Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование иноязычных грамматических навыков у детей 5-6 летнего возраста на основе креативных ситуаций: на материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дискуссионными остаются и вопросы выбора подходов к обучению, в частности, сознательного восприятия и осмысления детьми норм и правил грамматики ИЯ и коммуникативной тренировки и освоения грамматического материала. Ощущается нехватка практически направленных методик и учебных пособий в области обучения грамматике английского языка детей дошкольного возраста. В процессе анализа методических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5−6 ЛЕТ
    • 1. 1. Проблемы креативности в раннем обучении грамматике иностранного языка
    • 1. 2. Научные проблемы методики раннего обучения иностранному языку в плане реализации креативности в учебной деятельности
    • 1. 3. Возможности использования когнитивно-коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков у детей 5−6 лет
    • 1. 5. Условия обучения детей 5−6 лет английскому языку в системе дополнительного образования
    • 1. 5. Характеристика психолингвистических особенностей развития детей
  • 5−6 лет
    • 1. 6. Особенности процесса формирования механизмов восприятия и осмысления, тренировки и самостоятельного употребления в устной речи грамматических явлений детьми 5−6 лет
    • 1. 7. Содержание обучения грамматике английского языка детей 5−6 лет
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • Глава II. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ВОСПРИЯТИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ, ТРЕНИРОВКИ И
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ В УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
  • ЛЕТ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
    • 2. 1. Система приемов для формирования механизмов восприятия и осмысления, тренировки и самостоятельного употребления в устной речи детей 5−6 лет грамматических явлений английского языка
    • 2. 2. Комплекс упражнений для тренировки и самостоятельного употребления грамматических явлений детьми 5−6 лет
    • 2. 3. Результаты экспериментального обучения грамматике английского языка детей 5−6 лет
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Формирование иноязычных грамматических навыков у детей 5-6 летнего возраста на основе креативных ситуаций: на материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Образовательная парадигма начала XXI века пополняется креативными психолого-педагогическими технологиями, суть которых заключается в творческом и продуктивном подходе к решению проблем педагогического процесса, в ходе которого основными компонентами и смыслом учебной деятельности являются интересы и ценности личности учащегося.

Концепция модернизации Российского образования главной целью современной школы ставит подготовку человека к самореализации в постоянно изменяющемся мире, развитие способности к диалоговому взаимодействию и к осознанному выбору путей решения личных, и общественных проблем на основе гуманистических ценностей [96, с. 3].

Цель новой Региональной программы развития образования «Санкт-Петербургская школа 2005;2008» — сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного обновления системы образования Санкт-Петербурга в плане обеспечения его доступности, повышения качества и эффективности [113, с. 95].

Среди путей достижения этой цели важными представляются поиск и апробация передовых технологий по изучению иностранного языка (в дальнейшем ИЯ). Для достижения этой цели определен ряд стратегических направлений на основе анализа имеющегося опыта и реальных условий образовательного пространства Санкт-Петербурга. Одним из таких направлений названо развитие системы дополнительного образования, способного обеспечить гарантии прав детей на образование, учесть их потребности и склонности и создать благоприятные условия для повышения качества общего и профессионального образования, что включает в себя реализацию принципа преемственности на всех возрастных уровнях.

В Концепции модернизации российской системы образования определены, важность и значение системы дополнительного образования детей, в которую в том числе, входят и центры эстетического воспитания [65, с.32]. В них практически реализуются идеи непрерывного формирования личности ребенка по целому ряду направлений, в том числе и раннее обучение ИЯ. Одной из целей обучения ИЯ в центрах эстетического воспитания является достижение положительной социальной ориентации личности, пробуждение и поддержание активности в освоении ИЯ.

Ценность начального языкового образования выражается в отношении к нему со стороны государства и общества. Раннее обучение создает прочную основу для дальнейшего успешного изучения как родного, так и ИЯ [76], [147], [177]. Психологи [21], [47], [67], [70], [93], [159] и др. и физиологи [51], [59], [66], [118] и др. обосновывают введение раннего обучения ИЯ природной расположенностью детей к языкам и эмоциональной готовностью к овладению ими. Дети 5−6 лет отличаются природной любознательностью и потребностью к познанию нового. Им свойственно гибкое и быстрое* усвоение языкового материала.

При обучении детей 5−6 лет основной мотивацией является игра, которая позволяет естественно и эффективно организовать обучение ИЯ как средству общения. Игра помогает приблизить учебную деятельность к естественному процессу использования родного языка. Это становится возможным, поскольку с помощью специальным образом организованной игры и тщательно отобранного содержания обучения учитель может создавать на занятиях особую развивающую среду, формирующую личность ребенка в диалоге культур. Методически грамотно организованный учебный процесс может сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы, в том числе и грамматические.

Интерес к дошкольному обучению' ИЯ на современном этапе ставит перед методикой новые задачи и вызывает необходимость пересмотра целей, 5 содержания и методов обучения. Исследования различных аспектов раннего обучения ИЯ нашли отражение в работах, решающих вопросы содержания обучения (Н.В. Рыбакова [114], С. А. Натальина [89], М. К. Колкова [61], [97], [98], И. В. Вронская [24], Е. А. Воронцова [25], О. А. Осиянова [101], Н. А. Малкина [81], Н. Н. Трубанева [128], О. А. Денисенко [42], и др.), моделирования иноязычного общения (А.П. Пониматко [106], С. С. Часнок [134]), способов обучения (Н.А. Яценко [143] и др.), и др.

Проведенные эксперименты подтвердили, что включение раннего обучения ИЯ в систему непрерывного образования способствует гармоничному развитию личности ребенка, развивает его общие и языковые способности и изменяет некоторые личностные характеристики детей, такие как мотивация, сознательность, положительное отношение к изучаемому языку, толерантность, трудолюбие и воля (Л.И. Божович, А. А. Майер и др.).

Модернизация российского образования привела к некоторым изменениям в постановке целей, в отборе содержания, принципов и технологий обучения ИЯ. Понятно, что наиболее успешным является изучение языка в естественном языковом окружении. Процесс овладения языком вне пределов страны изучаемого языка и без непосредственных контактов с культурой носителей языка представляется менее благоприятным. Именно это обстоятельство обусловливает сложность обучения ИЯ в искусственных условиях. Отсюда поиск новых технологий, методов и принципов обучения, способных упростить этот процесс и сделать его максимально эффективным [17], [57], [63], [146], [175] и др.

Самым сложным аспектом в обучении ИЯ детей 5−6 лет является обучение грамматике. Противоречие между абстрактным характером грамматики и наглядно-образным мышлением старших дошкольников является серьезной проблемой. Вследствие психолингвистических особенностей развития дети с трудом усваивают грамматический материал, требующий понятийного уровня мышления. В связи с этим актуальным становится поиск путей решения названной проблемы.

Степень разработанности проблемы. Обучение детей дошкольного возраста представляет собой особую область методики раннего обучения ИЯ. Психологические и психолингвистические основы такого обучения разрабатывались в отечественной науке психологами А. А. Алхазишвили [3], Ш. А. Амонашвили [5], А. А. Леонтьевым [71, с. 50−53], [72], [73, с. 95−108] и другими. В своих работах они показали, что методика дошкольного обучения ИЯ должна использовать особую расположенность ребенка к изучению языков, и что эффективность обучения достигается за счет использования развивающих учебных материалов и методов, соответствующих возрастным особенностям ребенка.

Развитие научно-методической мысли в области раннего обучения ИЯ нашло свое отражение в научных исследованиях, касающихся различных аспектов раннего образования:

— особенностей формирования у дошкольников речевых иноязычных навыков и умений (Е.И. Негневицкая [92]);

— проблем обучения младших школьников грамматической стороне говорения за счет использования изобразительной наглядности в презентации речевых образцов (М.З. Биболетова [12]);

— определения оптимальных условий использования синтетической и аналитической наглядности для обучения старших дошкольников иноязычной речи (Е.А. Воронцова [25]);

— использования предметно-символической наглядности в раннем обучении ИЯ (С.В. Логунова [78]);

— практического использования сказки при обучении ИЯ детей старшего дошкольного возраста и проблемы обеспечения адекватности понимания ими сказочного текста на английском языке (Н.А. Малкина [80]);

— применения невербальных средств в обучении детей раннего возраста лексике английского языка (Н.Т. Оганесян [90]);

— целесообразности использования условных знаков в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (Т.П. Блудова [13]);

— эффективного применения коммуникативных игр на занятиях английским языком (А.П. Пониматко [106]);

— эффективности обучения младших школьников ИЯ на сюжетно-ситуативной основе (Н.В. Рыбакова 114]) и др.

Развитие творческого потенциала личности исследовалось JI.JI. Шевченко,.

Д.В. Чернилевским [136], Е. В. Бондаревской [16], Д. Б. Богоявленской [14],.

P.M. Грановской [40], А. В. Морозовым [86], Н. Н. Нижневой [94], и др.

Современные подходы к проблеме креативности в обучении, в т. ч. и в, обучении ИЯ разрабатывали: Н. Ф. Вишнякова [20], Б. С. Гершунский [36],.

Е.Н. Князева [59], Н. М. Гнатко [37], А. С. Майданов [81], В. Д. Симоненко.

119], В. А. Сластенин [120], И. П. Меркулов [84] и др.

Несмотря на теоретическую разработанность многих проблем раннего обучения ИЯ, вопросы формирования иноязычных грамматических навыков в речевой деятельности детей 5−6 лет на креативной основе изучены не были.

Дискуссионными остаются и вопросы выбора подходов к обучению, в частности, сознательного восприятия и осмысления детьми норм и правил грамматики ИЯ и коммуникативной тренировки и освоения грамматического материала. Ощущается нехватка практически направленных методик и учебных пособий в области обучения грамматике английского языка детей дошкольного возраста. В процессе анализа методических и научных работ, связанных с вопросами раннего обучения ИЯ, мы сделали вывод, что многие аспекты обучения грамматике английского языка детей 5−6 лет остаются неразработанными. Соответственно необходимость разработки подхода к обучению грамматике английского языка, который будет ориентирован на детей 5−6 лет, обусловливает актуальность темы исследования. 8.

Принимая во внимание отсутствие естественной языковой среды, ограниченную (в связи с возрастными особенностями детей) продолжительность занятий, сложность формирования иноязычных грамматических навыков, мы выбрали перспективный путь интенсификации этого процесса посредством использования творческих видов деятельности и креативных ситуаций, создаваемых с помощью «грамматических сказок» и «грамматических игрушек».

Креативная ситуация — это система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его творческую активность [1, с. 322]. В контексте данной работы таким условием является система «грамматических сказок» и «грамматических игрушек».

Таким образом, актуальными являются следующие проблемы:.

1. Разработка методики формирования грамматических навыков ИЯ у детей старшего дошкольного возраста;

2. Отбор содержания обучения грамматике. Разработка методических приемов работы с грамматическим материалом в условиях раннего обучения. 3. Использование системы «грамматических сказок» и «грамматических игрушек» для формирования механизма восприятия и осмысления грамматических явлений детьми и комплекса упражнений для тренировки и самостоятельного употребления отобранных грамматических явлений, что обеспечит когнитивно-коммуникативное освоение языкового материала.

Анализ современной организации процесса обучения грамматике ИЯ детей 5−6 лет позволил выявить следующие противоречия между:

— объективными потребностями общества в повышении качества языкового образования и отсутствием альтернативных технологий и путей совершенствования обучения детей раннего возраста ИЯсложностью и длительностью формирования иноязычных грамматических навыков и отсутствием у детей 5−6 летнего возраста элементарных знаний по грамматике родного языка, а, следовательно, 9 отсутствием возможности опереться на сформированные на базе родного языка представления о грамматических явлениях, сходных в родном и ИЯ;

— абстрактным характером грамматического материала и конкретно-образным мышлением детей 5−6 лет.

Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования процесса формирования грамматических навыков английского языка у детей старшего дошкольного возраста на креативной основе. В границах данной проблемы нами сформулирована тема исследования: «Формирование иноязычных грамматических навыков у детей 5−6 летнего возраста на основе креативных ситуаций (на материале английского языка)».

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать методику формирования иноязычных грамматических навыков у детей 5−6 летнего возраста на основе креативных ситуаций.

Объект исследования: процесс формирования устойчивых иноязычных грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Предмет исследования: методика формирования иноязычных грамматических навыков у детей 5−6 лет на основе креативных ситуаций.

Гипотеза исследования: процесс формирования иноязычных грамматических навыков у детей 5−6 лет будет максимально эффективным если:

1) обучать грамматике английского языка на когнитивно-коммуникативной основе, адаптированной к психолингвистическим особенностям развития детей данного возраста и обеспечивающей два этапа в обучении: осознанное восприятие и осмысление грамматических явлений, входящих в содержание обучения, и коммуникативно-деятельностную тренировку и самостоятельное употребление этих явлений в устной речи;

2) вводить все грамматические явления английского языка, входящие в содержание обучения, при помощи «грамматических игрушек» [25] и.

10 грамматических сказок", создающих в сознании детей образы грамматических явлений и облегчающих их восприятие и запоминание;

3) включать в содержание обучения минимум грамматического материала, необходимого для репродуктивного и продуктивного использования, который должен быть достаточным для обеспечения правильного грамматического оформления речевых высказываний и понимания грамматических явлений при аудировании;

4) использовать в процессе обучения современные альтернативные технологии, в основе которых лежит создание на занятиях креативных ситуаций,.способствующих максимальной концентрации внимания детей на воспринимаемом грамматическом материале;

5) создавать возможности для визуализации грамматических явлений, посредством использования «грамматических игрушек», разработанных Е. А. Воронцовой, и других средств наглядности, которые активизируют все анализаторы ребенка и соответствуют основным психологическим, психолингвистическим и методическим требованиям, предъявляемым к средствам обучения иностранным языкам детей 5−6 лет;

6) соблюдать определенную последовательность работы с грамматическими явлениями: подготовительный этап, цель которого мотивировать учащихся на восприятие грамматического явления и ввести явление при помощи «грамматической сказки" — объяснение особенностей явления и его функции в речевом образцепроверка понимания детьми нового грамматического явлениямоделирование предложений с использованием «грамматических игрушек" — воспроизведение его детьми вслед за преподавателемвыполнение серии тренировочных упражнений, составленных в игровой форме и обеспечивающих репродукцию и самостоятельное использование усвоенного материала в условно-коммуникативных упражнениях без опоры на предметную наглядность.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику психолингвистических особенностей детей 5−6 лет.

2. Выявить особенности процесса восприятия и осмысления, тренировки и употребления в устной речи грамматических явлений детьми 5−6 лет.

3. Определить сущностные характеристики речевых грамматических навыков, формируемых в процессе обучения детей 5−6 лет ИЯ.

4. Разработать программные требования к уровню сформированности грамматических навыков и критерии отбора учебного материалаопределить объем грамматического материала, который способны усвоить дети 5−6 летотобрать и описать средства обучения грамматике английского языка.

5. Научно обосновать возможность использования когнитивно-коммуникативного подхода при обучении грамматике ИЯ детей 5−6 лет.

6. Определить пути моделирования на занятиях креативных ситуаций, которые обеспечат восприятие и осмысление учебного материала.

7. Определить последовательность обучающих действий с целью формирования механизмов восприятия и осмысления, тренировки и самостоятельного употребления детьми грамматических явлений ИЯ.

8. Разработать комплекс упражнений для тренировки и самостоятельного употребления изучаемых грамматических явлений.

9. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой технологии обучения.

Методологической основой исследования явились:

— философские положения по проблеме образования (Платон «Вопросы воспитания», Р. Декарт «Теория познания», М. Томпсон [127], B.C. Соловьев [123], Б. С. Гершунский [36] и др.);

— психолого-педагогические положения об образовании (Я.А. Коменский [64], JI.C. Выготский [27], А. В. Морозов [88], Н. Д. Никандров [95], Н. Б. Басова [7], А. Ю. Козырева [60], В.А. Кан-Калик [55], М. В. Кларин [58], Г. Селье [116] и др.);

— исследования психологических и психолингвистических особенностей субъектов общения в педагогическом процессе (Д.В. Чернилевский [135],.

A.З. Рахимов [112], А. Б. Орлов [100], И. А. Зимняя [46], И. Б. Гриншпун [41],.

B.А. Горянина, А. В. Морозов [87], J1.C. Выготский [26], Г. М. Андреева [6], Д. Б. Богоявленская [15], В. Д. Шадриков [137] и др.);

— прогрессивные модели организации учебного процесса (А.А. Вербицкий [19], З. Н. Никитенко [32], М. К. Колкова [61], Д. В. Чернилевский [135], Н. А. Малкина [80], Е. А. Воронцова [25], В. П. Беспилько [9], Н. Д. Гальскова [31], М. З. Биболетова [12], С. Галтегно, [165], В. Ли [173] и др.);

— креативные педагогические технологии обучения (Н.Н. Нижнева [94],.

A.В. Морозов [88], Е. В. Бондаревская [16] и др.);

— современная концепция проблемы креативности (Н.Ф. Вишнякова [20], P.M. Грановская [40], Н. М. Гнатко [37], В. Д. Симоненко [119], В. Франко,.

B.А. Сластенин [120], Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева [50] и др.);

— дидактические модели теории преподавания ИЯ (М.З. Биболетова [10], [11], [12], И. Л. Бим, И. Н. Верещагина, В. Н. Зайцев [45], Б. Т. Лихачев [75], Я. Л. Коломинский [62] и др.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Когнитивно-коммуникативный подход является наиболее эффективным при обучении старших дошкольников грамматике английского языка, так как формирует способность осознано пользоваться явлениями ИЯ и речи для реализации целей общения на бытовом и учебном уровне. Этот подход предусматривает опору на родной язык с целью более глубокого проникновения в структуру изучаемого языка. Специфической особенностью подхода является попытка приблизить процесс обучения к процессу реальной коммуникации. Это обуславливает коммуникативно-мотивированное поведение учащихся и тщательный отбор речевых тем и ситуаций общения, отражающих практические интересы и потребности детей.

2. «Креативная ситуация», используемая в обучении детей 5−6 лет английскому языку является эффективным методическим приемом, направленным на развитие творческих способностей детей. Креативная ситуация — это система условий, в которых приходят во взаимодействие все психологические креативные механизмы ученика, и повышается степень проявления его творческого потенциала. Креативность как готовность к творчеству способствует формированию грамматических навыков, которые обеспечивают и развивают способность конструктивного овладения грамматическими понятиями. В результате учащиеся демонстрируют понимание сложных причинно-следственных связей и отношений.

3. Использование «грамматических сказок» и «грамматических игрушек» является перспективным, полифункциональным и универсальным приемом для формирования речевых иноязычных грамматических навыков у детей 5−6 лет. Методика использования «грамматических сказок» и «грамматических игрушек» способствует развитию креативных способностей детей 5−6 лет как основы для формирования у них механизма восприятия и осмысления, тренировки и самостоятельного употребления грамматических явлений ИЯ, поскольку сказка способна максимально воздействовать на сенсорику и эмоции ребенка 5−6 лет. Сказочный сюжет позволяет систематизировать большое количество информации о грамматических явлениях английского языка, позволяет сделать сложный грамматический материал понятным и интересным. С помощью «грамматических игрушек» дети легко моделируют речевые образцы, быстро запоминают их и безошибочно используют в коммуникативных ситуациях.

4. Специальная система заданий и ситуативных упражнений создает условия для формирования устойчивых грамматических навыков, т.к. занимательное представление учебного материала и использование игровых приемов переводит восприятие ребенком языковых средств на более глубокий эмоциональный уровень. Воздействие становится целостным и.

14 осмысленным, эффект — устойчивым. Эффективность формирования у детей иноязычных грамматических навыков повышается за счет взаимодействия игровой мотивации и оптимального взаимодействия педагога и обучающихся, построенного на основе создания креативных ситуаций.

5. Для того чтобы сформировать у детей 5−6 лет механизмы восприятия и осмысления, тренировки и самостоятельного употребления в устной речи грамматических явлений ИЯ необходимо особое содержание обучения и особая технология его освоения, в которую структурными компонентами входят: приемы презентации содержания обучения и моделирования грамматических образцов при помощи «грамматических игрушек», система упражнении для тренировки изучаемого материала, способы контроля, формы организации учебной деятельности детей.

6. Процесс обучения должен осуществляться в определенной последовательности, учитывающей особенности формирования вышеназванных механизмов: восприятие грамматического материала детьми носит осознанный характер (в процессе слушания «грамматических сказок»" дети понимают смысл грамматических явленийзапоминают названия грамматических явлений и с помощью «грамматических игрушек» осваивают особенности образования грамматических форм) — тренировка грамматического материала осуществляется в условно-речевых упражнениях, обеспечивающих репродукцию усвоенного материала. Самостоятельное употребление материала предполагает как осознанное конструирование речевых образцов (возможно, с опорой на родной язык), так и ситуативно-обусловленное использование усвоенных речевых образцов.

7. В процессе изучения грамматики ИЯ детьми 5−6 лет объединяются и адекватно реализуются два начала — потребность детей в познании и их потребность в творчестве. В этом смысле креативность можно рассматривать как стимул к творчеству, как способность устанавливать новые связи, познавать новое, трансформировать имеющийся опыт, как возможность.

15 использовать различные способы и формы осуществления учебной деятельности.

Научная новизна исследования состоит:

— в разработке методики обучения детей 5−6 лет грамматике ИЯ на когнитивно-коммуникативной основе, предусматривающей сознательное восприятие материала и коммуникативное (деятельностное) его освоение в условно-речевых и речевых упражнениях;

— в создании технологии использования «грамматических сказок» и «грамматических игрушек» для обучения детей 5−6 лет грамматике английского языка на основе креативных ситуаций. Технология обеспечивает определенную последовательность учебных действий ребенка, которая позволяет воспринять информацию, осмыслить ее, запомнить и самостоятельно использовать;

— «грамматическая сказка» и «грамматические игрушки» определены как компоненты содержания обучения и как средство обучения, помогающего создавать креативные ситуации в процессе формирования грамматических навыков ИЯ у детей 5−6 лет.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в выявлении теоретических основ (педагогических, психологических, психолингвистических, лингводидактических) формирования иноязычных грамматических навыков у детей 5−6 лет;

— в определении способов преодоления противоречия между конкретно-образным мышлением детей старшего дошкольного возраста и абстрактным характером грамматического материала, подлежащего усвоению. Вследствие того, что традиционные подходы к обучению грамматике ИЯ не являются эффективными в методике раннего образования, т.к. не соответствуют психолингвистическим особенностям развития детей, нами разработана альтернативная технология, в основе которой лежит создание на занятиях креативных ситуаций, когда ребенку 5−6, лет становится доступным восприятие и осмысление абстрактного грамматического материала.

— в определении подхода к обучению детей 5−6 лет грамматике английского языка. Когнитивно-коммуникативный подход дает возможность формировать устойчивые грамматические навыки, что закладывает прочную основу для дальнейшего изучения ИЯ в школе. Этот подход обеспечивает сознательное усвоение знаний и сведений о грамматических явлениях ИЯ Когнитивно-коммуникативный подход является синтезом когнитивного и коммуникативного подходов и демонстрирует преимущества обоих.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в практике работы преподавателей ИЯ дошкольных учреждений, прогимназий, начальных классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Материалы диссертации могут использоваться в лекционном курсе «Раннее обучение ИЯ», а также на лабораторных занятиях по методике преподавания ИЯ языков у студентов педагогических университетов.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов:

— теоретический анализ педагогических, психолингвистических и методических работ, нормативных документов по проблеме исследования;

— эксперимент;

— эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование детей и анкетирование их родителей.

Основные этапы исследования:

I этап (2001 — 2003) — поисково — подготовительный: определение границ исследования проблемыизучение состояния данного вопроса на основании психолого — педагогических источников и образовательной практики дошкольных и дополнительных учрежденийанализ структуры и сущности процессов формирования иноязычных грамматических навыков у детей 5−6 летформулирование концептуальных положений исследования.

II этап (2003 — 2006) — опытно — экспериментальный: создание «грамматических сказок» в качестве компонента содержания и приема обученияразработка структуры и содержания программы обучения детей 5 -6 лет грамматике английского языкапроведение экспериментального обучения.

III этап (2006 — 2008) — обобщающий.

База исследования: центр эстетического воспитания Фрунзенского районапрогимназия «Тайми».

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры методики РГПУ им. Герцена, на «Круглом столе» конкурса педагогического мастерства «Сердце свое я отдаю детям» (2002 год), на Межвузовской научной конференции «Герценовские чтения» (2005), (2007), на Межвузовской научно-практической конференции «Язык и международная коммуникация» (2006), (2007), на Международной научно-практической конференции «Царскосельские чтения» (2006), на Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование в современных условиях» (2007). Основные теоретические и практические результаты исследования отражены в семи научных публикациях.

Объем диссертации: содержание работы изложено на 166 страницах основного текста и включает: введение, две главы, выводы по первой и второй главам, заключение, библиографию из 188 наименований, в том числе 45 на ИЯ и приложение. Структура диссертации соответствует общей логике исследования.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Для того чтобы сформировать у детей 5−6 лет механизмы восприятия и осмысления, тренировки и самостоятельного употребления в устной речи грамматических явлений ИЯ, нужно не только особое содержание обучения, но и особая технология его освоения, в которую структурными компонентами входят: приемы презентации содержания обучения учащимся и упражнения, выполняемые детьми с целью усвоения учебного материала.

2. Технология обучения детей 5−6 лет грамматике ИЯ подразумевает определенную последовательность работы с грамматическими явлениями:

— подготовительный этап, цель которого мотивировать учащихся на восприятие грамматического явления;

— введение явления при помощи «грамматической сказки»;

— объяснение особенностей явления и его функции в речевом образце;

— проверка понимания детьми нового грамматического явления;

— моделирование предложений с использованием «грамматических игрушек»;

— воспроизведение явления детьми вслед за преподавателем;

— выполнение комплекса упражнений, составленных в игровой форме и обеспечивающих репродукцию и самостоятельное использование усвоенного материала в условнокоммуникативных ситуациях без опоры на предметную наглядность.

3. Для тренировки каждого речевого образца должно быть использовано большое количество игр, в процессе проведения которых решаются сложные дидактические задачи. Игры — эффективное средство формирования грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и возникновения у детей заинтересованности дают возможность многократно повторять нужные грамматические формы. Комплекс упражнений игрового характера помогает сформировать грамматические навыки, которые функционируют в аудировании, диалоге, монологе.

4. На этапе тренировки и употребления грамматического материала дети оперируют структурными фразами, представляющими собой речевые образцы с конкретным лексическим наполнением. Их содержание, как правило, соотнесено с определенной ситуацией, имеющей учебный характер.

5. Механизм переноса операции на новый языковой материал, в новые условия и ситуации является результатом функционирования сформированных механизмов восприятия и осмысления, тренировки и самостоятельного употребления в устной речи грамматических явлений ИЯ и знаменует уровень автоматизма, который должен быть достигнут для практического владения английским языком.

6. Работа с грамматическими образцами должна обеспечивать учащимся понимание их смысла с момента первого предъявления.

7. Благодаря системе «грамматических сказок», используемых для введения изучаемых грамматических явлений, и моделированию речевых образцов при помощи «грамматических игрушек» у детей складываются стереотипы речевых образцов, осознанно используемые ими в ситуациях общения. Мотивация к изучению ИЯ остается неизменно высокой:

8. Использование системы «грамматических сказок» и «грамматических игрушек» в процессе обучения детей 5−6 лет грамматике ИЯ и комплекса заданий и упражнений, построенного на основе этой системы, позволяет усилить сознательный компонент в обучении и помогает осмыслению детьми грамматических явлений.

9. Методические приемы формирования грамматической стороны речи разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, его сложностью, уровнем сформированности грамматических навыков. Использование в процессе обучения детей 5−6 лет грамматике ИЯ специальной системы методических приемов, таких, как рассказывание грамматических сказок", моделирование грамматических образцов при помощи «грамматических игрушек», объяснение, сравнение и сопоставление.

146 грамматических явленийописание и наблюдение, рассматривание картинок, разнообразные игры, в т. ч. дидактические, игры-драматизации, постановки спектаклей, рассказывание, сорассказывание, «система драмы», коллажирование и т. д. обеспечивает формирование у детей 5−6 лет механизмов восприятия и осмысления, тренировки и употребления в устной речи грамматических явлений ИЯ.

10. Осознанное восприятие детьми грамматических явлений в значительной мере способствует усвоению ими функциональных особенностей грамматических явлений, входящих в речевые образцы, что положительно сказывается на продуцировании детьми собственных высказываний в различных ситуациях общения.

11. Креативный характер учебного процесса способствует активному восприятию и осознанию детьми грамматических явлений ИЯ. Система упражнений, представленная в особой последовательности, помогает усвоить грамматический материал и развивает творческие способности детей.

12. Мотивация детей к изучению ИЯ при введении и осмыслении грамматических явлений с помощью «грамматических сказок», моделировании речевых образцов с помощью «грамматических игрушек, тренировке и самостоятельного употребления в процессе выполнения игровых упражнений выше, чем при использовании только имитативно-интуитивного пути усвоения грамматического материала.

13. Уровень сформированности навыков формообразования и формоупотребления в различных видах речевой деятельности у детей, обучающихся по методике использования «грамматических сказок» и «грамматических игрушек», значительно выше, чем у обучающихся по традиционным методикам, что подтверждает правильность гипотезы данного исследования и эффективность разработанной нами методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем исследовании предложена новая технология формирования грамматических навыков у детей 5−6 лет на основе креативных ситуаций, создаваемых при помощи использования системы «грамматических сказок» и «грамматических игрушек» и комплекса игровых упражнений, разработанного на основе этой системы.

При разработке технологии были учтены психологические и психолингвистические особенности развития детей 5−6 лет, позволяющие обучать их грамматике ИЯ на сознательной основе. Данные психолингвистических и лингводидактических исследований помогли понять особенности процессов восприятия и осмысления, тренировки и самостоятельного употребления детьми грамматических явлений ИЯ. Эти данные подтвердили нашу гипотезу о возможности и эффективности использования когнитивно-коммуникативного подхода при обучении детей' 5−6 лет грамматике ИЯ.

Потребность в объяснении является одной из внутренних закономерностей ребенка. Восприятие мира вне системы причинно-следственных связей дается ему с трудом, непонятное, необъясненное вызывает дискомфорт. Основное условие победы одних научных парадигм над другими — создание лучших возможностей для визуализации знания.

Грамматические сказки" создают в сознании детей образы грамматических явлений, облегчающие их восприятие и осмысление. Ребенок может включить абстрактные понятия в свое мышление только посредством зрительного образа, имеющего семантическую связь с соответствующим понятием. Дети в силу своей природы привязаны к визуальной форме мышления, поэтому необходимо визуализировать любые понятия, в том числе и абстрактные. Изучение законов грамматики, какой бы абстрактной она ни была, должно опираться на визуализацию.

Нестандартное восприятие детьми 5−6 лет сложного грамматического материала обусловлено созданием на уроках креативных ситуаций, способствующих высокой степени концентрации детей на изучаемых грамматических явлениях. Максимальному восприятию грамматического материала способствуют: образный и доступный детям язык «грамматических сказок" — простота и наглядность «грамматических игрушек" — игры, имитирующие ситуации реального общения.

Компоненты технологии обучения детей 5−6 лет грамматике ИЯ образуют гибкую систему, которая при соблюдении определенной последовательности предъявления грамматического материала, способна послужить основой для формирования устойчивых грамматических навыков.

Технология, предлагаемая в настоящем исследовании, может быть эффективно использована как в дошкольных и внешкольных образовательных учреждениях, так и в прогимназических классах школ и явиться полноценной составляющей дальнейшего процесса обучения детей английскому языку. Материалы диссертации могут использоваться в лекционном курсе «Раннее обучение иностранным языкам», а также на лабораторных занятиях по методике преподавания иностранных языков у студентов педагогических университетов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Словарь методических терминов / Э. Г. Азимов, Щукин А. Н. СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.
  2. , А. А. Теория и практика обучения устной речи на Иностранном языке. / А. А. Алхазишвили. Тбилиси: Ганатлеба, 1984.
  3. , Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками. / Ш. А. Амонашвили // Ин. яз. в шк. -1986. № 2.
  4. , Г. М. Социальная психология. / Г. М. Андреева. М.: Прометей, 1996. — 356 с.
  5. , Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. -Ростов-на-Дону: Абзац, 1999. 418 с.
  6. , И. А. Как возможно творческое мышление? / И. А. Бескова. М. :' Традиция, 1993. — 234 с.
  7. , В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспилько. М.: Лабиринт, 1995. — 355 с.
  8. , М. 3. Книга для учителя к пособию для обучения Английскому Языку в начальной школе (1 год обучения) / М. 3. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская. М.: Новая шк., 1993. — Ч. 1. — 78 с.
  9. , М. 3. Книга для учителя к учебнику Английского Языка для начальной школы: Enjoy English-2 / М. 3. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н Трубанева. Обнинск: Титул, 1996. — 31 с.
  10. , М. 3. Обучение грамматической стороне говорения на Английском Языке учащихся I-III классов общеобразовательной школы (при начале обучения с 6 лет): автореф. дис. канд. пед. наук. / М. 3. Биболетова- М., 1985. — 19 с.
  11. , Т. П. Использование условных знаков в обучении детей дошкольного возраста Английскому Языку: автореф. дис. канд. пед. Наук / Т. П. Блудова СПб., 1997. — 17 с.
  12. М.Богоявленская, Д. Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка. Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы / Д. Б. Богоявленская. — М.: Академический проект, 1993. — 356 с.
  13. , Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академический проект, 2002. — 312 с.
  14. , Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.356 с.
  15. , Д. Г. Методическое значение рисунков-кроки в преподавании Иностранных языков (на материале английского языка): автореф. дис. канд. пед. наук / Д. Г. Бурлак М., 1974. — 18 с.
  16. , JI. А. Психология: Учеб. Пособие / JI. А. Венгер, В. С. Мухина. -М.: Просвещение, 1988. 336 с.
  17. , А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / А. А. Вербицкий. М.: Монография, 1999.
  18. , Н. Ф. Креативная психопедагогика. Монография / Н. Ф. Вишнякова. Минск: Асар, 1995. — 456 с.
  19. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. науч. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Междунар. образоват. колледж, 1995.- 144 с.
  20. , Г. И. Информация о научно-практической конференции «Раннее обучение Ин. яз.: проблемы и перспективы» / Г. И. Воронина // Ин. яз. в шк. 1991. — № 5. — С. 85 — 89.
  21. , Г. И. Методические рекомендации по раннему обучению Иностранному языку в детском саду и начальной школе в 1991—1992 учебном году / Г. И. Воронина, В. И. Трунова // Ин. яз. в шк. 1991. — № 5. -С. 3 — 8.
  22. , И. В. Методика обучения дошкольников Английскому Языку в различных видах неречевой деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук / И. В. Вронская СПб.: 1999. — 15 с.
  23. , Е. А. Использование синтетической и аналитической наглядности в обучении Английскому Языку детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. канд. пед. наук / Е. А. Воронцова -СПб.: 1996. 19 с.
  24. , JI. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. / JI. С. Выготский, А. И. Леонтьева, А. Р. Лурия. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — 518 с.
  25. , Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996.-415 с.
  26. , Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский — под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 408 с.
  27. , П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, А. П. Запорожец, С. И. Карпова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 187 с.
  28. , П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
  29. , Н. Д. Обучение Иностранным языкам: поиск новых путей / Н. Д. Гальскова, А. Ю. Горчев, 3. И. Никитенко // Ин. яз. в шк. 1985. — № 2. -С. 13 — 19.
  30. , Н. Д. Теория и практика обучения Иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, 3. Н. Никитенко. М.: Айрис пресс, 2004. — 283 с.
  31. , А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. — 471 с.
  32. , А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя Русского языка / А. Н. Гвоздев — под ред. С. И. Абакумова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. — 268 с.
  33. , В. И. К становлению когнитивной грамматики. Современные зарубежные грамматические теории / В. И. Герасимов // Сб. ст. М.: Просвещение, 1985. — С. 213 — 214.
  34. , Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Академический проект, 1998. — 513 с.
  35. , Н. М. Проблема креативности и явления подражания / Н. М. Гнатко. М.: Традиция, 1994. — С. 20.
  36. , Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1993.-294 с.
  37. , И. Н. Вопросы теории речевой деятельности / И. Н. Горелов. -Таллинн: Валгус, 1987. 190 с.
  38. , Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская. СПб.: Златоуст, 1995. — 430 с.
  39. , И. Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. М.: Лабиринт, 1995.-518 с.
  40. , Г. Н. Веселый Английский. Интенсив, методика обучения Англ.
  41. Яз. на материале дет. песенок и стихотворений: В 2 ч. Ин-т общ.
  42. Образования / Г. Н. Доля. Дубна: Миг, 1991.153
  43. , В. В. Психологические и методические основы обучения Иностранным языкам детей младшего школьного возраста / В. В. Дронов // ШЛИ. 1985.- № 4.
  44. , В. Н. Практическая дидактика / В. Н. Зайцев. М.: Народное образование, 2000. — 283 с.
  45. , И. А. Психологические аспекты обучения говорения на Иностранном языке / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
  46. , И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М.: Рус. яз., 1989.-219с.
  47. , И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Народное образование, 2000. — 448 с.
  48. , И. А. Психология обучения Иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. М.: Лабиринт, 1991. -398 с.
  49. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии (учебное пособие) / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. СПб.: Речь, 2003.-356 с.
  50. Иванов-Смоленский, А. Г. О взаимодействии 1 и 2 сигнальных систем: Физиологический журнал СССР / А. Г. Иванов-Смоленский // Физиологический журнал СССР. 1949. — Т. 35. — № 5.
  51. , Н. В. К психологической природе раннего двуязычия / Н. В. Имедадзе //Вопр. психологии. 1960. — № 1.
  52. , М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком : автореф. дис. канд. пед. наук. / М. К. Кабаров. -М.: 1983. -25 с.
  53. Какушадзе-Мдинарадзе, Л. Д. Метод обучения Иностранному (Английскому) Языку детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд пед. наук / Л. Д. Какушадзе-Мдинарадзе. Тбилиси: 1967. -27 с.
  54. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Канн-Калик, Н. Д.
  55. . М. : Прометей, 1990.154
  56. Кара-Мурза, С. Г. Проблемы интенсификации науки: Технология научных исследований / С. Г. Кара-Мурза. М.: Просвещение, 1989. — С. 98 — 99.
  57. , Г. А. Методика интенсивного обучения Иностранным языкам: Уч. пособие / Г. А. Китайгородская. М.: Высш. шк., 1986. -103 с.
  58. , М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. М.: Лабиринт, 1994. — 372 с.
  59. , Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е.
  60. H. Князева, С. П. Курдюмов. -М.: Традиция, 1994. С. 107 — 119.
  61. , А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А. Ю. Козырева. Пенза: Пеликан, 1994. — 318 с.
  62. , М. К. Проблема формирования грамматических навыков с. точки зрения коммуникативно-когнитивной грамматики: Сб. ст / М. К. Колкова, Л. А. Со л овьева. СПб.: Каро, 1992. — С. 123−128.
  63. , Я. Л. Психология подготовки к психологической деятельности / Я. Л. Коломинский. Минск: Асар, 1990. — 656 с.
  64. , М. А. Дружеские встречи с Английским Языком. Изд. 2-е / М. А. Колпакчи. Л.: Изд. Лен. Университета, 1975. — 312 с.
  65. , Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Я. А. Коменский — под ред. А. И. Пискунова и др. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. 656 с.
  66. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. М.: Внешкольник, 2002. — № 6. — С. 32.
  67. , Н. И. Некоторые итоги применения и развития учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности в педиатрической клинике / Н. И. Красногорский // Журнал в. н. д. им. И. П. Павлова. 1951. — Т. 1.
  68. , В. А. Психология: Уч. пособие для пед. училищ / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  69. , А. А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания / А. А. Леонтьева // Вопросы порождения речи и обучения языку: Сб.ст. М.: Педагогика, 1967. — С. 6−16.
  70. , А. А. О речевой ситуации и принципе речевых действий. Рус. яз за рубежом / А. А. Леонтьев. М.: Педагогика, 1968. — № 2. — С. 19 -22.
  71. , А. А. Психологические предпосылки раннего овладения Иностранным языком / А. А. Леонтьев // Ин. яз. в шк. 1986. — № 2. — С. 27 — 32.
  72. , А. А. Раннее обучение Иностранным языкам: что нас всех объединяет / А. А. Леонтьев // Рус. яз. за рубежом. 1986. — № 5. -С. 50−53.
  73. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  74. , А. Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев//Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 95−108.
  75. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1997. -584 с.
  76. , Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. -Самара: Акрополь, 1998. 425 с.
  77. , В. И. Формирование системности знаний, у детей, дошкольного возраста : автореф. дис. д-ра пед. наук / В. И. Логинова. Л.: 1984.-39 с.
  78. , С. В. Деятельностный аспект осознанного раннего овладения Грамматикой Английского Языка / С. В. Логунова // Ин. яз. в шк. -1997. С. 4- 10.
  79. , А. Р. Речь и мышление / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975. -120 с.
  80. , А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
  81. , Н. А. Методика использования сказки в обучении дошкольников устной речи на Английском Языке : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. А. Малкина. СПб.: 1996. 16 с.
  82. , А. С. Искусство открытия / А. С. Майданов. М.: Традиция, 1993.-С. 30.
  83. , М. К. Философия и личность. Человек. / М. К. Мамардашвили. М.: Лабиринт, 1994. — № 5. — С. 5 — 19.
  84. , Е. И. Ролевая игра на занятиях Английским Языком в детском саду : автореф. дис. канд. пед. наук / Е. И. Матецкая. М.: 1971. -26 с.
  85. , И. П. Архаическое мышление: вера, миф, познание. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы / И. П. Меркулов М.: Лабиринт, 1996. С. 39 — 43.
  86. , Ф. Тождественность и действительность: Опыт теории естествознания как введения в метафизику / Ф. Мейерсон. Л.: Парус, 1912.-138 с.
  87. , А. В. Диагностика креативности: Монография / А. В. Морозов. -М.: Академический проект, 2001. 224 с.
  88. , А. В. Формирование креативности педагога в условиях непрерывного образования: монография / А. В. Морозов. М.: Академический проект, 2002. — 224 с.
  89. , А. В. Креативная педагогика и психология / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. — М.: Академический проект, 2004. — 556 с.
  90. , С. И. Содержание обучения Английскому Языку детей дошкольного возраста : автореф. дис. канд. пед. наук / С. И. Натальина. М.: 1983. -19 с.
  91. , Е. И. Иностранный Язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра / Е. И. Негневицкая // Ин. яз. в шк. 1987. — № 6. — С. 20−26.
  92. , Е. И. Обучение Английскому Азыку детей 6 лет в 1 классе: Метод, рекомендации. Эксперим. Материалы / Е. И. Негневицкая, 3. Н. Никитенко, Е. А. Ленская. М.: НИИ школ, 1988. — 186 с.
  93. , Е. И. Психологические условия формирования у дошкольников речевых навыков и умений во втором языке : автореф. дис. канд. пси-хол. наук. М., 1986. — 23 с.
  94. , Р. С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений, в 3 т. / Р. С. Немов. -М.: Просвещение, 1994.- Т.1. Гл. 14.
  95. , Н. Н. Практикум по Английскому Языку: подготовка к тестированию и экзамену / Н. Н. Нижнева, Р. М. Кулешова. М.: Тетра Сименс, 2005.- 144 с.
  96. , Н. Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетия / Н. Д. Никандоров. М.: Народное образование, 2000.- 357 с.
  97. Образовательная программа маршрут ученика. / под ред. д. н., профессора А. П. Тряпицыной. — СПб.: ЮИПК, 1998. — 68 с.
  98. Обучение Иностранным Языкам. / отв. ред. М. К. Колкова. СПб.: Каро, 2003.-290 с.
  99. Обучение Иностранным Языкам в школе и ВУЗе. / отв. ред. М. К. Колкова. СПб .: Каро, 2001. — 310 с.
  100. , Н. Т. Использование невербальных средств в процессе обучения иноязычной лексике младших школьников : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Т. Оганесян М., 1996. — 16 с.
  101. , А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А. Б. Орлов. — М.: Лабиринт, 1995.
  102. , О. М. Национально-культурный компонент содержания обучения Английскому Языку в начальной школе : автореф. дис. канд. пед. наук / О. М. Осиянова. М., 1993. — 16 с.
  103. , Е. 3. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Е. 3. Басина, JI. В. Берцфа и др. М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  104. , Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  105. , Л. А. Возрастная психология / Л. А. Першина. — М.: Академический проект, 2004. 439 с.
  106. , Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков. М.: Педагогика, 1977. — 272 с.
  107. , А. П. Обучение дошкольников Иностранному Языку на основе игрового моделирования иноязычного общения : автореф. дис. канд. пед. наук / А. П. Пониматько М., 1991. — 16 с.
  108. Программа по обучению Иностранным Языкам (английский, немецкий, французский) для детских садов и начальной школы. М.: Просвещение, 1963. — 12 с.
  109. Программа по Иностранным Языкам для детских садов. Ереван, 1962. — 10 с.
  110. , В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Л.: ЛГУ, 1986.-298 с.
  111. , Е. Ю. Обучение дошкольников Иностранному Языку / Е. Ю. Протасова//Ин. яз. в шк. -1990. № 1. — С. 38 — 43.
  112. , Е. Ю. Психолого-педагогические и лингводидактические основы двуязычного воспитания в детском саду : автореф. дис. д-ра пед. наук / Е. Ю. Протасова М.: 1996. — 48 с.
  113. , А. 3. Психология творчества / А. 3. Рахимов. Уфа :
  114. Башкирская энциклопедия, 1995. 350 с.159
  115. Региональная программа развития «Санкт Петербургская школа 20 052 008». Информационный бюллетень. М.: Частное образование, 2004. -№ 22-С. 95.
  116. , Н. В. Обучение общению на сюжетно-ситуативной основе учащихся первого класса средней школы: автореф. дис. канд. пед. наук / Н. В. Рыбакова. СПб, 1995. — 16 с.
  117. , Г. От мечты к открытию / Г. Селье. М.: Просвещение, 1987. -С. 67- 68.
  118. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — Рига: 1992. С. 11.
  119. , И. М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. -М.: Госполитиздат, 1947. 647 с.
  120. , И. М. Рефлексы головного мозга. АН СССР / И. М. Сеченов. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. 100 с.
  121. , В. Д. Технологическая культура и образование / В. Д. Симоненко. Брянск: Белый Лотос, 2001. — 256 с.
  122. , В. А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Народное образование, 1997. — 412 с.
  123. , Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики. Психолингвистика / Д. Слобин. М.: Просвещение, 1984. — 448 с.
  124. , В. М. Язык как системно-структурное образование / В. М. Солнцев. М.: Наука, 1971.-292 с.
  125. , В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. Сочинения в 2 т. / В. С. Соловьев. М.: Традиция, 1990. — Т. 1. — С. 82 — 85.
  126. , Ф. А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: автореф. дис. канд. пед. наук / Ф. А. Сохин. М.: 1955. -14 с.
  127. , Т. Ю. Активизация речемыслительной деятельности учащихся на начальном этапе обучения / Т. Ю. Тамбовкина // ИЯШ.-1988.-№ 2.
  128. , А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: автореф. дис. канд. пед. наук / А. Г. Тамбовкина. М., 1983. — 16 с.
  129. , М. Философия религии / М. Томпсон — пер. с англ. Ю. Бушуевой. М.: Айрис, 2001. — 311 с.
  130. , Н. Н. Обучение Английскому Языку в рамках интегрированного курса Английский Язык и окружающий мир (для первокласников 6 лет): автореф. дис. канд. пед. наук / Н. Н. Трубанева. -М., 1994.- 16 с.
  131. , О. К. Методические рекомендации по раннему обучению Иностранным Языкам в детском саду и начальной школе в 1991/1992 учебном году / О. К. Трунова // ИЯШ.- 1991.- № 5.
  132. , К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. М.: Учпедгиз, 1939. — 472 с.
  133. , К. Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами обучения языку. Избр. пед. соч. / К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1954. — Т.2. — С. 135- 137.
  134. , О. С. Занятия по Английскому Языку в детском саду / О. С. Ханова. — М.: Просвещение, 1965. 255 с.
  135. , Е. С. Немецкий Язык для малышей / Е. С. Царапкина // Ин. яз. в шк. 1963. — № 6. — С. 48 — 68.
  136. , С. С. Ситуативно-игровое обучение иноязычному устному общению на начальном этапе средней школы (Английский Язык, 4 класс средней школы): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 15 с.
  137. , Д. В. Креативные аспекты становления образовательной системы / Д. В. Чернилевский. М.: Академический проект, 2003. — 432 с.
  138. , Т. А. Методика обучения Французскому Языку в детских садах : автореф. дис. канд. пед. наук / Т. А. Чистякова. М., 1965. — 18 с.
  139. , В. Д. Психология деятельности и способности человека. 2-е изд. перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. М.: Традиция, 1996. — 496 с.
  140. , А. М. Общая психолингвистика / А. М. Шахнарович. М.: Изд-во РОУ, 1995. — 96 с.
  141. , А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики / А. М. Шахранович, Н. М. Юрьева. М.: Наука, 1990. — 168 с.
  142. , Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника. Вопр. психологии ребенка дошкольного возраста / Н. X. Швачкин II Сб.ст. — под. ред. А. М. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Народное образование, 1995. — С. 102 — 111.
  143. , А. Собр. науч. трудов / Альберт Эйнштейн. М.: Просвещение, 1967. Т. 4. — С. 145.
  144. , Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. — 115 с.
  145. , Н. А. Пути методической интеграции развития речи и обучения Иностранному Языку в условиях детского сада : автореф. дис. канд. пед. наук / Н. А. Яценко. М., 1994. -16 с.
  146. Allwright, R. Language learning through communicational practice / R. Allwright. London: New York: Longman, 1979. — 182 p.
  147. Asher, J. Children’s first language as a model for second language learning / J. Asher // Modern language journal. 1972. — № 56. — P. 133 -139.
  148. Asher. J. Learning a second language through commands: The second language field test / J. Asher, J. de la Torre R Kusudo // Modern language journal. 1974. — № 5 8. — P. 24−3 2.
  149. Brown, R. A first language: The early stages / R. Brown. Cambridge: Harvard University Press, 1973. — 437 p.
  150. Brown, H. Principles of language teaching / H. Brown. New York, 1987. -396 p.
  151. Bruner, J. From communication to language: a psychological perspective. The social context of language / J. Bruner — ed. by I. Markova. New York, 1978. — P. 17−48.
  152. Bruner, J. The role of dialogue in language acquisition. The child’s conception of language / J. Bruner — ed. by A. Sinclair, R. K. Jarvella, W. M. Levelt. -New York, 1978. P. 141 — 256.
  153. Brumfit, Ch. Teaching English to children: From Practice to Principle / Ch. Brumfit, J. Moon, R. Tonque. Nashville: Nelson, 1994. — 310 p.
  154. Cattell, R. B. The personality and other motivation of the researcher from measurements of contemporaries and from biography. Scientific creativity / R. В. Cattell. 1963. — P. 119−131.
  155. Celce-Murcia, M. Teaching English as a Second or Foreign Language / M. Celce-Murcia. Newbury: House Heinle & Heinle Publishers, 1991. -567 p.
  156. Clair, E. ESL Teacher’s Activities Kit / E. Clair. New Jersey: Englewood Cliffs Prentice Hall, 1993. — 276 p.
  157. Clark, E. V. Awareness of language: Some evidence from What children say and do. The child’s conception of language / E. V. Clark — ed. by A. Sinclair, R. K. Jarvella, W. M. Levelt. New York, 1978. — P. 17 -46.
  158. Cromer, R. The development of language and cognition: the cognition hypothesis. New perspectives in child development / R. Cromer — ed. by B. Foss. Harmondsworth: Middlesex, 1974. — P. 184 — 252.
  159. Codeiro, P. An alternative drilling strategy: the use of Picture Box Drills in the primary ESL classroom. A Forum Anthology / P. Codeiro, E. M. Smith, C. Sutton // Selected Articles from the English Teaching Forum. 1984- 1988.-P. 46−51.
  160. Dunn, O. Developing English with young learners / O. Dunn. London: Modern English Publications, 1984. — 104 p.
  161. Eiduson, В. T. Scientists, their psychological world / В. T. Eiduson: New York, 1962. P. — 157.
  162. Ellis, R. Understanding second language acquisition / R. Ellis. Oxford :. Oxford University Press, 1992. — 327 p.
  163. Ellis, R. The study of Second Language Acquisition / R. Ellis. Oxford, Oxford University Press, 1994. — 824 p.
  164. Ellis, R. Teaching Secondary English (a guide to the teaching of English as a second language) / R. Ellis, B. Tomlinson. London: Longman Group Limited, 1980. — 330 p.
  165. Ervin-Tripp, S. Language acquisition and communicative choice / S. Ervin-Tripp. Stanford: Stanford University Press, 1973. — 383 p.
  166. Ferguson, C. Studies of child language development / C. Ferguson, D. Slobin. New York: Holt Rinehart and Winston, 1973. — 333 p.
  167. Gattegno, C. Teaching foreign languages in schools. The silent way / C. Gattegno. New York: Educational Solutions, 1978. — 144 p.
  168. Haken, H. Principles of Brain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity, Behavior and Cognition / H. Haken. Berlin, 1996. — P. 304 — 305.
  169. Howatt, A. P. R. A History of English Language Teaching / A. P. R. Howatt. Oxford: Oxford University Press, 1994. — 394 p.
  170. James, W. The principles of psychology / W. James. Dover, 1890. — P. 363.
  171. Krashen, S. Language acquisition and language education / S. Krashen. -London: Prentice Hall International, 1989. 146 p.
  172. Lado, Robert P. English Sentence / Robert P. Lado. New York, 1962. -312 p.
  173. Language and communication / ed. by J. С Richards, R. W. Shmidt. -London: New York Longman, 1984. 276 p.
  174. Language development. / ed. by V. Lee. London: The Open University Press, 1979. — 426 p.
  175. Language training in early childhood education. / ed. by C. S. Lavatelli. — Illinois: University of Illinois Press, 1971. 185 p.
  176. Littlewood, W. Foreign and second language learning / W. Littlewood. — Cambridge: Cambridge University Press, 1984. 114 p.
  177. Mansfield, R. S. The psychology of creativity and discovery (Scientists and their work) / R. S. Mansfield, Т. V. Busse. Chicago: Nelson Hall, 1981. — 2851. P
  178. Philips, S. Young learners / S. Philips Oxford: Oxford University Press, 1993. -182 p.
  179. O’Malley. Learning Strategies in Second Language Acquisition / O’Malley, A. U. Chamot. Oxford: Oxford University Press, 1995. — 260 p.
  180. Retter, C. Practicing sentence structures through games and activities. Teaching children / C. Retter — ed. by S. Holden. London, 1980. — P. 10 -26.
  181. Revell, J. Teaching techniques for communicative English / J. Revell. —1.ndon: Basingstoke Macmillan Press Ltd., 1979. 98 p.165
  182. , J. С Approaches and methods in language teaching / J. C. Richards, T. S. Rodgers. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. -171 p.
  183. Roberts, P. Science and common sense / Paul Roberts // Journal of critical analysis. 1985. — Vol. 8. — № 4.
  184. Stadler, M. Ambiquity in Mind and Nature. Multistable Cognitive Phenomena / M. Stadler — ed. by P. Kruse. Berlin: Springer, 1995.
  185. Siegler, R. S. How Knowledge Influences Learnig / R. S. Siegler // American Scientist. 1983. — № 71. — P. 631- 638.
  186. Stern, H. Fundamental concepts of language teaching / H. Stern. -Oxford: Oxford University press, 1983. 583 p.
  187. Spolsky, B. Conditions for second language learning / B. Spolsky. -Oxford: Oxford University Press, 1990. 272 p.
  188. Teaching English to children: From practice to principle / ed. by C. Brunfit, J. Moon. London: Harper Collins publications, 1991. — 309 p.
  189. Wilkins, D. A. Second language learning and teaching / D. A. Wilkins. -New York: Edward Arnold Ltd., 1974. 86 p.
Заполнить форму текущей работой