образования. Вып. ХХП. — Л., 1978, с. 17−37. /Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. 1. И.Е.Репина/.
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.- В кн.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. и авт. вводных статей чл.-корр. АПН СССР, проф. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971, с. 385−444.
- Жукова A.C. Как помочь Тане? Советская культура, 1980, 12 дек.
- Зеленой К.В. Ценный методический документ. /Запись беседы П.П.Чистякова/. В сб.: Вопросы художественного образования. Вып. ХХ1У. — Л., 1978, с. 9−14. /Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина/.
- Зыбкин Н.М. Начальная стадия обучения рисунку на художест-венно-графических факультетах пединститутов. В сб.: Проблемы художественного воспитания и образования. — М., 1974, с. 19−26.
- Из воспоминаний К.Цеткин. В кн.: В. И. Ленин и изобразительное искусство. Документы, письма, воспоминания. /Автор-сост., автор вступит, статьи и коммент. В. В. Шлеев. М.: Изобразит, искусство, 1977, с. 177−182.
- Круглова В.А. Выдающийся русский художник-педагог. В сб.: Проблемы развития русского искусства. Вып. У. — Л., 1973, с. 16−23. /Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина/.
- Крупская Н.К. Несколько слов о Пролеткульте. В кн.: В. И. Ленин и изобразительное искусство. Документы, письма, воспоминания. /Автор-сост., автор вступ. ст. и коммент. В. В. Шлеев. — М.: Изобразит, искусство, 1977, с. 370−372.
- Кузин B.C. Некоторые вопросы психологии учебного рисунка. В кн.: Рисунок: Учеб. пос. для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. /Под ред. А. М. Серова. — М.: Просвещение, 1975, с. 81−93.
- Лаврентьева С.И. С.-Петербургская рисовальная школа в воспоминаниях ее ученицы /1862−1876/. Русская старина, т. 64, 1889, ноябрь, с. 449−774.4Л9. Лебедев А. К. Оценивая взыскательно. Правда, 1980,§-февр.
- Лебедев П.И. Из истории борьбы за реализм в советском искусстве /1921−1932/. В сб.: Борьба за реализм в искусстве 20-х годов: Материалы, документы, воспоминания. — М.: Советский художник, 1962, с. 7−56.
- Мокрицкий А. Воспоминания о Брюллове. Отечественные записки, 1855, W 12, с. 145−184.
- Мурзаев В.В. О постановке рисования в учительских семинариях и институтах. Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь I9II — январь 1912, В 3-х т. — т. I, с. 299−306.
- Огородников И.Т. Современные проблемы высшего педагогического образования. Советская педагогика, 1968, 4, с. 70−78.
- Осмеркин А. О воспитании художников. Искусство, 1939, 113 4, с. 53−54.- 157
- Отчет Общества поощрения художников, читанный в собрании 27 февраля /1824/. Журнал изящных искусств, 1823, № 5, с. 496−509.
- Павлов И.П. Исследование высшей нервной деятельности. Полн. собр. трудов, т. 3. М.-Л., 1951, с. 235−274. /АН СССР/.
- Павлов И.П. Естествознание и мозг. Полн.собр.трудов, т. 3. М.-Л., 1951, с. 13−126. /АН СССР/.
- Павлов И.П. Физиология высшей нервной деятельности. Полн. собр. трудов, т. 3. М.-Л., 1951, с. 219−234. /АН СССР/.
- Павлов И.П. О работе больших полушарий головного мозга. Полн.собр. трудов, т. 4. М.-Л'., 1951, с. 451. /АН СССР/.
- Прокофьев М.А. Советская школа школа развитого социалистического общества. — Советская педагогика, 1978. № 9.
- Пучков A.C. Д.Н.Кардовский о развитии творческих способностей художника. В сб.: Очерки теории, истории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Ученые записки, т. ХСУ, вып. 2. — М., i960, с. 87−99. /МГПИ им. 1. В. И. Ленина./
- Рисунок. В кн.: Школа изобразительного искусства. Вып. 1У. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1965, с.5−62.
- Рожкова Е.Е. Подбор натуры для обучения рисованию. Известия АПН РСФСР, 1959, № 103, с. 7−108.
- Ростовцев H.H. Василий Козьмич Шебуев. В сб.: Ученые записки МГПИ, т. 64. Вып. I. — М., 1958, с. 157−187.
- Ростовцев H.H. Краткий обзор развития учебного рисунка.
- В кн.: Рисунок: Учеб. пос. для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. /Под ред. А. М. Серова. М.: Просвещение, 1975, с. 4−71.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Избр. филос. ипсихологич. произведения /Под ред. В. М. Коганова. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во полит, лит., 1У47, с. 69−178.
- Сеченов Й.М. Впечатление и действительность. Избр. филос. и психологич. произведения /Под ред. В. М. Коганова. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во полит, лит., 1947, с. 328−343.
- Сеченов И.М. Предметная мысль и действительность. Избр. филос. и психологич. произведения /Под ред. В. М. Коганова. — М.: ОГИЗ. Гос. изд-во полит, лит., 1947, с. 398−537.
- Сеченов И.М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения. Избр. филос. и психологич. произведения /Под ред. В. М. Коганова. — М.: ОГИЗ, Гос. изд-во полит, лит., 1947, с. 375−384.
- Скаткин М.Н. Современные проблемы дидактики в свете ленинской теории отражения. Советская педагогика, 1970, Р 15, с. 27−35.
- Серый Г. Педагогические взгляды П.П.Чистякова. Искусство, 1950, 3, с. 59−63.
- Смирнов Г. Б. Ученики Д.Н.Кардовского и значение его методического наследия. В сб.: Вопросы истории, теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин. Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, № 295. — М., 1967, с. 305−312.
- Терентьев А.Е. Некоторые сведения из истории становления советского художественно-педагогического образования. В сб.: Эстетическая направленность в подготовке художников-педагогов. — М., 1973, с. 5−13. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- Терентьев А.Е. Некоторые особенности подготовки художников-педагогов по рисунку. В сб.: Проблемы художественного воспитания и образования. — М., 1974, с. 3−12. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- Томский Н. Академия художеств Советского Союза. Художник, 1974, Р 7, с. 2−28.
- Трошичев A.A. О методических принципах педагогической деятельности Д.Н.Кардовского. 3 сб.: Вопросы изобразительного искусства. Вып. П. — М., 1955, с. I04-II6.
- Трачевский А. Рациональный метод в перспективе. Научное обозрение, 1894, Р 5, с. 148−152.
- Трачевский А. Перспективная иллюзия. Научное обозрение, 1894, W- 14, с. 436−438.
- Ушинский К.Д. Психологические основы воспитания. йзбр. пед. соч. В 2-х т. т. I. — М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Мин. прос. РСФСР, 1953−1954, с. 347−608.
- Шегаль Г. 0 художественном образовании. Искусство, 1939, № 4, с. 47−50.
- Шлеев В.В. Вступительная статья. В кн.: В. И. Ленин и изобразительное искусство. Документы, письма, воспоминания. -М.: Изобразит, искусство, 1977, с. 5−108.1. Авторефераты
- Дерябин A.C. Педагогическая система и методы Д.Н.Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. -Авторе®-. Дис. .канд. пед.наук. М., 1976, — 23 с. /МИ им. В. И Ленина/.
- Галич А.Е. Наглядность в системе обучения рисунку на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Автореф. Дис. .канд.пед.наук. — М., 1972. — 20 с. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- Зинченко В.П. Развитие творческих способностей студентов ХП§- на начальных этапах обучения рисунку. Автореф. Дис.. канд. пед. наук. — М., I960, — 16 с. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- Кузин B.C. Идейно-эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в советской школе. Автореф. Дис. .докт. пед. наук. — М., 1974, — 59 с. /Науч. исслед. ин-т. общ. педагогики АПН СССР/.
- Найда 10.И. Исследование методов обучения технике рисунка на младших курсах художественно-графических факультетов. /На материале педвузов Уральской зоны/. Автореф. Дис. .канд. пед. наук. — М., 1978, — 16с. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- Новоселов Ю.В. Академический рисунок фигуры человека в подготовке художника-педагога. Автореф. Дис. .канд. пед. наук. — М., 1971, — 21 с. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- Преображенский Ю.И. Принцип сознательности в обучении рисунку студентов художественно-графических факультетов педвузов. /Раздел «Фигура человека"/. Автореф. Дис. .канд. пед. наук. — М., 1973, — 19 с. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- Пучков A.C. Кардовский и его метод. Автореф. Дис.. канд. искусствовед, наук. — М., 1953, — 16 с. /Моск. гор. пед. ин-т им. В.П.Потемкина/.
- Ростовцев H.H. Рисование с натуры как учебный предмет. /История, теория и методика/. Автореф. Дис. .докт. пед. наук. — М., 1У65, — 33 с. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- Свешников A.B. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента. -Автореф. Дис. .канд.пед. наук. М., 1981. — 16 с. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Автореф. Дис.. канд. пед.наук. — М., 1978. — 13 с. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- Триселев A.B. Проблема подготовки учителей начальных классов в педагогическом институте по рисунку с натуры: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. — М., 1964. — 16 с. /МГПИ им. В.И.Ленина/.
- ЦГИА СССР, ф. 789, оп. 20 /Оленин/, д. 27.
- ЦГИА СССР, ф. 789, оп. I, 1772, д. 4, л. I.-¦"г