Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Языковая картина мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывает приведённый пример, не менее серьёзной причиной идиоэтничности наивной картины мира является то, что основной формой её существования является язык и посредством языка она «внушается» человеку => Картина мира — это результат отражения действительности сознанием, совокупность знаний о мире («образ мира», «модель мира»), которая существует в сознании отдельного человека или народа… Читать ещё >

Языковая картина мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В языкознании XX в. термин-метафора «языковая картина мира» впервые появился в середине XX в. в работе Л. Вайсгербра «О картине мира немецкого языка» («Vom Weltbild der deutschen Sprache», 1950). Однако его современное содержание может быть уяснено только на фоне более широкого философского понимания термина «картина мира».

Картина мира — это результат отражения действительности сознанием, совокупность знаний о мире («образ мира», «модель мира»), которая существует в сознании отдельного человека или народа.

Наличие такого образа мира совершенно необходимо для нормального существования человека, для правильного его взаимодействия с природной средой, предметами и другими людьми.

Картина мира складывается не только как результат интеллектуальной деятельности — в её создании важна роль перцепции, т. е. восприятия всего, что нас окружает, различными органами чувств, а также роль эмоциональной сферы человека. Например, колористический образ мира, который обусловлен человеческим цветовым зрением, — это образ прежде всего перцептивный, зрительный, но также он включает воздействие различных цветов на психику человека, на его эмоции (ср. возбуждающее действие красного и успокаивающее действие зелёного).

В зависимости от того, как именно, каким способом формируется знание о мире, различают научную и наивную картины мира.

Научная картина мира — это теория мира, разрабатываемая наукой в целом и совокупностью частных наук с применением специальных методов исследования.

Она стремится к полноте, системности и универсальности (наднациональности). Проявлением этого последнего свойства служит наличие значительной доли интернационализмов => [Гл. 14, с. 571] в научной терминологии. Формой существования научной картины мира являются научные концепции, теории, гипотезы, следовательно, она представлена прежде всего в текстах, т. е. существует как текстовая (извлекаемая из текстов) картина мира => [Хр.: с. 462, Касевич].

11аивная картина мира это «реальные представления о мире и человеке, свойственные членам данного культурно-исторического сообщества на определённом этапе его развития»[1].

Она формируется стихийно, как результат практического взаимодействия человека с окружающим его миром природы, предметов и с миром людей. Важнейшее свойство наивной картины мира — идиоэтпичпость. неповторимость для каждого народа, вытекает из того, что разные условия жизни народов делают актуальными, практически важными различные предметы и свойства окружающего мира. Например, для русской культуры такое животное, как верблюд, — экзотика, но для казахов-степняков это часть их жизни. Поэтому казахское слово туйе ‘верблюд' не только несравненно чаще употребляется, но и даёт начало наименованиям других объектов природы, которые в русском сознании с верблюдом никак не ассоциируются: туйецус ‘страус' (букв, верблюд-птица), туйетауыц ‘индейка' (дословно верблюдкурица), туйежапырац ‘лопух' (верблюжий лист)1.

Как показывает приведённый пример, не менее серьёзной причиной идиоэтничности наивной картины мира является то, что основной формой её существования является язык и посредством языка она «внушается» человеку => [Хр.: с. 462, Касевич].

Поскольку и научная, и наивная картины мира представляют собой совокупность знаний, являются результатом отражения действительности в сознании человека прежде всего в форме понятий-концеигов, то их принято называть концептуальными картинами мира.

  • [1] Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 1996. С. 77.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой