Русский символизм.
Русская поэзия Серебряного века
Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Это было первое течение модернизма, возникшее на русской почве. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Творчество в понимании поэтов этого направления — подсознательно-интуитивное созерцание тайных… Читать ещё >
Русский символизм. Русская поэзия Серебряного века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Это было первое течение модернизма, возникшее на русской почве. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Творчество в понимании поэтов этого направления — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных лишь художнику — творцу. Один из идеологов символизма Д. С. Мережковский, романы которого пронизаны религиозно-мистическими идеям, считал преобладание реализма главной причиной упадка литературы, и провозглашал «символы», «мистическое содержание», как основу нового искусства. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своём значении», — считал теоретик данного течения Вячеслав Иванов. «Символ — окно в бесконечность», — вторил ему Фёдор Сологуб. Читателю такие поэты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А. П. Чехов.
Одним из фундаментов русской поэзии XX века был Иннокентий Анненский. Мало известный при жизни, возвеличенный в сравнительно небольшом кругу поэтов, он был затем предан забвению. Даже широко бытовавшие строки «Среди миров, в мерцании светил…» публично объявлялись безымянными. Но его поэзия, его звуковая символика оказались неисчерпаемым кладом. Мир стихов Иннокентия Анненского дал словесности Николая Гумилёва, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. Иннокентий Анненский, принадлежащий по своему духовному облику девяностым годам, открывает XX столетие.
Среди самых читаемых поэтов — Константин Бальмонт — «гений певучей мечты»; Иван Бунин, чей талант сравнивался с матовым серебром — его блистательное мастерство представлялось холодным, но именовали его уже при жизни «последним классиком русской литературы»; Валерий Брюсов, имевший репутацию мэтра; Дмитрий Мережковский — первый европейский писатель в России; самый философичный из поэтов серебряного века — Вячеслав Иванов.
Все они, увлечённые символизмом, стали видными представителями этой наиболее влиятельной школы. На переломе веков особенно усилилось национальное мышление. «Назад, к национальным истокам!» — гласил клич этих годов. С древних времён родная земля, её беды и победы, тревоги и радости были главной темой отечественной культуры. Руси, России посвящали своё творчество люди искусства. Первый долг для нас — долг самопознания — упорный труд по изучению и осмыслению нашего прошлого. Прошлое, история России, её нравы и обычаи — вот чистые ключи, чтобы утолить жажду творчества. Размышления о прошлом, настоящим и будущим страны становятся главным мотивом в деятельности поэтов, писателей, музыкантов и художников. «Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», — писал Александр Блок.
Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.
«Старшие» символисты
Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским. Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. «Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.
«Младшие символисты»
А.А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.