Вопросы и задания
Какую модель школы («школа учебы» или «школа жизни») определило Положении об общеобразовательной школе, разработанное ВНИК «Школа» (руководитель Э. Д. Днепров)? Правомерно ли утверждение, что с исчезновением школы как социального института исчезнет образование как функция жизни. Аргументируйте свою точку зрения. Цырлина, Т. В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее… Читать ещё >
Вопросы и задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Дайте характеристику школе как социальной организации, назовите ее особенности.
- 2. Проанализировав данный отрывок, определите, сторонником какой позиции в вопросе о миссии школы был П. Ф. Каптерев. Аргументируйте свои выводы.
В школах собираются сотни различных детей. Проводя время вместе, дети воспитывают друг друга или нет… Дети учат друг друга весьма многому, и их взаимное обучение перевешивает силу и влиятельность обучения преподавателей… В школе эта общественность, это взаимное влияние и обучение учащихся и есть самое главное явление, жизненный нерв школы. Дети приходят в школу для совместной общественной работы, причем обучение есть орудие, материал этой общественной работы, стоящий постоянно на втором плане… Общественность, совместная работа, взаимное обучение и влияние учащихся, проявления хладнокровия, сообразительности, мужества — вот что главное в школе, что и нужно воспитывать и организовывать, учение же есть только средство, орудие для развития общественности. Между тем эту второстепенную вещь ставят на первый план и таким образом извращают всю сущность школы.
- 3. Чем был вызван переход к массовой школе?
- 4. Дайте оценку утверждению «Школа как социальный институт выполняет функцию временного социального призрения детей в отсутствии родителей, занятых полезным трудом».
- 5. Правомерно ли утверждение, что с исчезновением школы как социального института исчезнет образование как функция жизни. Аргументируйте свою точку зрения.
- 6. Какую модель школы («школа учебы» или «школа жизни») определило Положении об общеобразовательной школе, разработанное ВНИК «Школа» (руководитель Э. Д. Днепров)?
Цель — подготовка подрастающего поколения к активному самостоятельному участию в жизни общества на уровне достигнутой человеческой культурой. Задачи: создание условий (сферы жизнедеятельности) для культурного развития учащихся; формирование у них общих способностей (универсальных способов деятельности); выработка у молодых людей гражданской позиции, готовности к жизни, труду, творчеству, участию в управлении; обеспечение на каждом из возрастных этапов жизни учащегося условий для личностного самоопределения. Принципы организации школьного образования: динамичное культурное развитие; гуманизация; деятельностный подход; трудовая ориентированность; совместная жизнедеятельность детей и взрослых, их сотрудничество; самоопределение личности; коллективистская направленность; демократизация и самоуправление.
7. Организуйте в группе мини-опрос и проанализируйте полученные результаты. Предлагаемые вопросы (разработка Е. Крупецкой, Ю. Чайникова):[1]
Б. Вспомогательная: школа должна принимать определенное участие в формировании идеологии, но лишь помогая в этом родителям и государству.
В. Дело школы — давать образование, а не насаждать идеологию.
Г. К ответу не готов — не знаю.
2. Признаете ли Вы важнейшую роль школы в профилактике различных социальных болезней общества (рост преступности, наркомании, СПИД, несчастные случаи) и если да, то что школа должна делать в этом направлении?
A. Необходимо занимать свободное время детей, чтобы избежать отрицательного влияния улицы.
Б. Несмотря на понимание важности эффективного взаимодействия школы с различными социальными институтами, в нынешних условиях отсутствия организационных и финансовых ресурсов такое маловероятно.
B. Школа должна учить, она не может себе позволить и не должны выполнять социальные функции, которые на самом деле принадлежат семье и другим социальным институтам.
Литература
- 1. Бестужев-Лада, И. В. Идеальные представления о системе народного образования / И. В. Бестужев-Лада // Педагогика. — 1998. — № 6. — С. 15—22.
- 2. Вулъфсон, Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б. Л. Вульфсон. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — С. 58—81.
- 3. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — Гл. 2, 4.
- 4. Козлова, Г. Н. Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (конец XIX — начало XX в.) / Г. Н. Козлова // Педагогика. — 2002. — № 4. — С. 79—83.
- 5. Малъкова, 3. А. Актуализация проблем воспитания в США / 3. А. Малькова // Педагогика. — 2000. — № 7. — С. 79—89.
- 6. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 20—28, 51—54.
- 7. Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. — М.: Педагогическое общество России, 2000. —
С. 80—82, 220—222.
- 8. Поляков, С. Д. Мифы и реалии массовой школы / С. Д. Поляков // Директор школы. — 1998. — № 7. — С. 20 — 26.
- 9. Фролов, А. А. Социальное воспитание и наследие А. С. Макаренко / А. А. Фролов // Педагогика. — 2002. — № 6. — С. 71—77.
- 10. Фролов, С. С. Социология организаций: учебник / С. С. Фролов. — М.: Гардарики, 2001. — С. 9—21.
- 11. Цырлина, Т. В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее / Т. В. Цырлина. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 47—59, 151—153.
- [1] Какова должна быть роль школы в преодолении существующего в обществе нравственно-идеологического кризиса? А. Ведущая роль: школа должна самым активным образом способствоватьформированию идеологии у молодого поколения — если не заложить в раннем возрасте, потом будет поздно.