Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Взаимодействие педагогов с учащимися, имеющими выраженные нарушения психологического учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также очень важно подчеркивать ценность собственного мнения детей, их право на точку зрения, отличную от мнения окружающих. Педагоги должны уметь проявлять внимание к мнению ребенка, касающемуся не только учебных предметов, но и интересов его самого. При этом необходимо замечать не только тех, кто высказывается без дополнительного побуждения, но и тех, кто держит свое мнение при себе. «Стоит… Читать ещё >

Взаимодействие педагогов с учащимися, имеющими выраженные нарушения психологического учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если понятие «индивидуализация обучения» знакомо педагогам и необходимость ее реализации декларируется на разных уровнях, то проблема необходимости учета педагогами особенностей психологического здоровья является совершенно новой. Поэтому работу по внедрению элементов учета нужно начать с постепенного введения педагогов в эту проблему. Это имеет смысл сделать либо на школьном педсовете, либо на специально организованном семинаре, причем так, чтобы педагоги действительно захотели этим заниматься.

Общая логика семинара, к примеру, может быть следующей. Для начала можно рассказать о том, как осуществляется развитие человека на разных этапах жизненного пути. До 20 лет оно идет синхронно календарному возрасту, т. е. физической эволюции человека, затем темпы его уменьшаются. 40 лет — точка расходящихся путей, когда начинается физическая инволюция, и развитие человека может начать вместе с ней инволюционировать, либо «разорвать» зависимость с физиологией и продолжить эволюционный процесс. От чего зависит выбор человеком своего пути? От его психологического здоровья. Далее, пользуясь материалами, приведенными в разд. I, нужно вернуться к ученику и доказать педагогам взаимосвязь психологического здоровья, физического здоровья, успеваемости и дисциплины. Только после этого можно рассказать им о вариантах нарушения психологического здоровья, предложить педагогам подобрать конкретные примеры из своей практики. Обычно они с удовольствием это делают.

Следующий этап работы с педагогами — это ознакомление их с результатами результатов диагностики и наблюдения за учениками, на основании которых в каждом классе выявляется группа риска — учащиеся с небольшими нарушениями психологического здоровья — и группа особого внимания — учащиеся с выраженными нарушениями психологического здоровья.

Для всех учащихся группы особого внимания заполняется карта нарушений психологического здоровья по следующей схеме (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Варианты нарушений психологического здоровья.

Фамилия и имя ученика

Защитная

агрессия

Страхи

Деструктивная агрессия

Социальные

страхи

Демон

стративная

агрессия

Страх самовыражения

Компен

саторная

агрессия

Страх

взросления

Петров Петя.

Иванов Саша.

Сидорова Наташа.

Кузнецова Аня.

Данная карта обеспечит понимание педагогами внутреннего мира учащихся, на основании которого педагог-профессионал может строить грамотное взаимодействие с классом.

Далее необходимо помочь педагогам организовать эффективное взаимодействие с детьми выделенной группы особого внимания. Для этого следует провести обучающий семинар, на котором рассказать о требуемой специфике взаимодействия. Для этого можно использовать материалы, представленные далее в этой главе. При этом удобно воспользоваться метафорой «психологической диеты», в которой выделим неспецифический и специфический компоненты. Под неспецифическим компонентом нужно понимать воздействие педагогов, направленное на повышение уровня психологического здоровья детей в целом. Специфический компонент соответствует конкретному нарушению психологического здоровья, имеющемуся у ребенка.

Рассмотрим содержательное наполнение этих компонентов, имея в виду педагогов. Начнем с неспецифического. Напомним, что психологическое здоровье можно рассматривать как систему, состоящую из трех основных компонентов: аксиологического, инструментального и потребностно-мотивационного. Соответственно этим компонентам можно определить основные направления воздействия педагогов содействие формированию: 1) умения любить себя и другого человека; 2) личностной рефлексии; 3) потребности в саморазвитии.

Как это можно сделать? Прежде всего, ребенок должен чувствовать себя принятым педагогом. Об этом уже говорилось ранее в отношении родителей. Добавим только, что важна не только объективная ситуация, т. е наличие реального принятия, но и субъективное видение ее ребенком. Имеется в виду, что педагогу нужно уметь довести до ребенка сознание того, что его принимают, для этого, по возможности, акцентировав внимание ребенка на тех позитивных качествах и поступках, которые педагог в нем замечает. К сожалению, традиции воспитания таковы, что взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на достоинствах. Многие психологи объясняют это тем, что у большинства взрослых существуют так называемые «запреты на поглаживания», т. е. трудности, а иногда невозможность продуцирования положительных оценок. Действительно, некоторые люди очень легко формулируют недостатки другого, но будут очень смущены, если ситуация вынудит их вслух называть его достоинства. Следствием этого является существенное преобладание негативной лексики над позитивной в активном словаре, а также неумение человека словами «погладить» кого-то.

Поэтому будет очень полезным применение педагогами так называемых воодушевляющих высказываний, описанных Е. В. Сидоренко[1]. Главная цель таких высказываний — построить такие отношения, в которых признаются и подкрепляются усилия ребенка, направленные на самопонимание и самоутверждение. Важно отметить, что при этом отсутствует оценка и общение строится не по типу «Родитель — Ребенок» (в понимании Э. Берна), а по типу «Взрослый — Взрослый», поэтому воодушевляющие высказывания ни в коем случае не должны являться похвалой, которая всегда имеет оценочный характер и производится из родительской позиции. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что сможешь сделать это», «Я вижу, как ты напряженно работаешь», «Когда ты об этом говоришь, создается впечатление, что тебе нравится работать над задачей», «Ты нашел способ сделать так, чтобы у тебя получалось задание» и т. п.

Также очень важно подчеркивать ценность собственного мнения детей, их право на точку зрения, отличную от мнения окружающих. Педагоги должны уметь проявлять внимание к мнению ребенка, касающемуся не только учебных предметов, но и интересов его самого. При этом необходимо замечать не только тех, кто высказывается без дополнительного побуждения, но и тех, кто держит свое мнение при себе. «Стоит подбодрить таких подростков: „Ты ничего не говоришь, но ведь и у тебя есть собственное мнение“. Подросток, к которому обращаются таким образом, убеждается, что его мнение тоже что-то значит для учителя»[2].

Итак, мы рассмотрели основы взаимодействия педагогов с детьми, направленного на сохранение психологического здоровья их в целом. Перейдем к обсуждению специфического воздействия в отношении детей, имеющих те или иные нарушения психологического здоровья.

  • [1] См.: Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004.
  • [2] Долъто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2009. С. 15.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой