Организация и содержание формирующего эксперимента с дошкольниками с РАС
На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами был сделан вывод о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с целью формирования и развития социально-бытовых навыков у дошкольников с РАС.
Цель формирующего эксперимента: формирование и развитие социально-бытовых навыков у дошкольников с РАС с использованием метода сенсорных игр.
Задачи:
- -попытаться сформировать у детей данной категории способность к усвоению приёмов общественного опыта;
- -научить детей взаимодействовать со взрослыми;
- -с помощью сенсорного опыта сформировать у детей представления о себе, своём теле и окружающем;
- — провести работу по развитию двигательной сферы (мелкой моторики рук);
- -научить детей на примере сенсорных игр, регулировать свои действия;
Методом исследования был выбран:
— практический (действия, выполняемые вместе с педагогом, умение выполнять по показу).
Исходя из цели и задач нами были намечены следующие направления коррекционной работы:
- 1) формирование и развитие представлений о себе и окружающем;
- 2) формирование и развитие умения выполнять задания по мелкой моторике;
- 3) формирование и развитие социально-бытовых навыков.
В качестве испытуемых были выбраны дошкольники 4−6 лет с диагнозом РАС в количестве 10 человек (Таблица 6 «Характеристика испытуемых»).
Таблица 6 Характеристика испытуемых.
|
Ф. И. ребёнка. | Возраст. | Диагноз. | |
1. Иван Г. | 22. 05. 2011. | F 84. 0. | |
2. Матвей К. | 05. 12. 2010. | F 84. 0. | |
3. Соня Л. | 01. 02. 2011. | F 84. 0. | |
4. Артём М. | 30. 05. 2011. | F 84. 0. | |
5. Миронов С. | 20. 07. 2010. | F 84. 0. | |
6. Ева О. | 12. 08. 2010. | F 84. 0. | |
7. Клим П. | 25. 03. 2010. | F 84. 0. | |
8. Мартин Р. | 07. 12. 2010. | F 84. 0. | |
9. Дима У. | 21. 05. 2010. | F 84. 0. | |
10. Саша Я. | 05. 02. 2011. | F 84. 0. | |
|
Эксперимент проводился в период с 11 декабря 2014 года по 19 апреля 2016 года на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 2055» СПДО-II ГКП «Особый ребёнок» г. Москвы.
Формой проведения были выбраны групповые и индивидуальные занятия, продолжительностью 30 минут, занятия проводились в течении 2 раза в неделю.
Принимая во внимание выявленные особенности уровня сформированности социально-бытовых навыков исследуемой категории детей и их психофизические особенности, нами был разработан ряд коррекционно-развивающих занятий, которые включали в себя сенсорные игры, направленные на формирование и развитие социально-бытовых навыков у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.