Технологии воспитания.
Сущность и цель воспитания
Конфликт — это такая ситуация, когда недовольство, столкновение взглядов, ведут к всплеску эмоций, неуправляемости поведения учеников в конфликте. Технология воспитания предполагает научное проектирование, точное воспроизведение, гарантирующее успех педагогической деятельности. Этапность характеризует и технологии воспитания и обучения! В любой технологии можно выделить четкие этапы деятельности… Читать ещё >
Технологии воспитания. Сущность и цель воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Технологический подход к обучению и даже воспитанию сегодня очень широко распространен. Термин «технология» пришел в педагогику из производственной сферы. Сначала говорили о технологии обучения, затем стали использовать технологический подход и в воспитании.
Что предполагает технология изготовления к.-л. изделия, детали? — Цель, последовательность, результат.
Этапность характеризует и технологии воспитания и обучения! В любой технологии можно выделить четкие этапы деятельности.
Технология в воспитательном процессе позволяет гарантированно добиваться результата.
Технология воспитания — это целенаправленная, последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, которая направлена на решение задач воспитателя и предполагает планомерное последовательное воплощение на практике заранее спланированного педагогического процесса.
Технология воспитания — это последовательная (заранее спланированная) взаимосвязанная система действий педагога, направленная на достижение конкретной педагогической цели.
Технология воспитания предполагает научное проектирование, точное воспроизведение, гарантирующее успех педагогической деятельности.
Технология воспитания связана с методикой воспитания.
Технология воспитания — творчество учителя.
Охарактеризуем технологии, используемые в воспитательном процессе:
Технология диспута
- 1. Этап анализа и оценки ситуации, обнаружение противоречий.
- 2. Коллективное планирование проведения диспутов. Поиск проблем, противоречий.
- 3. Поиск информации, доказательств своей точки зрения каждому ученику.
Сам процесс проведения диспута предполагает создание условий, стимулирующих обмен мнений.
- 4. Обсуждение различных мнений.
- 5. Обобщение мнений участников диспута.
Технология этической беседы
1 этап. Выбор темы.
Ученик>учитель Учитель>ученик.
- 2 этап. Определить цели.
- 3 этап. Формулировка основных вопросов.
- 4 этап. Подбор материалов для проведения беседы.
- 5 этап. Задание школьникам или группе (проиллюстрируйте, сделайте и т. д.).
- 6 этап. Составление окончательного плана проведения беседы, вступления, заключения.
Технология упражнения
- 1. Создание ситуаций, в которых ученик может поступить каким-либо образом.
- 2. Создание положительного отношения к воспитательной форме обучения.
- 3. Показ образца.
- 4. Выделение отдельных действий, восстановление последовательности.
- 5. Выполнение.
- 6. Контроль и самоконтроль, анализ трудностей, обсуждение способов дальнейшей работы.
Технология воспитывающих ситуаций
I. Мозговой штурм — форма организации работы коллектива, когда каждый в минимальный срок вносит свои идеи, мнения.
- 1. Коллектив делится на группы по собственному желанию.
- 2. Микрогруппы получают задание. В течение короткого времени подготовить ответ на вопрос. Через две минуты каждая микрогруппа предлагает свой вариант ответа.
- 3. Новое задание. Уточнить, добавить, развить или разработать следующий этап дела.
Правила:
Запрещается критиковать любые идеи.
Поощряется комбинирование и совершенствование идей.
Поощряется осуждение.
II. Ситуация успеха. Предполагает преодоление. Когда человек, ребёнок сумел преодолеть свои неумения, себя, свой страх.
- 1. Снятие страха перед деятельностью.
- 2. Продумывание незамедлительного инструктажа: «начни с этого…», «обрати внимание…»
- 3. Определение роли самого человека в деятельности (приём авансирования) «только ты можешь это сделать, т. к…»
- 4. Прием выделения положительных деталей при оценке деятельности.
Технология разрешения конфликта.
Конфликт — это такая ситуация, когда недовольство, столкновение взглядов, ведут к всплеску эмоций, неуправляемости поведения учеников в конфликте.
- 1. Обнаружение конфликта, обострения положения.
- 2. Анализ ситуации.
- 3. Снятие психологического напряжения. Найти положительное в каждом участнике конфликта.
- 4. Разрешение проблемы, поиск варианта выхода из конфликтной ситуации.
- 5. Обоснование конфликтных решений, последствий решений, выработка плана действий, реализация выполнения принятого решения.
Технология игры Проект игры может включать тему, цели, возрастные особенности, вид и содержание игры, правила, способы, приемы организации игры, способы подведения итогов, определение и награждение победителей.
- 1. Определение конкретных целей и задач игры. (То, к чему должны прийти.)
- 2. Проведение хода игры и способы включения в игру.
- 3. Организация деятельности детей и деятельности педагога (Умение придать игре игровой характер).
- 4. Анализ хода игры
- 5. Подведение итогов.