В. В. Голубков.
Характеристика Онегина («Евгений Онегин» Пушкина)
Среди принадлежащих его перу трудов отмечают работы о мастерстве русских классиков (Гоголя, Тургенева, Чехова), крупные статьи о видах уроков по литературе, о теоретических основах методики и научно-исследовательской работе в этой области. Несколько изданий выдержал его учебник по методике преподавания литературы, по которому обучались несколько поколений будущих учителей. Многие работы В. В… Читать ещё >
В. В. Голубков. Характеристика Онегина («Евгений Онегин» Пушкина) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО РАЗБОРА.
- 1. Какие чувства способен был в разное время переживать Онегин? Насколько они были сильны? Почему он не сделался ни общественным деятелем, ни практическим «дельцом» — хозяином? Почему не продолжал вести прежний, светский образ жизни?
- 2. Можно ли назвать Онегина индивидуалистом? Почему он не решился отказаться от дуэли с Ленским?
- 3. Почему он не способен к продолжительной умственной работе?
- 4. Был ли у Онегина самоанализ? Не объясняется ли он другими чертами его характера?
- 5. Насколько глубоко и искренне было разочарование жизнью, пессимизм Онегина?
- 6. Сильная или слабая была у него воля?
- 7. Сравнить Онегина с Тентетниковым (2-й том «Мертвых душ» Гоголя).
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ.
I. Слабость чувств Онегина:
- 1) общественного и нравственного чувства:
- а) слабое стремление к общественной деятельности («чтоб только время проводить, сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить»);
- б) слабость нравственного сознания (Онегин проявляет честность, «души прямое благородство» при первой встрече с Татьяной, но потом оказывается способным из-за тщеславия ухаживать за ней);
- 2) индивидуалистических чувств:
- а) сознание своего превосходства над другими («кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей»);
- б) честолюбие, в форме тщеславия («„соблазнительная честь“ победы над неприступной Татьяной»);
- в) слабость чувства собственного достоинства, отсутствие истинного индивидуализма (самоуважение Онегина в значительной степени напускное: он недостаточно глубок, чтобы идти своей дорогой, поступать, как он хочет; оттого он «боится шепота, хохотни глупцов» перед дуэлью с Ленским. И честолюбие у Онегина не настолько сильно, чтобы побудить его на энергичную, исключительную деятельность: оно проявляется у Онегина в легкой, привычной для него форме желания победы над женским сердцем);
- 3) интеллектуальных чувств (Онегин не способен наслаждаться процессом умственного труда: он, «зевая, за перо взялся», и скоро, «как женщин, он оставил книги»);
- 4) эстетических чувств («деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок», но «лишь два дня ему казались новы уединенные поля»);
- 5) грубо-эгоистических чувств (эти «чувства рано в нем остыли»: ему надоели эгоистические удовольствия светской жизни; в деревне, как хозяин, он не обнаруживал корыстолюбия, желания нажить больше денег).
И. Особенности ума и мышления Онегина:
- 1) неспособность к продолжительной умственной работе;
- 2) пессимистическое миросозерцание, байронизм как средство оправдать свое душевное бессилие (Онегин — «москвич в Гарольдовом плаще»);
- 3) самоанализ как результат недовольства собой («напрасны ваши совершенства: их вовсе недостоин я» и т. д., отвечает Онегин на письмо Татьяны; он призывает себя «на строгий суд» пред дуэлью с Ленским).
III. Слабость воли как результат главным образом вялости чувств, стремлений (попытки Онегина заняться тем или иным видом деятельности не имеют успеха, так как они не опираются на сильное чувство).
Голубков В. В. Новый путь: Пособие для литературных бесед и письменных работ. — 2-е изд., перераб. — М., 1914. — С. 69—71.
Вопросы и задания
- 1. Следует ли этим этапам В. В. Голубков, когда предлагает систему вопросов по тем или иным литературным произведениям?
- 2. Какое внимание в ранней работе Голубкова, фрагмент из которой представлен в хрестоматии-практикуме, отводится изучению стиля и художественного мастерства писателя?
Сведения о методисте
Василий Васильевич Голубков (1880—1968) прошел путь от учителя в дореволюционной гимназии до профессора, доктора педагогических наук, действительного члена Академии педагогических наук РСФСР, заслуженного деятеля науки Российской Федерации.
Голубков в 1903 г. окончил Московский университет. Его отличал преимущественный интерес к социальной проблематике произведения. Это сказалось уже в первых его книгах — «Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» (1909) и «Пособие к изучению художественных произведений» (1915). Попытки создать «марксистскую» методику привели его к написанию книг «Марксистская хрестоматия по литературе» (1925) и «Современное литературоведение и школьная методика» (1929). В 1933 г. Голубков разработал и внедрил в школьную практику новые программы по литературе. Он обосновал преимущества концентрического построения курса литературы. Был последовательным сторонником целостного филологического анализа литературного произведения.
Многократно издавалась его «Методика преподавания литературы» (впервые — 1938).
В. В. Голубков — основатель и руководитель кафедры методики преподавания литературы и русского языка в МГПИ им. В. И. Ленина (1933), с 1944 г. — заведующий отделом историко-филологических дисциплин Института методов обучения АПН.
Среди принадлежащих его перу трудов отмечают работы о мастерстве русских классиков (Гоголя, Тургенева, Чехова), крупные статьи о видах уроков по литературе, о теоретических основах методики и научно-исследовательской работе в этой области. Несколько изданий выдержал его учебник по методике преподавания литературы, по которому обучались несколько поколений будущих учителей. Многие работы В. В. Голубкова считаются классическими. Ежегодно МГПУ проводит Голубковские чтения, на которых выступают десятки специалистов по методике преподавания литературы.