Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Глаголы со значением «находиться в состоянии печали»: грустить, горевать, тосковать, тужить, скорбеть, скучать

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чувство горя физически давит на человека. Подобное действие сравнимо с состоянием боли (ср. корчиться от боли). Кроме того, негативное чувство выражается и через мычание. То, что герой не криком выражает свое состояние, указывает на попытку сдержаться, контролировать себя. Однако это свидетельствует и о высокой степени интенсивности проявления горя, когда нет сил молча его переживать. Поэтому… Читать ещё >

Глаголы со значением «находиться в состоянии печали»: грустить, горевать, тосковать, тужить, скорбеть, скучать (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В подобном состоянии человек находится под влиянием каких-либо неприятных или тяжелых событий, факторов человеческой деятельности, может испытывать сожаление о чем-либо. Субъектом является, как правило, человек. Рассмотрим причины, вызвавшие состояние печали.

Воспоминания об утраченном

В стихотворении «Осенние леса» М. С. Петровых, написанном в 1943 году, лирический герой находится в лесном деревянном доме и вспоминает годы юности и начало Второй мировой войны: Грустила я за свежими бревенчатыми стенами[4, с. 103].

Чувство грусти в данном контексте вызвано воспоминаниями во время прогулки по лесу: «Бродила опустевшими лесами несравненными, / И светлыми дубровами». Возникающие в воспоминаниях «родные» образы природы в дальнейшем сменяются на негативно окрашенные: «Лишь смутный запах пороха томит кору древесную», «За этими овражками стояли наши враги», «Настигнутые пулями, / В свой праздник недогуленный, детоубийцы, где ж они?..». Кодирование большинства воспоминаний в нашем сознании происходит благодаря зрительным образам.

Поэтому сначала именно зрительные образы (лес, дубравы, листья) вызывают воспоминания о прошлом, а уж потом в силу вступают обонятельные образы, которые связаны с негативными для субъекта событиями. Таким образом, испытываемое лирическим героем чувство грусти связано с утратой того прекрасного, что было до войны.

Обращение к воспоминаниям довоенного времени отражено и в другом стихотворении М. С. Петровых — «Севастополь». В данном случае чувство горечи связано со скорбью от потерь: Город русской доблести, ты вправе / Горевать о времени другом[4, с. 75].

Описываемые события связаны с обороной Севастополя. Риторическое обращение направлено к городу, который, по мнению лирического героя, имеет право испытывать чувство горечи в связи с потерями во время войны. Благодаря олицетворению, город приобретает антропоморфные черты: он изображается как человек со своим прошлым и настоящим: «Шрам широкий над крутою бровью / Ты через столетие пронес, / А теперь лежишь, залитый кровью, / И морских не осушаешь слез». Отрицательные чувства проявляются также через физическую реакцию организма (слезы) на психологическое потрясение и физическую боль.

Похожее состояние отражено в стихотворении О. Ф. Берггольц «Белка Солянка»: А может быть, люди в слезах горевали / о светлой, о доброй, несущей прохладу, / над высохшим руслом ее вспоминали, / простую, бесценную давнюю радость[2, с. 132]. Чувство горечи здесь снова связано с утратой и воспоминанием о прошлом, которое кажется лучше настоящего времени. Противопоставление двух времен свидетельствует и о противопоставлении испытываемых объектами чувств: в слезах горевали — вспоминали радость. Таким образом, утрата ценности становится причиной смены положительных чувств на отрицательные.

Иногда чувство горечи максимально связано с физическими ощущениями. Так, в поэме «Твой путь» (часть 4) лирический герой живет в.

условиях войны, голода, переживает смерть близких людей: От г ор я

корчась, я почти мычала [2, с. 78].

Чувство горя физически давит на человека. Подобное действие сравнимо с состоянием боли (ср. корчиться от боли). Кроме того, негативное чувство выражается и через мычание. То, что герой не криком выражает свое состояние, указывает на попытку сдержаться, контролировать себя. Однако это свидетельствует и о высокой степени интенсивности проявления горя, когда нет сил молча его переживать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой