Приоритетным направлением в современном образовании является формирование творчески развитой личности. Средняя школа должна решать большое количество задач, связанных с воспитанием, обучением и развитием ребенка, которые осуществляются в рамках образовательных программ учебных предметов. Так, задача, направленная на культурное, эстетическое и творческое воспитание детей, решается в рамках учебных программ дисциплины «Изобразительное искусство».
Для ученика мир представляется огромным, многообразным, эмоциональным и, что немаловажно, многоцветным. Родители и учителя часто не могут оценить влияние, оказываемое на ученика повседневностью: новые люди, яркие книги, многогранная природа, классические произведения искусства. Ребенок очень чутко и любознательно постигает окружающий мир. Именно поэтому возникает возможность в преподавании совместить познавательную и творческую деятельность.
Цвет, а также виды его сочетаний оказывают значительное эмоциональное и эстетическое воздействие, которое раскрывает для детей естественные законы, которым подчинена красота окружающего мира.
Цвет, затрагивая эмоции ребенка, принимает участие в процессе художественной деятельности, влияет на формирование художественного вкуса. Поэтому важно развивать чувство красоты и цветовой вкус. Непосредственность детского восприятия необходимо поддерживать во время обучения ребенка художественной грамотности — это позволит развить у школьника художественное восприятие цвета.
Многие специалисты по психологии художественного развития отмечают высокую значимость воображения. Тем не менее, отмечается большое количество работ, направленных на изучение развития цветовосприятия, различения оттенков и демонстрации градаций цвета в творческих работах учеников.
Художественное цветовосприятие — базовый компонент развития эстетики в рамках формирования творческой личности. Существует большое количество исследований по проблеме обучения школьников цветовосприятию, в которых вопросы рассматриваются с психолого-педагогических и методических позиций. Педагогические же основы формирования цветового восприятия и воспроизведения у учащихся в контексте индивидуальных психофизиологических различий обучаемых исследованы недостаточно. Этим объясняется актуальность проблемы формирования цветовосприятия у ученика посредством использования дополнительных методических рекомендаций [5,120].
Объектом исследования является процесс обучения цветовосприятию.
Предметом исследования является методические приемы обучения восприятию в рамках выполнения тематических рисунков.
Цель работы — изучение применения цветовосприятия как универсального метода, используемого при обучении создания тематических рисунков. Выполнение поставленной цели требует решения следующих задач:
- · определить понятие цветовосприятия, выявить его психобиологические основы;
- · рассмотреть историю отечественного и зарубежного художественного образования;
- · проанализировать методические приемы использования цветовосприятия в рамках обучения рисованию тематических рисунков.
Структура работы: введение, две главы и заключение.