Структура урока — это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.
Классической считается четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения:
- — подготовка к усвоению новых знаний;
- — усвоение новых знаний, умений;
- — их закрепление и систематизация;
- — применение на практике.
Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).
Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:
- 1 этап — повторение изученного (актуализация знаний);
- 2 этап — изучение новых знаний, формирование новых умений;
- 3 этап — закрепление, систематизация, применение;
- 4 этап — задание на дом.
Методическая подструктура урока в отличие от дидактической — величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.
С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:
- — организации работы (1−3 мин);
- — главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35−40 мин);
- — подведения итогов и задания на дом (2−3 мин).
Все компоненты должны представлять собой единую систему — урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.
Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:
организация учащихся к занятиям;
повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;
работа по осмыслению и усвоению нового материала;
работа по закреплению изложенного материала;
работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;
задавание домашнего задания.
Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.