Метод групповых оценок
Где Q — индекс групповой оценки характеристики; V — оценка в баллах отдельного ответа, но данному вопросу; — сумма баллов, полученная по данному вопросу в группе в целом; п — число ответивших на данный вопрос членов группы; — максимальный балл данной оценочной шкалы; Метод групповых оценок используется для получения показателей уровня развития отдельных качеств личности или педагогического… Читать ещё >
Метод групповых оценок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Метод групповых оценок используется для получения показателей уровня развития отдельных качеств личности или педагогического коллектива. Метод обладает определенными достоинствами, в частности:
- — позволяет увидеть профессиональную группу «изнутри» глазами членов этой группы;
- — при большом количестве оценок (свыше 20), полученных от членов группы, возможные случайности отдельных ответов стираются и в суммарных оценках проявляется определенная закономерность; математическая обработка оценок позволяет установить в достаточной степени достоверные и объективные сведения;
- — дает возможность сравнить данные, выраженные в единой системе коэффициентов, а также сравнивать разнородные и разные по величине профессиональные коллективы.
Для применения метода групповых оценок необходимо разработать в анкетах оценочные вопросы.
Например: «Оцените по пятибалльной системе, в какой степени развиты у членов вашего коллектива перечисленные ниже характеристики» .
Характеристики. | Оценки. | |||||
Умение взаимодействовать. | ||||||
Способность к сотрудничеству. | ||||||
Умение слушать. | ||||||
Взаимоуважение. | ||||||
Ответственность и др. |
Условные обозначения:
- 5 — развито очень сильно;
- 4 — развито сильно;
- 3 — развито средне;
- 2 — развито слабо;
- 1 — развито очень слабо;
- 0 — отсутствует.
После заполнения анкеты всеми членами группы общегрупповая оценка отдельной характеристики определяется по формуле:
где Q — индекс групповой оценки характеристики; V — оценка в баллах отдельного ответа, но данному вопросу; - сумма баллов, полученная по данному вопросу в группе в целом; п — число ответивших на данный вопрос членов группы; - максимальный балл данной оценочной шкалы;
- максимальное (идеальное) для данной группы количество баллов, принимаемое за единицу.
Индекс Q выражается в долях единицы с точностью до 0,01.
Естественно, что рекомендуемые методы и приемы анализа результатов исследования личности, взаимоотношений членов коллектива могут служить лишь одним из многих подходов и критериев объективности выбора (назначения) функциональных руководителей, например завуча, заведующего кафедрой на факультете или ответственного за аспирантуру на кафедре (общественное поручение).
Как известно, сбор, обработка и анализ собираемой информации, дающие возможность анализировать, оценивать и корректировать дальнейшую работу, составляют содержание технологии мониторинга. Базовой для этой технологии является система диагностики, для ее осуществления необходим выбор критериев (обобщенных показателей) и индикаторов. Критерий — это обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Он предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определить критериальные показатели. Например, образовательный критерий может включать следующие показатели:
- — качество подготовки обучаемых по ведущим предметам и направлениям (количество медалистов, победителей олимпиад, конкурсов, наличие грантов и др.);
- — количество обучаемых, вовлеченных в творческую и научно-исследовательскую деятельность;
- — глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью, уровень развития компетентностей и т. п.
В мониторинге также могут использоваться индикаторы, представляющие собой основные источники информации о состоянии исследуемого объекта и самого хода взаимодействия участников образовательного процесса. Например, индикаторы диагностики уровня развития поведенческой компетентности по умению работать в команде включают, на наш взгляд, следующие:
- — легко устанавливает контакты с другими людьми и использует навыки межличностного общения для достижения поставленных целей;
- — предлагает собственные идеи по поводу решения задачи;
- — проявляет интерес к точке зрения членов команды;
- — помогает группе достичь результата;
- — стремится к достижению консенсуса;
- — владеет интерактивными навыками;
- — готов активно поддерживать командные процессы;
- — может добровольно отказаться от использования своих преимуществ в пользу команды;
- — поддерживает благоприятную для творчества и сотрудничества атмосферу и климат в команде;
- — в случае возникновения конфликта стремится его разрешить и др.
Таким образом, учитывая специфику педагогики и психологии, относящихся к научным дисциплинам гуманитарного цикла, исследователь не должен забывать, что он остается ученым и поэтому обязан следовать определенной логике и придерживаться правил научного подхода, соблюдая при этом баланс между количественным и качественным в конкретном психолого-педагогическом исследовании.