Установочные факторы.
Коррекция педагогической деятельности
Предвзятость (необъективность) в оценке информации — склонность придавать больше веса доводам, подтверждающим собственные убеждения, чем доводам, которые противоречат им. Влияние архетипов. Архетипы — устойчивые психологические образы, свойственные психике людей и передающиеся из поколения в поколение. Это определенные психические состояния или установки личности, препятствующие восприятию… Читать ещё >
Установочные факторы. Коррекция педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Это определенные психические состояния или установки личности, препятствующие восприятию правильных представлений.
К установочным факторам относятся: эгоцентризм мышления, предвзятость в оценке информации, «замкнутый интеллект», неверное самопрограммирование, чрезмерная уверенность в своих суждениях, трудность принятия точки зрения другого человека, ригидность, влияние архетипов. Выделим особенности каждого из указанных факторов.
Ригидность. Это тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения. В психологических исследованиях ригидность рассматривается в двух аспектах: либо как свойство личности, либо как характеристика поведения. Есть также исследования, в которых ригидность рассматривается как конструкт-соединение указанных аспектов. Рассмотрим ригидность как свойство личности, являющееся фактором возникновения ошибочных представлений учителя. Некоторые исследователи определяют ригидность как «приверженность к неадекватному способу поведения и восприятия». В ряде определений психической ригидности указывается на то, что личность не реагирует на требования объективной ситуации не просто в силу неспособности или приверженности к неадекватному способу поведения (т.е. не может), но и в силу своего нежелания (т.е. не хочет, даже при наличии способностей): «упорствует в определенных формах поведения», «проявляет недоброжелательность к новому, к изменениям», «сопротивляется изменению». Данные исследований Г. В. Залевского по возрастнополовым характеристикам ригидности показали, что для студенческого возраста (18—25 лет) характерно наименьшее проявление данного свойства личности[1]. В последующие возрастные периоды склонность к ригидности постепенно увеличивается. В Приложении 1 приведен тест для определения ригидности — флексибильности (мобильности).
Неверное самопрограммирование. Тенденция действовать так, чтобы результаты соответствовали неадекватным ожиданиям.
Психологи Р. Розенталь и К. А. Фоуд в стандартном курсе экспериментальной психологии предлагали студентам обучать крыс проходить через лабиринты. Половине студентов сообщали, что у них крысы специально выведенного вида, с прекрасными способностями к нахождению пути в лабиринтах, а второй половине студентов говорили, что у них крысы специально выведенного вида, неспособные справиться с этой задачей. За короткое время студенты, обучавшие «способных» крыс, достигли гораздо лучших результатов, чем студенты, обучавшие «тупых» крыс. Этот результат особенно интересен тем, что на самом деле между двумя группами крыс не было никаких различий. Тот факт, что студенты, которые верили, что у них «способные» крысы, научили их проходить через лабиринты быстрее, чем студенты из второй группы, объясняется влиянием неверного самопрограммирования[2].
Был проведен также эксперимент, непосредственно связанный с учителями. После проведения теста на интеллект выделили группу детей со средним уровнем интеллекта. Выделенных учащихся разделили на два класса. Учителю одного класса сказали, что, согласно результатам теста, в его классе все дети с высоким уровнем интеллекта. Другому учителю сообщили, что в его класс собраны дети с низким уровнем интеллекта. К концу года снова провели тест на интеллект. Дети первого учителя действительно показали более высокий уровень интеллекта.
Влияние архетипов. Архетипы — устойчивые психологические образы, свойственные психике людей и передающиеся из поколения в поколение.
Например, архетип о привилегированном положении одной группы людей над другой (изгнание Адама и Евы из рая, власть рабовладельцев над рабами и др.) — фактор возникновения педагогических мифов, оправдывающих власть учителя над учениками.
Чрезмерная уверенность в своих суждениях. Причины такой уверенности:
- — селективная природа памяти — мы выборочно вспоминаем свои удачные суждения и забываем неудачные;
- — отсутствие учета противоположной информации.
Эгоцентризм мышления — учитель рассматривает себя как центральную фигуру в учебно-воспитательном процессе.
«Замкнутый интеллект» — психологическая установка на отторжение определенной информации.
Предвзятость (необъективность) в оценке информации — склонность придавать больше веса доводам, подтверждающим собственные убеждения, чем доводам, которые противоречат им.