Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В каждом из трех заданий суммировались баллы по всем трем критериям для получения общей оценки. После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериями получили результаты, которые отражены в таблице (Приложение № 1). В экспериментальной части нашей работы мы использовали серию заданий для исследования связной речи из «Тестовой методики диагностики устной речи Т.А.Фотековой… Читать ещё >

Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика проведения исследования

Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной логопедической группе МДОУ № 49, г. Тирасполь.

В исследовании участвовало 10 человек:

Диана: 24. 06.04, общее недоразвитие речи-III уровень Саша: 12.08.04, общее недоразвитие речи-III уровень Ксюша: 10.10.04. общее недоразвитие речи-III уровень Рита: 30.10.04, общее недоразвитие речи-III уровень Рома: 23.09.04, общее недоразвитие речи-II уровень Катя: 2.09.04, общее недоразвитие речи-III уровень Саша: 16.11.04, общее недоразвитие речи-III уровень Тина: 12.11.04, общее недоразвитие речи-III уровень Оксана: 26.05.04, общее недоразвитие речи-III уровень Дима: 10.10.04,общее недоразвитие речи-III уровень.

Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Исследование проводилось индивидуальным способом в несколько приемов. Все задания предлагались последовательно, в разные дни и утренние часы. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществлялись в течение всего периода экспериментального исследования.

В экспериментальной части нашей работы мы своей целью ставили — выявить особенности связной речи старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Задачи:

  • 1. Изучить связную речь детей седьмого года жизни.
  • 2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей.
  • 3. Выявить особенности связной речи детей с общим недоразвитием
  • 4. Разработать методические рекомендации для воспитателей по развитию связной речи на основе игровой деятельности.
  • 5. Оценить эффективность проведенной коррекционной работы.

В экспериментальной части нашей работы мы использовали серию заданий для исследования связной речи из «Тестовой методики диагностики устной речи Т.А.Фотековой» .

Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта. Для оценки выполнения заданий используется бально-уровневая система.

Исследование связной речи состояло из трех заданий.

Задание I: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Детям предлагалась следующая инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Задание II: Составление рассказа по сюжетной картине.

Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по предложенной теме и данному началу.

Детям предлагалась следующая инструкция: посмотрите на эту картинку, и по ней сам (а) придумай рассказ.

Задание III: Пересказ прослушанного текста Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.

Детям предлагалась следующая инструкция: Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

Мы использовали короткий рассказ «Лев и мышь».

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.

Оценка производилась по нескольким критериям.

  • 1) Критерий смысловой целостности: 5 баллов — рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла — допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов — отсутствует описание ситуации.
  • 2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла — рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл — встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов — рассказ не оформлен.
  • 3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов — самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла — картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл — раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов — невыполнение задания даже при наличии помощи.

В каждом из трех заданий суммировались баллы по всем трем критериям для получения общей оценки. После обработки полученных данных в соответствии с предложенными критериями получили результаты, которые отражены в таблице (Приложение № 1).

Мы выделили три уровня успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии связной речи у этих детей — высокий, средний и низкий:

от 1 до 2,5 — низкий уровень от 2,5 до 5 — средний уровень.

5 баллов — высокий уровень Затем полученные результаты представлялись в процентном выражении (Приложение № 2).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой