Признание результатов школьного обучения в рамках формальной системы образования обеспечивают единый государственный экзамен (ЕГЭ) и Всероссийская олимпиада школьников. Еще одной процедурой по признанию предшествующего обучения являются сокращенные образовательные программы. Идет активное формирование процедур признания профессионального образования, полученного в дистанционном режиме.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71, студентам, участвующим в программах двустороннего и многостороннего обмена, могут перезачитываться дисциплины, изученные ими в другом высшем учебном заведении, в том числе зарубежном, в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
Ключевым для повышения гибкости траекторий обучения стало официальное введение двухуровневой системы высшего образования в РФ, облегчающее как переходы студентов между различными программами в рамках вуза, так и межвузовскую мобильность.
Новые образовательные стандарты позволяют вузам на 50 процентов формировать содержание программ, в том числе предоставлением примерно половины от них для самостоятельного выбора студентами. Гибкость траектории обучения обеспечивается возможностью обучения на двух образовательных программах одновременно. В вузах активно внедряется кредитно-модульная система. При внедрении кредитной системы в вузах проводятся обучающие семинары и тренинги преподавателей для освоения методики внедрения индивидуальных (гибких) студенческих учебных планов.
Используется методика обучения с использованием студентами материалов образовательных порталов вузов, а также дистанционное обучение. Для работающих студентов возможно обучение на вечерних отделениях, а также по заочным формам.
Применение кредитной системы сопровождается внедрением модульного построения курсов и программ обучения.