Основные подходы к определению связной речи
Согласно А. А Леонтьеву, который сопоставлял особенности диалогической и монологической речи, раскрывая особенности последней, отметил следующие ее черты. Монологическая речь представляет собой относительно развернутый вид речи, поскольку человеку нужно не только называть предмет, но и описывать его. Монологическая речь — это более сложный вид речи, носящий подготовленный и заранее продуманный… Читать ещё >
Основные подходы к определению связной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В период дошкольного возраста речь ребенка постоянно развивается и обогащается. Причем обогащается не только количественно, т. е. не только увеличивается ресурс словаря, но и качественно — малыш учится использовать язык в правильных грамматических формах.
Развитие связной речи у дошкольников — один из наиболее значимых аспектов дошкольного образования и воспитания. По тому, как хорошо ребёнок владеет речевыми инструментами (строит фразы и предложения, правильно подбирает и употребляет словоформы), педагоги составляют мнение об общем уровне его речевого развития.
Связная речь — это высказывание, состоящее из ряда предложений, логически связанных друг с другом, которым характерно законченное, грамматически связное оформление.
Многие авторы рассматривают характеристику связной речи и ее особенности развития с разных сторон: Е. И. Тихеев, А. М. Бородич — с педагогической, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский — с психологической, А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина — с психолингвистической, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, В. К. Воробьева — с логопедической.
Это обусловлено тем, что «связная речь» является высшей формой речемыслительной деятельности.
По мнению С. Л. Рубинштейна, одной из составляющих словосочетания «связная речь» является лексема «связная», которая конкретизирует вид речевой деятельности, характеризует ее особенности.
В.П. Глухов считает, что основная функция связной речи коммуникативная. Связная речь — это тематически объединённые фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение [16 ].
А.В. Текучева указывает, что под «связной речью» в широком понимании, можно считать любое высказывание, составные языковые части которого, построены логично и грамматически правильно согласно законам данного языка [45].
В.К. Воробьева рассматривает связную речь как работу речемыслительной деятельности, которую можно охарактеризовать с точки зрения двух уровней — внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового. Внутренний план, включает в себя многочисленное количество программ: это и программа отдельно взятого предложения и целого текстового сообщения, которые отражают содержание, заданное интеллектом. Сбой в работе предметно-смыслового уровня приводит к нарушению речевого высказывания, потери мысли и непониманию такого сообщения партнером [10].
Формы связной речи:
- 1) Лингвистическая классификация:
- · Диалогическая речь
- · Монологическая речь
- 2) Психологическая классификация:
- · Ситуативная речь
- · Контекстная речь
М.М. Алексеева и В. И. Яшина отмечают, что понятие «связная речь» включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы речи. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их оформления [2].
О.С. Ушакова и В. П. Глухов считают, что диалогическая речь (диалог) — это форма речи, которая состоит из обмена высказываниями-репликами, она формируется первой в процессе развития и носит ярко выраженную социальную направленность. При этом особую роль играют жесты и интонация, которые могут поменять значение слова.
По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) — это связное высказывание одного лица, цель которого — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.
Монолог, по мнению О. С. Ушаковой, объединяет звуковую культуру, словарный состав, грамматический строй речи, т. е. развиваются все стороны речи — лексическая, грамматическая, фонетическая [49].
По мнению Л. П. Якубинского [56], диалог представляет собой сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый из компонентов обмена представляет собой реплику, обмен происходит без предварительного обдумывания; компоненты диалога не обладают особой заданностью, нет никакой предумышленной связности в построении реплик, они отличаются краткостью.
С точки зрения А. Р. Лурия диалог, в качестве формы речи, состоит из отдельных высказываний или реплик, из цепочки последовательных речевых реакций; носит классический, примитивный и ситуативный характер [29].
Согласно А. А Леонтьеву[26], который сопоставлял особенности диалогической и монологической речи, раскрывая особенности последней, отметил следующие ее черты. Монологическая речь представляет собой относительно развернутый вид речи, поскольку человеку нужно не только называть предмет, но и описывать его. Монологическая речь — это более сложный вид речи, носящий подготовленный и заранее продуманный характер (говорящий должен обладать содержанием и уметь в порядке произвольного акта выстроить, основываясь на внеречевом содержании, свое высказывание). А. А. Леонтьев, наконец, отмечает, что монологическая речь является организованным видом речи (говорящий каждое высказывание заранее планирует или программирует). Поэтому, подчеркивает автор, данные особенности монологической речи указывают на то, что для ее развития требуется специальное речевое воспитание.
По мнению О. А. Нечаевой и других авторов выделяются виды связной речи:
- — описание;
- — повествование;
- — рассуждение.
Кратко охарактеризуем их.
С точки зрения О. А. Нечаевой [32], в описании нет сюжета, нет событий и действующих лиц. Описание — это словесное изображение предмета, явления, события, воспроизводящее картины природы, отдельные предметы и явления, процессы и действия. Сущность описательного рассказа, первой ступени в формировании навыков связной монологической речи, состоит в развернутой характеристике лиц, событий. Явлений, выделение их признаков и особенностей.
Рассуждение представляет собой особый вид высказывания, который отражает причинно-следственную связь между какими-либо явлениями (фактами). Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?». Структура монолога-рассуждения состоит из: тезиса (начальное предложение), доказательства выдвинутого положения и вывод, который следует из него. В данном виде высказывания у детей дошкольного возраста развиваются умения рассуждать, объяснять, логически мыслить, доказывать, обобщать высказанное, делать выводы.
Особо хочется остановиться на повествовании, в котором говориться о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, насыщенный глаголами и существительными. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось? Повествование бывает изобразительным (акцент — на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).
Повествовательный рассказ — это описание ряда событий и явлений, которые последовательно и динамично развиваются, следуя друг за другом или проистекая одно из другого. Цель, которую ставит автор, используя данный тип рассказа — донести до читателя действия, события в их последовательности в определенных временных рамках, передать действительность динамически, в ее развитии. В этом состоит главное отличие повествования как типа речи от описания, где действительность описывается, изображается статически. Повествование ведется от третьего или первого лица.
По мнению Е. П. Коротковой [21], повествование является сообщением о логически последовательных о фактах, содержащих информацию о какомлибо событии, развивающемся во времени, содержащих «динамику». Структура повествования должны быть четко выдержанной, она состоит из начала, середины и конца (завязка, кульминация, развязка).
Э.П. Короткова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев считают, что основными свойствами монологической речи являются: односторонний и неизменный характер высказывания, непринужденность, полнота и логическая последовательность изложения, которая направлена на слушателя, незначительное употребление невербальных средств передачи информации. Как правило, содержание (замысел) монологического высказывания, заранее планируется в последовательном, связном изложении. Процесс формирования связного развернутого высказывания задействует как слуховое, так и зрительное восприятия, подразумевает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения.
Однако А. Р. Лурия, В. В. Гербова, С. Н. Карпова, Н. В. Клюева, А. А. Люблинская, М. М. Кольцова, наряду с существующими различиями отмечают определенное сходство и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи.
Прежде всего, эти формы речи имеют общую языковую систему. Монологическая речь может переплетаться с диалогической, а монолог приобретать диалогические свойства.
Анализ данных форм речи показывает, что умение владеть диалогической речью является основой овладения монологической речью.
Чтобы лучше понимать, как именно происходит развитие речи в дошкольном возрасте, и как лучше развить речь у маленького ребёнка, необходимо иметь общее представление об основных этапах её формирования.