Педагогический такт — необходимое условие успешного обучения и воспитания. Проявление педагогического такта означает установление правильных взаимоотношений преподавателя со студентом.
Основными признаками педагогического такта являются: требовательность, без грубости и мелочной придирчивости; естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; принципиальность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого; юмор и ирония, без насмешливости; требовательность, без подавления и унижения личности; обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях; выслушивание обучаемых, без выражения безразличия; серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности; умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива.
Объект исследования — деятельность руководителя творческого коллектива.
Предмет исследования — особенности педагогического такта и форм его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива.
Цель — изучить особенности педагогического такта и форм его проявления в деятельности руководителя творческого коллектива.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- — рассмотреть сущность процесса общения;
- — проанализировать этику человеческих контактов, симпатию в общении;
- — изучить понятие и основные составляющие педагогического такта;
- — выявить основные признаки и элементы педагогического такта;
- — рассмотреть стиль общения педагога как выражение педагогического такта.