Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование представлений о жанре басни в начальной школе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Басня — дважды, трижды, четырежды условная разновидность поэзии, воплощенная условность. Во-первых, с эстетической точки зрения: в самом деле, зачем птице жемчужина, зачем в натуральный воз вздумали запрячь троицу столь неподходящую в качестве тягловой силы? Во-вторых, условна сама мораль. В наибуквальнейшем смысле, люди условились, какими именно жизненными правилами решили они руководствоваться… Читать ещё >

Формирование представлений о жанре басни в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Факультет дошкольного и начального образования Формирование представлений о жанре басни в начальной школе Курсовая работа Исполнитель: Легедина Ольга Викторовна ;

Студент гр. П-31

Долженко Л. В Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры г. Волгоград 2007г

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о жанре басни в начальной школе

1.1 Понятие басни как жанра Глава 2. Процесс формирования представлений о жанре басни в начальной школе

2.1 Изучение опыта формирования представлений о басне

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Басня — один из древнейших жанров словесного искусства. С ее помощью человек, едва почувствовавший себя человеком, искал ответа на вопрос: как вести себя в огромном сложном мире?

Басня — один из древнейших жанров дидактической (поучающей, нравоучительной) поэзии. Основу басни составляет краткий иносказательный рассказ, в котором аллегорически изображаются различные качества и поступки людей, отношения между ними.

Жанр басни возник в Древней Греции. Автором первых басен, написанных прозой, был легендарный Эзоп (5 — 6 в. до н. э.) созданы в 1 в. н. э. Федром. Его произведения послужили источником сюжетов и образов для последующих баснописцев. У Федра и его европейских последователей (Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга) басня стала стихотворным жанром.

Первыми русскими баснописцами были поэты 18 в. А. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, басни — «притчи» писал А. П. Сумароков. В. начале 19 в. басня стала очень популярным жанром — замечательные басни принадлежат перу И. И. Дмитриева и В. Л. Пушкина. Классические образцы этого жанра в русской поэзии создал И. А. Крылов.

В басне органично слиты свойства эпических произведений (сюжетность, наличие персонажей) и некоторые особенности лирических произведений (ясно выраженные авторские оценки и эмоции) Однако о «лиризме» басен можно говорить только условно. Цель авторов басен не в том, чтобы выразить свой внутренний мир. Внимание баснописца приковано к внешнему миру, именно его он оценивает с позиций «должного» или «недолжного», «допустимого» или «недопустимого». В баснях отражаются нравственные и общественные идеалы их авторов. Сатирическое изображение басенных персонажей, насмешки и язвительность являются основой для обязательной «морали». Она может быть прямым или слегка завуалированным поучением.

Цель исследования. Обосновать и апробировать формы и методы формирования представления о жанре «басня».

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования. Процесс формирования представления о жанре «басня».

Гипотеза. Процесс формирования представлений о жанре «басня» будет осуществляться более успешно, по сравнению с массовым опытом, если:

— учитель начальных классов будет учитывать возрастные особенности и индивидуальное развитие младших школьников;

— учитель использует в своей работе следующие формы и методы: праздники литературоведения по жанру «басня», внеклассная работа,

Задачи:

1) Уточнить представление о сущности понятия «басня».

2) Выделить классические образцы басни в детском чтении.

3) Изучить опыт …

4)Выявить средства …

База исследования: МОУ ООШ № 139 г. Волгограда.

Методы исследования: Теоретический анализ научной литературы; наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1 Понятие басни, как жанр Особое место в становлении и развитии жанра в русской литературе принадлежит И. А. Крылову. Его басни глубоко национальны по форме и содержанию. Их персонажи не носят условно-аллегорического характера, а становятся типичными для российской действительности. Сюжет крыловской басни облекается в форму короткой сценки, передающей живость, многообразие разговорной речи. Говоря об особенностях басен Крылова, В. Г. Белинский заметил, что его произведения «не просто басни: это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня». Басни Крылова охватывают широчайший круг тем, продиктованных самой жизнью России, современной автору. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря своей афористической точности, меткости, простоте, многие строки его басен органично вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили отдельной жизнью в национальном языке. Творчество Крылова-баснописца — важнейший шаг русской литературы по сути становления реализма и народности.

Достигнув столь блестящего расцвета в творчестве Крылова, басня более чем на столетие почти исчезла из русской литературы. Сатирики 1860-х гг. предпринимали попытки к возрождению басни, но серьезных успехов в этом жанре не достигли. В советское время басня представлена в творчестве Демьяна Бедного, обратившегося к политической, агитационной басне, особенно актуально звучавшей в годы гражданской войны. Басенные традиции продолжали С. В. Михалков, С. И. Олейник. В творчестве этих и других поэтов бичевались отклонения от моральных норм, затрагивались международные вопросы. В творчестве современных баснописцев видно следование традициям русской классической басни.

О жанровом своеобразии басни Ж. Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» заявил с категоричностью, даже, пожалуй, излишней: «Как можно быть настолько слепым, чтобы назвать басни детскою моралью… Басни могут поучать взрослых, но детям нужно говорить голую правду…»

Нет, и мораль дети могут извлечь из басни — или, скорее привнести ее туда — но какую? Хитроумная победительница Лиса в крыловской басне «Ворона и Лисица» (в восприятии автора — презренный «льстец») вызывала, случайность, живую симпатию именно хитроумием и победительностью: при конкретнейшем мышлении ребенка надо же в состязании Вороны с Лисой выбрать кого-то в любимцы — так не глупую же птицу!.. Впрочем, только ли в детском варианте дело, в особенностях детской психологии? То-то и оно, что нет. Под час и взрослый специфический опыт начинал бунтовать против того, как предписано понимать басенную мораль. Цитируя книгу воспоминаний Вадима Шверубовича, сына В. И. Качалова:

«Мать читала мне басню „Стрекоза и Муравей“, и толкование морали этой басни у нее было своеобразное: веселая и милая актриса Стрекоза жила, как полагается жить всякому порядочному существу, то есть веселилась, гуляла, пела, радовалась жизни и, будучи сама доброй, надеялась на доброту других. А негодяй муравей, жадный лавочник, скупой мещанин, злой, как все богатые с издевательством оттолкнул ее. Она бы погибла от холода и голода, но добрый, сам бедный Навозный жук поделился с ней последним, и они дружно и весело перезимовали. Этот конец был придуман нами вместе, чтобы не дать умереть бедной актрисе».

Басня — дважды, трижды, четырежды условная разновидность поэзии, воплощенная условность. Во-первых, с эстетической точки зрения: в самом деле, зачем птице жемчужина, зачем в натуральный воз вздумали запрячь троицу столь неподходящую в качестве тягловой силы? Во-вторых, условна сама мораль. В наибуквальнейшем смысле, люди условились, какими именно жизненными правилами решили они руководствоваться, какой, если угодно, идеологией. Да, выражаясь в привычном духе, басня, твердо знающая и прямо заявляющая, что она хочет сказать, какую и чью выражает мораль, — наиболее идеологизированный поэтический жанр, отчего спор с ней, отталкивание от нее носит особый эмоциональный характер.

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖАНРЕ «БАСНЯ»

2.1 Изучение опыта процесса формирования представлений о жанре «басня»

Чем раньше ребенок окунется в мир классической литературы, тем быстрее овладеет «тайной» понимания художественного текста. Познать эту тайну на уроке помогает жанр. В данной главе расскажем вам о жанровом подходе при знакомстве с текстами притчи и басни. Чем обоснован выбор этих жанров на уроках? Как спроектировать систему уроков по данной теме? Вот ключевые вопросы, которые ставит перед нами учитель.

Притча.

Особый интерес в познавательном смысле у учеников 1−3-х классов вызывает жанр притчи. Работа с этим жанром распадается на несколько этапов. Общим для всех является этап осмысления понятия жанра.

Притча — короткий житейский рассказ со скрытый смыслом, содержащий поучение.

Данное понятие ученики выводят самостоятельно в ходе рассуждений, читая евангельские притчи, в частности притчу о Сеятеле и притчу о талантах. Уместно знать трактовку этого понятия из словарей.

«Притча: др.-русск. притча — несчастный случай» (Этимологический словарь Фасмера).

«Притчаиносказательный рассказ с нравоучением, басня» (Словарь русского языка).

Из данных определений можно пользоваться и тем и другим. Как показал опыт работы, детям более доступно первое определение. При знакомстве с новым понятием-определением следует обратить внимание на такие характеристики:

1) притча — короткий рассказ;

2) притча имеет скрытый поучительный смысл.

Именно это должны усвоить дети при решении учебной задачи на уроках по жанру притчи.

Для себя педагог определяет основные ориентиры жанра, помогающие осмыслению детьми текстов притч на уроках литературы и риторики, так:

— притча при всех различиях в трактовке жанра обязательно должна обладать двумя чертами, по которым ее можно отличить от других произведений,

— поучительностью и аллегоричностью, Данный момент работы с текстом прогнозирует дальнейшую работу с выразительными тропами художественной литературы: метафорой, метонимией, синекдохой и пр.;

— притча — это и мудрость, и трудный путь ученика к постижению этой мудрости (то, как учитель построит диалог с детьми над раскрытием смысла притчи и выявлением морали, является залогом успешного развития не только речемыслительных навыков, но и формирования познавательного интереса к философии, литературе, Библии);

— притча имеет бесконечно много значений и толкований (понятие притчи ученики открывают самостоятельно после первичного прочтения и анализа текста);

— притча — не только слово, но и поступок, жизненная ситуация и даже искусство (попробуйте организовать на уроке острую ситуацию общения, доказывающую значительность предложенных компонентов);

— притча тонко отражает всю непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества. Ни одна философия не в силах объяснить ход истории до конца. Можно сказать, что весь мир — притча, и нужно развить в каждом ребенке воображение, чуткость, душевность, образность, чтобы приблизить его к понятию смысла притчи. (Не стоит выстраивать уроки по притче по строгому плану. Их следует «проектировать», ориентируясь на основные направления работы с текстом.)

Далее знакомство с текстами притчи осуществляется по следующим этапам.

1. Первое чтение — ознакомительное слушание при использовании элементов риторики. Задача педагога в данном случае состоит в умелом словесном рисовании голосом заданной притчей ситуации для того, чтобы ребенку захотелось удивиться данному произведению и разгадать его скрытый смысл. басня школа притча урок

2. Повторное чтение притчи — осмысление закодированных ключевых понятий, то есть слов, которые встречаются детьми впервые, а поэтому требуют объяснения смысла.

3. Определение основного вывода (скрытой или явной морали) притчи.

4. Соотнесение его с народной мудростью — пословицей. Подбор соответствующих основному поучительному смыслу притчи пословиц. Сопоставление двух жанров: притчи и пословицы.

Р.S. Обучение выразительному чтению притчи, интонированию, запоминанию является важным моментом в работе по теме на каждом уроке. Такое обучение идет параллельно с содержательной работой над текстом. Притча может, быть евангельской и литературной.

Рассмотрим содержательный материал евангельской притчи.

В результате работы над понятием «поучение «учитель и дети приходят логическому выводу: поучать надо. Но встает новый вопрос: как поучать — ругать, наказывать?

Учитель, обращаясь к детям, говорит о том, что Иисус Христос поучал людей особым способом — притчами.

Притча о Сеятеле Вот вышел Сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на места каменистые, где мало было земли, и скоро взошло, но скоро и засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю к принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит !

Задания и вопросы

1. Назовите слова с общим корнем.

Эти слова записываются учителем на доске, а рядом по мере обсуждения каждого слова дается комментарий:

семя — слово (Божие) учителя;

Сеятель — Иисус, человек, говорящий слово Божие, учитель;

сеять-говорить, произносить слово (Божие), поучать.

2. Найдите слово, имеющее скрытый смысл. Подсказка: это то, куда доходит (не доходит) слово учителя. (Сёрдце, душа человека.).

Ученики должны найти все виды «земли», куда падает «семя»: земля при дороге — сердце невнимательного, поверхностного человека, не разумеющего слово Божие; места каменистые — сердце того человека, который с радостью принимает слово, но не имеет в себе корня и непостоянен; терние (колючее сорное растение, в переносном смысле — трудность, препятствие) — сердце человека, который слышит слово, но забота века и обольщение богатством заглушают слово, и оно остается бесплодным. (Притчу о Сеятеле можно понять и принять во все века, применить к бесчисленному множеству конкретных жизненных ситуаций, и она всегда будет актуальна.) Последним видом земли Иисус называет добрую землю, то есть сердце того человека, который внимательно слушает слово, понимает его и старается выполнять советы и поучения учителя.

3. Что нужно сделать, чтобы ваше сердце приняло слово учителя и дало добрые всходы? Найдите строки в тексте, говорящие об этом. (Это и есть поучительный вывод притчи: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»)

Забегая вперед, хочется отметить, что притчевая тематика может быть продолжена в старших классах. Например, можно разобрать и подготовить к интонированию отрывок из стихотворения Пушкина, основанного на евангельском сюжете притчи о Сеятеле.

Свободы сеятель пустынный.

Я вышел рано, до звезды;

Рукою Чистой и безвинной

В порабощенные бразды Бросал живительное семя ;

Но потерял я только время, Благие мысли и труды…

Таким образом, будет положено начало изучению библейской тематики, а разных жанрах словесности: притче и лирическом стихотворении с притчевым замыслом.

А теперь на примере фрагмента урока рассмотрим содержательный материал литературной притчи.

ТЕМА: «Сила жизни» (сформулирована учениками первого класса после первичного прочтения и обсуждения художественной притчи Л. Н. Толстого «Лозина»).

Заслуга Толстого как подлинного художника слова состоит в Том, что он дарят людям новые образы, новые переживания. Притча не просто заставляет ребенка поверить в непреложность поучения, вывести и принять доказательства главной идей автора, но и помогает понять сложность самой простой бытовой ситуации. Притча Толстого приглашает к размышлению, сформулированная в ней идея — не догма, а повод к размышлению. Данной притче присущи следующие особенности жанра — иносказание и поучение. Присутствует также притчевое начало.

Урок уместно начать с краткого знакомства с самим автором — Л. Н. Толстым. Информация дается по модели:

— Л. Н. Толстой;

— русский писатель 19 в.;

— прозаик;

— автор притчи.

Ученики 1-го класса обсуждают каждый пункт модели, рассматривая при этом портрет писателя. После состоявшегося знакомства выясняется, что дети слишком мало знают творчество этого человека.

Басня.

Интересным поучительным жанром в начальной школе является басня. Почему? Оригинальная, замысловатая, она содержит тайну, которую хочется раскрыть. Изучение басни важно и для овладения секретами выразительного чтения. Но сначала нужно пройти нелегкий путь от первого знакомства с жанром до раскрытия смысла.

Жанровые признаки басни определяют особенности ее чтения. Педагоги следует ориентировать детей на выделение теоретического понятия «басня». В этом ему поможет общепринятое определение.

Басня — короткий рассказ в стихах или в прозе с прямо сформулированным моральным выводом. События и герои в ней изображаются иносказательно. Героями басни чаще всего являются животные, воплощающие в себе отрицательные черты человеческого характера.

Понять, что хотел сказать автор своей басней, часто помогает мораль — вывод, к которому автор старательно направляет внимание читателя. Мораль часто находится в конце басни, но может быть и в начале, иногда она только предполагается, — и тогда читатель сам догадывается, что хотел сказать автор (Краткий литературоведческий словарь).

Разговор об этом жанре уместно начать с истории, написанной Л. Н. Толстым. Оказывается, это произведение иногда называют притчей, а иногда — басней. Притча изучается раньше по времени, чем басня, поэтому дети 1−2-го классов знают отличительные признаки данного жанра. Пусть вспомнят их. А далее можно поставить их в затруднительное положение, прочитав историю.

Веник.

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорилась друг с другом.

Старик и думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем им будет худо «. Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.

Старик и говорит:

— Переломите веник.

Сыновья сказали:

— Разве можно веник переломить?

Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.

— Ломайте прутья! — сказал старик.

Сыновья все прутья переломали. Старик и говорит:

— Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдетесь по одному, тогда все пропадете.

Учащиеся без особых усилий докажут, что это произведение — притча. Тогда встанет вопрос: так что же такое басня? Для ответа, на вопрос нужно рассмотреть и прочитать несколько басен. Так дети узнают новые имена, правда, одно имя древнегреческого баснописца Эзопа — они уже знают.

Вспомним модель, которой пользуются дети, знакомясь с новым автором И. А. Крыловым, прославившимся огромным количеством басен, написанных в стихотворной форме.

И.А. Крылов

— русский писатель ХУШ-Х1Х вв.;

— баснописец — поэт;

— друг Пушкина.

Для того чтобы дети овладели выразительным чтением басни, надо знать, из каких частей она состоит. Основной вопрос: в чем секрет басни? — разрешается в групповой работе.

Для этого, можно попросить учеников сравнить притчу я басню. Сначала пусть определят сходства жанров:

1. Скрытый смысл.

2. Повествование (история).

3. Поучение.

Затем различия:

Весь секрет различия заключается в том, как поучает басня, а как — притча. В басне есть мораль (явное поучение). И эту мораль при чтении следует выделять голосом.

Басня в отличие от притчи может носить сатирический, иронический характер. Почему? В ней автор высмеивает пороки и недостатки человека.

В басне главными героями являются чаще всего животные.

Чтобы детям легче было найти различия между жанрами, можно предложить им душевный разговор между Притчей и Басней, написанный ученицей третьего класса.

Необычный разговор.

Встретились как-то раз Притча и Басня и начали беседовать. Поздоровавшись с Басней, Притча спросила ее:

— Дорогая Басня, Вы не обидитесь, если я задам Вам один вопрос? Мне давно хотелось получить ответ на него.

Нет, что Вы, любезная Притча, задавайте.

Что Вы можете рассказать о работе, которую выполняете в литературе, и каковы Ваши основные признаки?

—Моя работа — поучать людей, а делаю я это в скрытой форме. Я стараюсь поведать человечеству о Добре, Правде, Справедливости, Моральных и Божественных ценностях. Моя родина ,-Евангелие. А что Вы скажете о себе?

— Моя цель сходна с Вашей. Это — поучение. (Кстати, тоже в иносказательном виде.) Мои герои — животные, предметы, люди. Но в отличие от Вас я всегда рассказываю о своих героях с юмором.

— Не кажется ли Вам, что у нас есть много общего?

— Действительно, это так. Ведь и стоим мы в программе под общим заголовком «Поучение «.

Когда ученики найдут отличительные признаки жанра басни, можно приступать к его моделированию.

Поскольку басня содержит повествование (ситуацию из жизни животных, похожую на жизнь человека), то в дальнейшем следует рассмотреть как можно больше басен, чтобы дети видели много таких ситуаций. Они легко переносят ситуацию, описанную Крыловым, на собственную жизнь.

Место действия Герои, из басни, их характеры, поступки Случай которого следует, что так нельзя поступать Диалог героев Мораль — поучение Ученики с большим интересом находят части басни, называют их, подбирают к ним определения. Обсуждение моделей проходит в группах и выносятся перед классом с защитой своих «проектов».

Вопросы для обсуждения:

— чему учит данная басня?

— как следует передать голосом поучение?

К сожалению, басню часто разыгрывают по ролям, хотя ее следует учится интонировать выразительно. «Чтение басен приучает к более живым и бытовым фразировкам, к более свободной расстановке пауз, к беглой перекличке голосов в диалоге, к введению многочисленных вопросных и восклицательных интонаций». Рыбникова М.И.

Критерии выразительного чтения басен предполагают, что исполнитель данного жанра не должен переигрывать, он — «не оратор, не актер, а человек, образно и эмоционально рассказывающий своим друзьям интересный поучительный случай, из которого они должны извлечь тот или иной урок практической морали». Язовицкий Е.В.

Законы выразительного чтения басни учащиеся могут сформулировать сами:

1. Читать басню следует просто и естественно.

2. Если басня имеет стихотворную форму, то не забывай соблюдать ритмические паузы.

3. Не забудь выделить голосом мораль басни, так как в ней содержится поучение, то есть основной смысл басни.

4. Нарисуй голосом яркий, четкий словесный образ главных героев басни так, чтобы их «увидели» слушатели; старайся передать характер действующих персонажей.

5. Если исполняешь басню один, не стремись «сыграть» роль героя, а просто процитируй эту роль.

6. Если басня читается по ролям, то исполнитель каждой роли перевоплощается в свой образ.

7. Соблюдай меру при исполнении любой басни.

Остановимся на конкретном примере. Для первичного знакомства достаточно взять для разбора небольшую по объему басню И. А. Крылова.

Лев и Лисица.

1-й кадр Лиса, не видя сроду Льва,

С ним встретясь, со страстей Осталась чуть жива.

2 -й кадр Вот, несколько спустя,

Опять ей Лев попался,

Но уж не так ей страшен показался.

3-й кадр, А третий раз потом.

Лиса и в разговор пустилася со Львом.

Мораль Иного так же мы боимся, Поколь к нему не приглядимся.

Сначала можно детально разобрать прямой смысл басни, для чего внимание детей обращается на выводмораль. Ключевой вопрос: чему учит басня? — требует логики рассуждений, детьми вспоминаются жизненные ситуации, когда они боятся что — то сделать, сказать, принять решение.

Затем задаются вопросы по поводу раскрытия второго смысла басни (скрытого, или аллегории): какую историю описывает Крылов в первой части? Зачем? Баснописец рисует картинку, состоящую из трех «кадров», дети без труда восстановят их по памяти, могут нарисовать.

Уместно спросить учеников о том, какое качество мешало Лисице общаться со Львом. (Трусливость.)

Кроме данной басни, мы предлагаем для знакомства в 1 — 2 -х классах басни «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей» (последняя басня очень нравится детям, они легко поясняют ее поучительный смысл и запоминают наизусть).

На последнем уроке по жанру басни детям предлагается творческая работа: дописать басню, то есть придумать продолжение.

Вот так может прозвучать продолжение басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», сочиненное ученицей третьего класса:

— Не гони меня, кум милый! ;

Стрекоза ему в ответ.

— Я тебя ведь помнить буду Много — много долгих лет.

Муравейник твой согрею Песней, пляскою моей, Только ты меня не трогай:

Я всех краше и милей!

Крылышки мои из шелка,

Тельце словно нежный мех.

Муравьиная работа Для меня труднее всех.

Лучше петь тебе я буду Целу зиму, до весны.

Муравей ей отвечает:

— Не нужна такая ты!

Что ж, певицатанцовщица, Лучше делом — ка займись, Потаскай сухие листья, А потом и веселись!

Когда ребенок сочинит продолжение басни (не обязательно в стихах), переходим к следующему этапу: анализу написанных работ. По ним можно судить, понимают ли ученики поучительный смысл жанра, могут ли уловить основные элементы повествования. Одновременно происходит первое знакомство с интересным видом творческих работ — сочинение в стиле автора.

Прием стилизации используется чаще в старшем звене школы, но его умело используют уже и младшие школьники.

Дома дети сами выбирают понравившуюся им басню и разучивают ее для индивидуального, парного и группового чтения перед аудиторией класса. Они самостоятельно выбирают подходящий темп, выделяют голосом ключевые слова, определяют необходимую интонацию басни.

Можно предложить ученикам такую творческую задачу: «Определи жанр. Найди его отличительные признаки». Для работы используется следующие тексты И. А. Крылова.

Муравей и Голубка

(1-й класс) Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волной плеснуло на Муравья, и стал он тонуть.

Голубка несла ветку. Она увидела — муравей тонет, — и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Расставил охотник сеть на Голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил ему ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Догадливый осел

(2−3-й классы) Деревенский лавочник купил в городе соли, уложил в корзины и навьючил на осла. Пришлось ослу через ручей переходить. Споткнулся осел и упал в воду. Когда он вышел из воды, ему гораздо легче стало. «Это хорошо, думает осел. — Вперед будут знать!»

Лавочник вернулся в город и снова наполнил корзину солью. Когда осел опять вошел в ручей, то уж нарочно упал и радостно заревел.

Лавочник понял плутню осла, еще раз воротился в город и навьючил осла уже не солью, а губками.

Дошел осел до середины ручья и опять упал в воду. Но когда губки напитались водой, то ноша стала тяжелее прежнего.

Мы не затронули в этой работе басен других авторов. В третьем классе можно и нужно обратится к современной басне и сопоставлять ее жанровые особенности с баснями Крылова. Следует познакомить детей с произведениями С.Михалкова. ученики легко найдут общие сюжеты басен, прочитать их наизусть, пользуясь знакомым способом работы над выразительным чтением предлагаемого жанра.

1.Большая школьная энциклопедия.

Литература

/Красовский В. Е., Леденев А. В., ситников В.П. и др. — М.: «Филологическое общество «СЛОВО», 1999. — 848с.

2.Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. М.: «ВАКО», 2002, 384с.

3.Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от «А» до «Я» Сост. Новиков В. И., Шкловский Е. А. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Издательский дом «Современная педагогика». 2001. — 528 с.: ил.

4. Рыбникова М. И. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963.с.156.

5.Язовицкий Е. В. Выразительное чтение басен И. А. Крылова. М., 1963.с.70.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. ЖАНР БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Цель урока: познакомить учащихся с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни.

План урока:

1.Запись опорного конспекта.

2.Сообщение о баснописцах прошлого.

3.Знакомство с переводами одной басни.

Словарная работа: переводы, заимствованные сюжеты.

Оборудование: выставка книг с изданиями басен разных авторов.

Литература

к уроку:

1.Античная басня. — М: Художественная литература, 1991.

2.Энциклопедический словарь юного литературоведа. — М: Педагогика — Пресс, 1998.

Ход урока.

Организационный момент.

Запись опорного конспекта.

В начале урока подчеркнем, что басня — один из старейших литературных жанров, и назовем наиболее знаменитых предшественников И. А. Крылова.

Античность: Эзоп и Федр.

Французские баснописцы эпохи классицизма: Лафонтен, Буало.

Русские баснописцы 18 в.: А. Сумароков, И. Хемницер, И. Дмитриев.

3.Знакомство с баснями разных авторов по одному сюжету.

Предложим прочитать, например, басню Эзопа «Ворон и Лисица», А. Сумарокова «Ворон и Лисица», В. Тредиаковского «Ворон и Лисица» и И. Крылова «Ворон и Лисица».

Эзоп. Ворон и Лисица.

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше всех других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей. Что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.

А. Сумароков.

Ворона горлышко разинула пошире, Чтоб бытии соловьем.

«А сыру, — думает, — и после я поем.

В сию минуту мне здесь дело не о пире!"

Разинула уста И дождалась поста.

Чуть видит лишь конец Лисицына хвоста.

Хотела петь, не пела, Хотела есть, не ела.

Причина та тому, что сыру больше нет, Сыр выпал изо рту — Лисице на обед.

В. Тредиаковский.

Ворон, похвалой надмен, мня себя пристойну,

Начал, сколько можно громче, каркать и кричать, Чтоб похвал последнюю получить себе печать.

Но тем самым из его носа растворена Выпал на землю тот сыр, Лиска ободрена Оною корыстью, говорит тому на смех:

«Всем ты добр, мой Ворон; Только ты без сердца мех».

И. Крылов.

Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло,;

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

4.В завершении урока прочитаем современные басни.

5.Домашнее задание. (попробуем сочинить басни)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Я иду на урок Татьяна КАЛГАНОВА Анализ басен И. А. Крылова Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 4-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И. А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».

Используем приём сопоставления басен И. А. Крылова с литературным источником — баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

Объясним, что сравнить литературные произведения — значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

Муравей и жук В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».

Эзоп (VI в. до н. э) Стрекоза и Муравей Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела:

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена, К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!"

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" -;

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило".

«А, так ты…» — «Я без души Лето целое всё пела». -;

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!"

И.А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова «мурава» — трава, отсюда муравей; травушка-муравушка — народно-поэтическое выражение.

Примерные вопросы для анализа

— Почему эти басни можно сравнивать?

— Какая басня написана стихами, какая — прозой?

— Кто герои басен?

— Почему слова «Стрекоза», «Муравей» Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

— Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

— Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

— В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова — стихами. Герои — насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность.

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле. Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями.

— Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

(С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)

— Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» («помертвело чисто поле», «зима катит в глаза», «говорит ей Муравей» и др.)

Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека — якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) — эзопов язык.

Критик В. Г. Белинский писал, что в баснях Крылова «нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

— Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?

Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

— Сравните внешний вид волка и его речи.

— Почему псарня для волка «стала адом»? В чём смысл этого сравнения?

— Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

— Какими чертами обладает Ловчий?

Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии — место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.

Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

Ты сер, приятель, а я сед, И волчью вашу я давно натуру знаю…

Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

— Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И. А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

Петух и алмаз Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

Петух и Жемчужное зерно Навозную кучу разрывая, Петух нашёл Жемчужное зерно И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!

Не глупо ль, что его высоко так ценят?

А я бы, право, был гораздо боле рад Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно, Да сытно".

Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.

И.А. Крылов (1808)

Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой