Состояние вопросов физического воспитания детей младшего школьного возраста
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим разнообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, способствует воспитанию организационных навыков, активности, изобретательности.
Несмотря на то, что в научно-методической литературе имеется достаточно данных по вопросам улучшения физической подготовленности учащихся начальных классов, эффективный выбор методик, адекватный подбор средств для развития физических качеств и рациональная организация учебного процесса учащихся 1−4 классов в условиях двух (а иногда трех) уроков физической культуры в неделю, которая бы отвечала уровню развития физических параметров тела и физиологических систем детей младшего школьного возраста еще мало изучены и требуют дальнейшего научного обоснования. Решение этой проблемы позволит не только усовершенствовать процесс физического воспитания детей 6−10 лет, но и обеспечит более эффективную их физическую подготовленность. Все это обуславливает актуальность и целесообразность научного поиска дальнейшего совершенствования развития физических учащихся начальной школы.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, в которых им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом обучения значительно возрастает объем умственного труда детей и в то же время существенно ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.
По данным Министерства здравоохранения в 1−4 классах более-менее физически развиты лишь 65% детей. Медицинское обследование детей и подростков показало, что 36% из них имеют низкий уровень физического здоровья, 56,5% - ниже среднего и средний уровни, и только 7,5% - выше среднего и высокий уровни [15; 84].
Не случайно различные аспекты решения проблемы повышения эффективности физического воспитания детей и подростков рассматриваются в работах многих авторов. Совершенствованию системы физического воспитания школьников посвятили свои исследования Н. В. Андрощук [2; 90], В. В. Бойко [10; 44], В. А. Ермаков [18; 33], А. Д. Лесков [23; 23], А. В. Огнистый [29; 48], В.А.
Сальников [32; 74] и др.