Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал
Экономическая функция семьи представляет собой ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности личности. Семья участвует в личном и общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Экономическая функция семьи направлена на экономическую… Читать ещё >
Педагогическая культура семьи, её воспитательный потенциал (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плохое, все, чем характерна его семья.
Семья определяется как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.
В семье проходит процесс первичной или ранней социализации ребенка. Социализация личности (ребенка) в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.
Степень и благотворность воздействия семьи на ребенка определяется её педагогической культурой и воспитательным потенциалом.
Семья. Функции семьи
Семья представляет собой элемент социальной структуры общества, историческую форму организации и регулирования общественной жизни, т. е. социальный институт. Как и любой социальный институт, она удовлетворяет определенные общественные потребности, а также организует, контролирует и направляет жизнедеятельность людей.
Новейшие источники трактуют понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции — репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). (Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002, с. 257).
У современной семьи можно выделить восемь основных функций, каждая из которых имеет свой воспитательно-образовательный аспект. При этом на различных культурно-исторических ступенях, в разных культурах он проявляется по-разному.
Репродуктивная функция семьи направлена на естественное воспроизводство населения и имеет целью удовлетворение потребности семьи в детях. Поскольку представления о размерах семьи человек, как правило, формирует по образу и подобию отчего дома, мы можем выделить педагогическую культуру семьи, ориентированную на многодетность, и педагогическую культуру семьи, не ориентированную или даже исключающую многодетность.
Культурная функция направлена на создание в семье определенной культурной атмосферы в целях формирования молодого поколения. В этой сфере также можно встретить как демократическую, так и авторитарную педагогическую культуру. Первая предоставляет членам семьи (и прежде всего детям) достаточную свободу культурного выбора. Вторая жестко навязывает культурные представления. При этом неважно, в какой форме осуществляется диктат как запрет или как принуждение.
Хозяйственно-бытовая функция направлена на ведение совместного хозяйства. Выделяют следующие типы педагогической культуры семьи по отношению к хозяйственно-бытовой сфере ее жизни: предписывающий, допускающий и исключающий участие в ней подрастающего поколения.
Производственная функция направлена на экономическую поддержку семьи, возмещение недостающих товаров, продуктов и услуг. В современных условиях эта функция связана и тесно переплетается с хозяйственно-бытовой.
Экономическая функция семьи представляет собой ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности личности. Семья участвует в личном и общественном производстве средств жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Экономическая функция семьи направлена на экономическую помощь несовершеннолетним и нетрудоспособным членам семьи. В реализации экономической функции педагогическая культура тесно связана с национальными традициями и весьма вариативна. Так, в современном российском обществе экономическая помощь родителей нередко продолжается и после того, как их дети вступают в самостоятельную жизнь или даже обзаводятся собственными семьями. Экономический аспект педагогической культуры семьи позволяет выделить в ней два типа: пролонгировано-опекающий и автономистский.
Сексуальная функция семьи направлена на удовлетворение и контроль сексуальных потребностей членов общества. Педагогическая культура этой стороны семейной жизни у разных народов также довольно вариативна и определяется в основном моралью, религиозными убеждениями, политической идеологией. Применительно к этой сфере жизнедеятельности семьи выделяют как минимум две разновидности педагогической культуры семьи: сексуальную и антисексуальную.
Социально-психологическая функция семьи направлена на взаимную поддержку членов общества, эмоциональную стабилизацию индивидов. Она предполагает взаимопомощь внутри семьи, основанную на любви и дружбе. Выделяют педагогическую культуру семьи ориентированную, и не ориентированную на поддержку престарелых сородичей.
Все большее значение придается коммуникативной функции семьи, и связанной с ней эмоционально-психологической функцией.
Эти функции создают психологический климат в семье, удовлетворяют потребность в общении и подготавливают ребенка к вхождению в другие человеческие коллективы, корректируя правила общения с ровесниками и взрослыми.
В реализации коммуникативной функции особое значение имеет внутрисемейное общение. Это общение обусловливает многоаспектность семейных отношений (экономические, ценностные, нравственно-родственные, психологически-эмоциональные, половые); их естественность, постоянство, сердечность, глубокую интимность; направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи; своеобразие восприятия этих воздействий семьей.
Функция первичной социализации (воспитание детей) представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Прежде всего, это родители, ближайшие родственники, ровесники, а так же кормилицы и няни. Целью первичной социализации выступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в доверии, послушании, желании делать им приятное и доброе. Эффективным приемом (педагогической практикой) первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях.
Воспитательная функция (семейное воспитание) — это процесс взаимодействия родителей и детей, характеризующийся рядом условий: общей позицией, семейной и педагогической культурой родителей, типом воспитания, наличием обоснованных программ воспитания, использованием средств и методов общения, взаимодействия с ребенком.
В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства.
Общая педагогическая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка, что должно означать заботу о ребенке и любовь к нему, оказание ему помощи и поддержки. Родители несут ответственность за воспитание детей перед обществом, законом, а также перед собой, своей совестью и детьми. Они должны осознавать свои ценности, себя, свои проблемы и успешно решать их.
Семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. Характерной особенностью воспитательного влияния семьи на детей является его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.