Исследовательская работа.
Использование моделей в работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие
Проанализировав предметно-развивающую среду в средней группе, было выявлено, что в группе имеются математический уголок, в котором сосредоточен следующий материал: демонстрационный и раздаточный, модели, дидактические предметы разной величины, развивающие игры. Исследовательская работа по проблеме роль моделирования в развитии временных представлений у детей с общим недоразвитием речи проводилась… Читать ещё >
Исследовательская работа. Использование моделей в работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и проведение констатирующего эксперимента
Исследовательская работа по проблеме роль моделирования в развитии временных представлений у детей с общим недоразвитием речи проводилась на базе дошкольного учреждения № 59 в средней группе № 10. Нами были использованы следующие методы:
- — изучение первоисточников,
- — беседы с воспитателями,
- — анкетирование воспитателей и родителей,
- — констатирующий,
- — формирующий,
- — контрольный эксперимент,
- — анализ продуктов детской деятельности.
Для исследования была определена экспериментальная группа в количестве пяти человек.
Исследовательская работа проходила в три этапа:
- 1 этап — констатирующий эксперимент.
- 2 этап — формирующий эксперимент.
- 3 этап — контрольный эксперимент.
С целью констатирующего эксперимента было выявление условий ДОУ для проведения исследовательской работы и диагностика уровня сформированности временных представлений у детей средней группы с ОНР.
Проанализировав предметно-развивающую среду в средней группе, было выявлено, что в группе имеются математический уголок, в котором сосредоточен следующий материал: демонстрационный и раздаточный, модели, дидактические предметы разной величины, развивающие игры.
Развивающая среда способствует развитию речи формированию всех психических процессов. Словарь детей обогащён математическими терминами: ближе, дальше, быстрее, медленнее, на рассвете, на конце, сумерки, рассвет. На занятиях воспитатели используют математический материал, который сосредоточен в методическом кабинете. Нами проанализированы планы воспитательной учётом возрастных особенностей и индивидуальности детей с ОНР. Воспитатели планируют работу по закреплению знаний по частям суток знакомство детей с частями суток.
Из беседы с воспитателями мы выяснили, что в воспитательном процессе изучению временных представлений уделяется должное внимание. Воспитатели проводят с детьми игровые упражнения:, Когда это бывает",, Назови соседей",, Части суток". Дети испытывают определённые трудности в определении частей суток, путают понятия вчера, сегодня, завтра.
В сентябре месяце была определена экспериментальная группа детей в количестве пяти детей. Все дети имеют речевое нарушение с диагнозом ФФНР и ОНР и имеют низкий уровень. Целью констатирующего эксперимента было выявление у детей знаний о временных представлениях. Нами была применена диагностика, разработанная В. Г. Шебеко.
Для определения уровней развития мы опирались на критерии, разработанные В. Г. Щебеко и Е. А. Колесниковой.
Показателями уровня развития детей явилась программа обучения и воспитания, в которой определены знания и умения, которыми должен овладевать ребёнок средней группы.
Детям предлагались картинки, на которых изображены разные части суток. Диагностика показала, что дети допускают ошибки при определении частей суток. Ваня и Настя затруднялись рассказать о собственной деятельности в разные части суток. Они не знают, что делают зарядку, чистят зубы утром, а ложатся спать вечером.
Дети не знают что обедают, ходят на прогулку, спят днём. Не имеют представления о последовательности частей суток. Егор и Денис хорошо ориентируются во времени, они знают о последовательности частей суток, хорошо различают вчера, сегодня, завтра. На основании диагностики нами был определён формирующий эксперимент.