Анализ семантико-синтаксической функции отрицательных местоимений
Отрицательные местоимения обладают такими синтаксическими свойствами, которые обусловлены характером их значения и морфологическими чертами. Так, обобщённо-отрицательные местоимения в форме именительного падежа выполняют субъектную функцию, а в форме косвенных падежей могут быть подчинённым компонентом, выполняя функцию прямого или косвенного объекта: А что такое это фантастическое «истинное… Читать ещё >
Анализ семантико-синтаксической функции отрицательных местоимений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отрицательные местоимения обладают такими синтаксическими свойствами, которые обусловлены характером их значения и морфологическими чертами. Так, обобщённо-отрицательные местоимения в форме именительного падежа выполняют субъектную функцию, а в форме косвенных падежей могут быть подчинённым компонентом, выполняя функцию прямого или косвенного объекта:
С приятною мыслью, что, слава богу, частной практики у него давно уже нет и что ему никто не помешает, Андрей Ефимыч, придя домой, немедленно садится в кабинете за стол и начинает читать(Чехов, Палата № 6) — субъектная функция.
Никому оно не нужно — функция косвенного объекта.
Она уже не могла смеяться и петь, за обедом ничего не ела…(Чехов, чёрный монах) — функция прямого объекта.
Отрицательные местоимения обычно выполняют атрибутивную функцию, обстоятельственную функцию и даже предикативную функцию. Например,.
1. Отрицательные местоимения используются в атрибутивной функции:
Вечером он не зажигал у себя огня, а ночью не спал и всё думал о том, что его могут арестовать, заковать и посадить в тюрьму. Он не знал за собой никакой вины и мог поручиться, что и в будущем никогда не убьет, не подожжет и не украдет; но разве трудно совершить преступление нечаянно, невольно, и разве не возможна клевета, наконец, судебная ошибка (Чехов, Палата № 6)?
Во время приемки Андрей Ефимыч не делает никаких операций; он давно уже отвык от них и вид крови его неприятно волнует (Чехов, Палата № 6).
«Но что же? — спрашивает себя Андрей Ефимыч, открывая глаза. — Что же из этого? И антисептика, и Кох, и Пастер, а сущность дела нисколько не изменилась. Болезненность и смертность всё те же. Сумасшедшим устраивают балы и спектакли, а на волю их все-таки не выпускают. Значит, всё вздор и суета, и разницы между лучшею венскою клиникой и моею больницей, в сущности, нет никакой» (Чехов, Палата № 6).
Больше ему не задавали никаких вопросов (Чехов, Палата № 6).
А что такое это фантастическое «истинное благо»? Ответа нет, конечно. Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязуют, но это прекрасно и разумно, потому что между этою палатой и теплым, уютным кабинетом нет никакой разницы. Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь…(Чехов, Палата № 6).
Болезни нет никакой, а просто я попал в заколдованный круг, из которого нет выхода (Чехов, Палата № 6).
Андрей Ефимыч и теперь был убежден, что между домом мещанки Беловой и палатой № 6 нет никакой разницы, что всё на этом свете вздор и суета сует, а между тем у него дрожали руки, ноги холодели и было жутко от мысли, что скоро Иван Дмитрич встанет и увидит, что он в халате (Чехов, Палата № 6).
А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают(Чехов, Ванька).
Присутствие людей, особенно Егора Семеныча, теперь уж раздражало Коврина, он отвечал ему сухо, холодно и даже грубо и иначе не смотрел на него, как насмешливо и с ненавистью, а Егор Семеныч смущался и виновато покашливал, хотя вины за собой никакой не чувствовал (Чехов, Черный монах).
В обстоятельственной функции:
Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и кончая черным как сажа, вообще такого богатства цветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте — обстоятельство места (Чехов, Черный монах).
В гостиной в это время Таня — сопрано, одна из барышень — контральто и молодой человек на скрипке разучивали известную серенаду Брага. Коврин вслушивался в слова — они были русские — и никак не мог понять их смысла — обстоятельство образа действия (Чехов, Черный монах).
Наконец, он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает по всей вселенной, все никак не попадая в те условия, при которых он мог бы померкнутьобстоятельство образа действия (Чехов, Черный монах).
Но удивительнее всего, — засмеялся Коврин, — что я никак не могу вспомнить, откуда попала мне в голову эта легенда — обстоятельство образа действия (Чехов, Черный монах).
То-то вот и есть! Выйдет замуж, пойдут дети, тут уже о саде некогда думать — обстоятельство времени (Чехов, Черный монах).
Он никогда бы уж не мог полюбить здоровую, крепкую, краснощекую женщину, но бледная, слабая, несчастная Таня ему нравилась — обстоятельство времени (Чехов, Черный монах).
3. В предикатной функции (в именной части составного именного сказуемого):
Прежде, при отце, Иван Дмитрич, проживая в Петербурге, где он учился в университете, получал 60—70 рублей в месяц и не имел никакого понятия о нужде, теперь же ему пришлось резко изменить свою жизнь (Чехов, Палата № 6).
Ведь недаром же вековой народный опыт учит от сумы да тюрьмы не зарекаться. А судебная ошибка при теперешнем судопроизводстве очень возможна и ничего в ней нет мудреного (Чехов, Палата № 6).
Факты и здравая логика убеждали его, что все эти страхи — вздор и психопатия, что в аресте и тюрьме, если взглянуть на дело пошире, в сущности, нет ничего страшного, — была бы совесть спокойна; но чем умнее и логичнее он рассуждал, тем сильнее и мучительнее становилась душевная тревога (Чехов, Палата № 6).
Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна (Чехов, Ванька).
Таким образом, отрицательные местоимении и наречия в составе предложений могут выполнять разные функции, имеют разный состав и значение. Напрмер, выполняют предикатную, атрибутивную и обстоятельственную функции. В зависимости от своего значения и семантики высказывания, в котором употребляется то или иное отрицательное местоимение, анализируемая часть речи характеризуется следующими функциями: эмоционально-оценочной, экспрессивной, композиционной.