Воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма и культуры межнациональных отношений
Ш знакомство с деятельностью детских и молодежных общественных объединений (их посещение, выступления их представителей) и т. д. Ш Забота о природе своей страны (наблюдение за природой, уголки природы, кружковая деятельность, посещение музеев природы и др.); Ш наличие знаний о Конституции и других важных законах Республики Беларусь, уважение этих законов (законопослушность); Ш интерактивные игры… Читать ещё >
Воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма и культуры межнациональных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
В политологическом энциклопедическом словаре понятие «гражданственность» многозначно:
- 1) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;
- 2) антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;
- 3) приверженность интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов;
- 4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
- 5) способность и готовность выступать в роли гражданина.
Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем оно приобретает весьма широкий смысл.
Критерии сформированности гражданской культуры:
- Ш наличие знаний о Конституции и других важных законах Республики Беларусь, уважение этих законов (законопослушность);
- Ш знание гражданских прав и обязанностей;
- Ш потребность защищать интересы своей страны;
- Ш готовность активно участвовать в жизни общества.
Содержание работы по воспитанию гражданственности включает:
- Ш воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем;
- Ш формирование ответственности за судьбу Отечества;
- Ш усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовывать эти знания в повседневной жизни;
- Ш стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности;
- Ш развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности;
- Ш формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.
Методы и средства воспитания гражданственности:
- Ш беседы;
- Ш классные часы, тематические занятия;
- Ш диспуты, дискуссии, дебаты; ток-шоу их основе (примеры тем ток-шоу: «Каким должен быть законопослушный гражданин?», «Бизнес и мораль», «Где взять карманные деньги?», «Отцы и дети», «Мы и культура» и др.)
- Ш вечера, праздники;
- Ш проектная деятельность учащихся;
- Ш интерактивные игры (игра «Пожарник», игра «Мозаика», игра «Желательно. Обязательно. Нельзя», «Визитки», и др.);
- Ш деловые игры («Школа как государство»);
- Ш педагогические мастерские;
- Ш проблемное обучение;
- Ш кружковая деятельность;
- Ш встречи, беседы с ветеранами;
- Ш истории из жизни семьи;
- Ш посещение музеев;
- Ш знакомство с деятельностью детских и молодежных общественных объединений (их посещение, выступления их представителей) и т. д.
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА
Патриотизм включает в себя:
- Ш чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- Ш уважительное отношение к родному языку;
- Ш заботу об интересах родины;
- Ш проявление гражданских чувств и сохранение верности родине;
- Ш гордость за ее социальные и культурные достижения;
- Ш отстаивание ее свободы и независимости;
- Ш уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям;
- Ш стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
Содержание работы по воспитанию патриотизма включает:
- Ш Воспитание любви к родному краю;
- Ш Развитие чувства принадлежности к нации, народу, национального самосознания;
- Ш Укрепление связи между поколениями;
- Ш Формирование интереса к языку, истории и культуре Беларуси;
- Ш Воспитание уважения и интереса к культуре, правам других народов, населяющих Беларусь и другие страны.
Средства воспитания патриотизма:
- Ш Деятельность детей по изучению национальной культуры и истории, краеведческая деятельность (экскурсии, походы, посещение музеев, кружковая деятельность и др.);
- Ш Забота о культурных, исторических памятниках;
- Ш Забота о природе своей страны (наблюдение за природой, уголки природы, кружковая деятельность, посещение музеев природы и др.);
- Ш Народная музыка, песни, фольклор, танцы (фестивали, концерты);
- Ш Народные промыслы и др. (выставки)
- Ш Встречи, беседы с ветеранами;
- Ш Изучение истории и культуры других народов (видеоматериалы, наглядные материалы и др.).
Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
воспитание культуры межнациональных отношений
Цель: воспитание уважения и интереса к культуре, правам других народов, населяющих Беларусь и другие страны.
К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести:
- Ш уважение к людям различных национальностей;
- Ш соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов;
- Ш проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов;
- Ш стремление развивать общечеловеческие ценности.
Средства воспитания культуры межнациональных отношений:
- Ш Изучение истории и культуры других народов;
- Ш Изучение зарубежной литературы;
- Ш Знакомство с обычаями, традициями других стран
- Ш Знакомство с природой других стран;
- Ш Знакомство с людьми из других стран;
- Ш Обсуждение ситуаций и т. д.