Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Воспитание эстетической культуры в общении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема общения является одной из наиболее активно обсуждаемых в педагогической науке. Вряд ли можно назвать общение как таковое самостоятельным видом деятельности, поскольку такой структурный компонент деятельности, как результат, применительно к общению обнаружить весьма сложно. Общение, как известно, пронизывает все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности и наиболее ярко… Читать ещё >

Воспитание эстетической культуры в общении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема общения является одной из наиболее активно обсуждаемых в педагогической науке. Вряд ли можно назвать общение как таковое самостоятельным видом деятельности, поскольку такой структурный компонент деятельности, как результат, применительно к общению обнаружить весьма сложно. Общение, как известно, пронизывает все без исключения сферы человеческой жизнедеятельности и наиболее ярко проявляется в тех из них, которые требуют коллективного решения проблем или совместного выполнения операций. Как и любой аспект человеческого бытия, общение содержит в себе эстетико-культурные компоненты.

Человеку, не обладающему навыками общения, очень сложно реализовать себя и в личностном, и в профессиональном плане. Общение — это ведь не только процесс обмена информацией, но и эмоциональный, духовный, культурный обмен. Человек с ограниченным кругом общения испытывает неприятные чувства «эмоционального голода», социальной незащищенности, отчужденности, неполноценности и т. д. Общение — не врожденный процесс; формирование умения общаться — очень трудоемкая задача.

Одним из важнейших условий успешного общения является культура, в частности, эстетическая культура этого процесса. Поэтому в воспитание входит не только овладение какими-то сведениями, умениями и навыками, но и освоение культуры общения. При этом важно понимать, что индивидуальные различия людей выражаются в их сфере общения наиболее интенсивно.

С межличностным общением можно связать также поведение людей, этикет как своеобразные невербальные формы общественного сосуществования. Эстетика общения предполагает внутреннюю красоту отношений и проявляется как в вербальных, так и в невербальных средствах социального взаимодействия.

Воспитание эстетической культуры в общении возможно осуществлять двумя способами: во-первых, самим характером общения учеников и учителей и соответствующей организацией этого процесса, а во-вторых, раскрытием эстетических моментов общения через объяснение, анализ, просвещение, примеры и т. д. Думается, что не стоит комментировать тот факт, что первый способ зачастую является гораздо более эффективным, но все же, учитывая склонности младших детей к подражанию, а старших — к самоанализу и самовоспитанию, нельзя полностью отрицать пользу второго, теоретического способа.

В состав эстетической культуры общения входят не только социально приемлемые правила и нормы, стратегические планы и тактические приемы, но и индивидуальные способы установления и поддержания контактов, опыт и методы интеракции, социальной перцепции и т. д. Все эти составляющие должны быть основаны на человеческих отношениях к партнеру по общению, на уважении к его мнению, на стремлении к сотрудничеству, на умении слушать и т. д. Ведь красота общения достигается только во взаимоотношениях людей с реальными нравственными и этическими установками, с высокой общей культурой.

В эстетической культуре через общение оседают многие нравственные, этические, социально-статусные, административно-дисциплинарные и другие нормы и ценности, влияющие на восприятие различных сторон коммуникативной сферы — от общения с друзьями в неформальной обстановке до официальных отношений с учителями, старшими, начальством — с позиций основных категорий эстетики. Эстетическое отношение к процессу общения кажется мощным ингибитором возникновения коммуникативных барьеров, разногласий и конфликтов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой