Изучение методов и форм взаимодействия с семьями «группы риска»
Метод убеждения — применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств. Метод воспитания — способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся… Читать ещё >
Изучение методов и форм взаимодействия с семьями «группы риска» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проведенные исследования А. И. Захарова и Р. Ж. Мухамедрахимова доказывают, что новый тип общения, взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.
Сотрудничество — это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие — представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции с помощью общения. [11].
Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов:
- · Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
- · Конституция РФ от 12 декабря 1994 г.
- · Закон РФ «Об образовании»
- · Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.)
- · Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.)
Методы исследования в работе социального педагога:
- · Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики
- · Отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты обучающихся и прочая документация
- · Метод наблюдения
- · Анкетирование
- · Интервью
- · Тестирование
- · Анализ документов [10]
На этапе сбора и обработки информации о семье используются диагностические методы:
- · Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем
- · Беседа — в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации
- · Опрос — устный и письменный (анкетирование)
- · Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых
- · Тестирование — специализированный метод диагностического обследования, с помощью которого можно получать количественную и качественную характеристику изучаемого явления
- · Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого параметра [13]
На этапе оказания помощи семье и подростку «группы риска» применяются:
- · Метод воспитания — способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
- · Метод убеждения — применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
- · Метод побуждения — применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
- · Метод поощрения — выражение положительной оценки деятельности индивида
- · Метод порицания — реакция на нежелательные деятельность и поведение
- · Методы социально-психологической помощи:
- · Консультирование
- · Тренинг
- · Социальный патронаж [6]
Взаимодействие с социумом и социальными службами по работе с семьями, находящимися в ТЖС:
В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами, где предусматриваются меры по:
- · Устранению причин и условий неблагополучия
- · По оказанию конкретной помощи семье
- · По обеспечению системы в работе и достижению эффективности в работе. 14]
Таким образом, изучив формы и методы работы с семьями «группы риска» я сделала вывод о том, что раннее выявление семей «группы риска» и своевременная помощь им, а также целенаправленная работа с семьёй и детьми, являются самыми эффективными методами профилактики семейного неблагополучия.