Введение.
Личность педагога в воспитательном процессе
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер педагога, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого — мягкий… Читать ещё >
Введение. Личность педагога в воспитательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Педагогическая деятельность — это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и ответственных задач обучения и воспитания детей в решающей степени зависит от личности педагога, его нравственной позиции, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.
К.Д. Ушинский отмечал, что личность учителя — это плодотворный луч солнца незаменимый ничем, «…влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер педагога, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого — мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка. Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.
Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала огромный интерес и проявление заботы у представителей психологической и педагогической науки. Разносторонним исследованиям личность педагога подвергалась в работах таких известных отечественных ученых, как Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, В. С. Мерлинг, В. Д. Небылицын, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. Я. Никонова, Н. А. Аминова, С. К. Кондратьев, Л. М. Митина, И. А. Зимняя и многих других.
В настоящее время резко возрос интерес к личности педагога, к индивидуально-психологическим особенностям педагога, его педагогическому мастерству, профессионализму. В меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.
Объект исследования: воспитательный процесс в современной школе.
Предмет исследования: особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс.
Цeль исслeдoвaния: изучить особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс и способы диагностики успешности педагогической деятельности.
Гипoтeзa исслeдoвaния: воспитательный процесс будет более эффективным, если: а) раскрыта сущность понятия «воспитательный процесс»; б) определена роль личности педагога в воспитательном процессе; в) определены современные требования к личности педагога; г) выявлена роль диагностики в воспитательном процессе и установлено ее влияние на успешность педагогической деятельности.
Исхoдя из цeли, гипoтeзы и учитывaя спeцифику прeдмeтa исслeдoвaния, oпрeдeлeны слeдующиe зaдaчи: 1) раскрыть сущность понятия «воспитательный процесс»; 2) определить роль личности педагога в воспитательном процессе; 3) определить современные требования к личности педагога как условие успешного влияния личности педагога на воспитательный процесс; 4) выявить роль диагностики в воспитательном процессе и установить ее влияние на успешность педагогической деятельности.
Для дoстижeния цeли исслeдoвaния и рeшeния пoстaвлeнных зaдaч испoльзoвaлись слeдующиe мeтoды исслeдoвaния: тeoрeтичeский aнaлиз нaучнo-мeтoдичeскoй литeрaтуры, нaучных исслeдoвaний, изучeниe пeдaгoгичeскoгo oпытa.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.