Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Погружение в обучение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако в обучении людей, ориентированных не на познание и развитие вообще, а преследующих вполне конкретные прагматические цели, подход как обращение только к познавательным мотивам непродуктивен. Познавательную мотивацию необходимо в учебном процессе переводить в профессиональную. Для достижения этой цели, используя закономерности, которые обусловливают интерес человека к выполняемой… Читать ещё >

Погружение в обучение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

До сих пор речь шла о мотивах, которые вы находите у обучающихся и используете в своих целях. Однако ваша задача — шире. Необходимо провести обучающего по мотивационной лестнице его развития. Как привлечь внимание обучающихся, а затем и удержать его? Прежде чем задавать себе эти вопросы, решите для себя, на какой мотивационной основе — учебной, познавательной, учебно-профессиональной или познавательно-профессиональной вы будете работать, учитывая, что имеете дело с взрослым человеком, обучающимся в системе ДО (рис. 4.36).

Виды мотивации.

Рис. 4.36. Виды мотивации

Обсуждая предложенную дилемму, вы, вероятно, предположили, что чисто учебная мотивация для взрослого человека не подходит. И вы правы. Лучше использовать познавательную мотивацию с последующей ее трансформацией в профессиональную, а также с трансформацией интереса к познанию в интерес к труду на основе познанного. Как этого достичь?

Познавательные интересы формируются у человека еще в детстве, а в школе и вузе они целенаправленно развиваются в рамках учебной деятельности. Вам предстоит не столько развивать, сколько использовать особенности познавательной мотивации обучающихся для их включения в учебный процесс. Однако уровень мотивации у профессионально сложившихся людей весьма различен. Среди обучающихся найдутся такие, которые продвинулись высоко по лестнице познания, но окажутся и те, кто остановился в начале пути. Поэтому целесообразно охватить весь спектр: от фактов и закономерностей, через теоретические концепции и исходные идеи к способам познания, последовательно переходя от одного этапа к другому, но не задерживаясь на первых.

Приведем несколько полезных рекомендаций.

Правило фокуса

Начало пути — предъявление фактов, любопытных и парадоксальных с точки зрения здравого смысла. Это обязательно привлечет внимание. У тьютора должен быть свой «ящик фокусника», из которого он мог бы «вытаскивать» то, что непременно вызовет у обучающегося любопытство.

Правило закономерности

От фактов следует переходить к специфическим закономерностям. Факты — не случайность, они подчиняются закономерностям. И это очень важно и любопытно!

Однако следует помнить, что любопытство, которое вызывают парадоксальность и неожиданность, сохраняется у человека недолго, а затем исчезает. Его затмевает другое, более значимое. Поэтому эти приемы называют ситуативными: они привлекут внимание, но, увы, не удержат его. Кроме того, взрослые люди не могут долго удерживать внимание на одном и том же приеме. Если вы станете поражать их воображение на каждом тьюториале одним и тем же способом и не будете продвигаться дальше, то это может вызвать их раздражение.

Для появления устойчивых мотивов нужно время и умение тьютора развернуть обучающегося к вопросу: «А как это можно объяснить?» Действительно, а как можно объяснить? С помощью существующей теории, причем не одной!

Правило концепций

Интерес к теоретическим концепциям, а главное, проблема выбора: какая точнее описывает и объясняет, позволяя подойти к следующему этапу. Теоретические концепции можно рассматривать с точки зрения практики, их адекватности той или иной ситуации. Человек может остановиться на этом этапе, а может пойти дальше, обратившись к истокам концепций.

Правило истоков

В основе той или иной теории, как известно, лежат исходные идеи. Если человек стремится не только получить знания, объясняющие уже свершившееся, а хочет научиться предугадывать возможное, то он обращается к истокам. Это помогает ему понять неизбежную ограниченность любой концепции.

Правило способов

Еще один шаг — и человек начинает задумываться над тем, как самому добывать факты, находить закономерности, строить концепции, предугадывать события, осознанно влиять на будущее. Для этого требуется нечто большее, чем просто знания. Нужны способы.

Поначалу у человека проявляется интерес к способам, позволяющим решать конкретные задачи, находить выходы из конкретных ситуаций. На этом он может и остановиться, а может пойти в своем познании дальше.

За конкретными приемами стоят общие способы, которые можно использовать для широкого круга событий, а за ними еше и всеобщие. Как далеко в своем познавательном развитии пойдет обучающийся — его личное дело. Тьютор может предложить разные варианты (для этого нужно их знать самому, конечно), объяснив, что, чем шире диапазон применения того или иного способа, тем выгоднее.

Правило ритма

Существует некая закономерность в угасании интереса к наблюдаемому явлению. В частности, у детей интерес в среднем поддерживается около 15 минут. Обычные взрослые теряют интерес к скучному предмету через 40 минут. Для тьютора это означает, что через каждые 30−40 минут ему следует «включать» то или иное средство повышения интереса у обучающихся. Лучше чередовать эти средства.

Психологи считают, что познавательная мотивация активизирует психические процессы человека, мобилизуя его на выполнение того, что вызвало интерес, и способствуя тем самым психическому развитию человека.

Однако в обучении людей, ориентированных не на познание и развитие вообще, а преследующих вполне конкретные прагматические цели, подход как обращение только к познавательным мотивам непродуктивен. Познавательную мотивацию необходимо в учебном процессе переводить в профессиональную. Для достижения этой цели, используя закономерности, которые обусловливают интерес человека к выполняемой им деятельности, нужно вплести обучение в контекст профессиональной деятельности.

  • — Во-первых, человек должен быть личностно включен в содержание учебной деятельности. А это возможно лишь тогда, когда он видит в учебных ситуациях свои конкретные профессиональные проблемы.
  • — Во-вторых, учебные знания предлагаются в качестве средства для решения практических задач. Взрослый человек на собственном опыте должен убедиться, что теоретические концепции могут быть весьма полезными в решении конкретных производственных задач.
  • — В-третьих, в процессе обучения создаются условия для диалогического общения, взаимодействия обучающихся и тьютора на основе сотрудничества.
  • — В-четвертых, результаты обучения и достижения обучающихся получают содержательную оценку, опираясь на которую обучающийся может совершенствовать свою профессиональную деятельность.

У обучающихся, как и у любых людей, существуют и многие другие мотивы, кроме рассмотренных нами. Так, не следует забывать, что существуют еще и социальные мотивы, которые могут оказывать существенное влияние на обучение, обеспечивая его качество ничем не хуже, чем познавательные мотивы. Вообще в теории мотивации принято выделять позиционные мотивы, связанные со стремлением человека занять престижное место в обществе. Их обычно называют узкими. К широким социальным мотивам относят те, которые возникают в результате осознания социальной значимости профессии, ее необходимости, например для фирмы, в которой человек работает, или для страны в целом.

Важно не столько классифицировать понятый мотив, сколько поддерживать его в ходе занятий.

Как избежать потери мотива обучения

Демотивация обычно проявляется в изменении поведения человека при явных признаках. К ним можно отнести: пропуски занятий, опоздание, необщительность и безучастность. Иногда попытки что-то выяснить могут вызвать внезапные вспышки раздражения. Всякий, с кем это происходит, своим поведением добивается внимания, что-то его не устраивает, и он хочет, чтобы с ним поговорили. Люди, скорее, предпочтут получить замечание, чем быть проигнорированными.

Однако на прямой вопрос: «Что вас не устраивает?» — вы едва ли получите такой же прямой ответ. На это есть немало причин.

  • — Во-первых, человек может еще не осознавать, что именно с ним происходит и почему.
  • — Во-вторых, он может ощущать потерю интереса, но не может сформулировать причины.
  • — В-третьих, он не верит, что вы способны помочь ему в этом.
  • — В-четвертых, обучающийся полагает, что причиной потери желания учиться являетесь вы, но обсуждать с вами эту проблему считает невозможным.

Перечень причин можно продолжить. Так или иначе, истоки демотивации следует искать либо в жизни человека, не связанной с обучением (в этом случае он скажет вам об этом прямо), либо в качестве проводимых вами тьюториалов и выставляемых оценках ТМА (в этом случае в поисках истинной причины вам придется потрудиться самому).

Если вы справились с этим заданием, то уже знаете, как можно предотвратить появление демотивации у обучающихся. Путь один — совершенствуйте свое мастерство, учитесь искусству работы с людьми, которое, напомним, включает в себя тесное общение (позвоните и поинтересуйтесь причиной отсутствия и т. п.), проявляйте искреннее внимание к высказываниям обучающихся, даже если они не стоят никакого, с вашей точки зрения, внимания. Но не забывайте, вы человек, а потому несовершенны и не можете нравиться исключительно всем. Среди обучающихся будут и те, кто разочаруется в обучении, в вас или в самом себе. Не отчаивайтесь, в любом случае расстаньтесь друзьями, проявляя уважение и заботу. Кто знает, пройдет время, и этот человек, может быть, изменит свое мнение. А может быть, мнение измените вы?

Ранг.

Причины демотивации обучающихся.

Ваши действия по их устранению.

Скука.

Мнения не выслушиваются.

Идеи не поддерживаются.

Отсутствие обещанного развивающего эффекта.

Постоянная критика работы без похвальной оценки достижений.

Плохая окружающая обстановка.

Причины вне учебных занятий.

Чрезмерная загруженность работой.

Не в состоянии справиться с заданиями.

Семейные неурядицы.

Задание_.

Перед вами перечень наиболее распространенных причин утраты людьми мотивации.

  • 1. Ознакомьтесь с ним и дополните его тем, чего, на ваш взгляд, в нем не достает.
  • 2. Проранжируйте причины по степени их влияния на поддержание положительной мотивации. Наиболее значимой причине присвойте ранг «1», наименее значимой — «10*.
  • 3. Опишите возможные действия при обнаружении каждой из этих причин.

Сформулируем ряд простых условий, которые создают хороший мотивационный фон для проведения занятий, опираясь на идеи пирамиды А. Маслоу.

— Создание приятной рабочей обстановки: обучающийся должен иметь все условия для того, чтобы сосредоточиться на содержании занятий, а не думать о том, что ему жарко или холодно, шум мешает слышать тьютора и т. д. Дизайн, настраивающий на работу, тепло, но не жарко, свежо, но не холодно. Если обучающийся ощущает физические неудобства, то вы не сможете завоевать его внимание.

  • — Безопасность социальная: гарантировано уважение, причастность, одобрение. Люди чувствуют себя неуютно, если заранее не определены правила и порядок. Обучающиеся должны четко знать, чем они будут заниматься и когда. Это создает ощущение психологической безопасности.
  • — Использование микросреды, коллективных ценностей, приобщение к внутригрупповой культуре.
  • — Личное развитие, приобретение нового опыта, участие в принятии решений, определении целей.
  • — Ориентация на творчество. В современных организациях, как показывают результаты различных исследований, человек реализует себя на 20−30%. При этом меньше всего используется его творческий потенциал.
  • — Тьюториалы должны быть результативны и эффективны.
  • — Всякий тьюториал должен иметь определенный конец — в виде результата (достижения цели), полученного в установленный срок.
  • — Тьюториалы должны доставлять удовольствие, сопровождаться радостным подъемом, а не превращаться в каторгу. Будьте сами радостны и воодушевлены. Энтузиазм, как и скука, заразителен.

Завершая данный раздел, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что вы находитесь в начале пути изучения техник вовлечения человека в учебный процесс. Каждый из нас уникален, наши потребности индивидуальны, поэтому арсенал психологических приемов работы с мотивацией весьма обширен.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой