Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
Диссертация
В результате анализа литературных данных и изучения опыта логопедической работы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между: возросшими потребностями общества в становлении социально адаптированной личности ребенка с нарушением интеллекта и недостаточной нацеленностью логопедических мероприятий на формирование коммуникативных умений и навыков у детей данной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
- 1. 1. Проблема коммуникации в современной отечественной и зарубежной литературе
- 1. 2. Характеристика коммуникативных умений и навыков
- 1. 3. Становление и развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе
- 1. 4. Особенности коммуникативного развития умственно отсталых младших школьников
- Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
- 2. 1. Теоретическая и организационная база исследования
- 2. 2. Состояние речевых, языковых средств, коммуникативных умений и навыков у умственно отсталых младших школьников
- Глава 3. Логопедическая работа по формированию коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
- 3. 1. Теоретическое обоснование и принципы формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
- 3. 2. Содержание логопедической работы по формированию коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
- 3. 3. Анализ результатов логопедической работы по форми-' рованию коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта
Список литературы
- Августова, Р. Т. Говори! Ты это можешь : книга для родителей / Р. Т. Августова. М.: Олимп, 2002. — 297 с.
- Агавелян, О. К. Общение детей с нарушением умственного развития : Автореф. дис.. д — ра психол. наук: 19.00.10 / Агавелян Оганес Карапетович. М., 1979. — 34 с.
- Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография. / О. К. Агавнелян, Р. О. Агавелян. Новосибирск: Изд — во НИПКиПРО, 2004.-412 с.
- Азбука общения / сост. Е. В. Ефимова — под общ. ред. Н. Н. Луковниковой. -Н. Новгород.: ООО «Педагогические технологии», 2007. 64 с.
- Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. М.: Владос, 1999. — 320 с.
- Аксенова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 — 4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. — М.: Владос, 1991.- 175с.
- Аксенова, А. К. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская // Дефектология. -1987. № 6. — С. 32−37.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. — М: Издат. центр «Академия», 2002. 208 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л., 1968. — 338с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 363 с.
- Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко — под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. 264 с.
- Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : Развитие диалогического общения детей: методическое пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика -Синтез, 2004. 128 с.
- Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д. И. Аугене // Дефектология. 1987. -№ 4.- С.76−80.
- Ахутина, Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. М.: Изд — во МГПУ, 1989. — 215 с.
- Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989.-561с.
- Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1985.-425 с.
- Баев, Б. Ф. Коммуникативные функции монолога младших школьников / Б. Ф. Баев, Н. А. Головань // Общение как предмет теоретических и практических исследований: Тез. конф. — Л., 1973. — С14 — 22.
- Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. СПб.: Союз, 2001- 316 с.
- Баряева, Л. Б. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития / Л. Б. Баряева, А. П. Зарин. СПб.: Союз, 2001.-414 с.
- Баряева, JI. Б. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии / Л. Б. Баряева, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. П. Зарин. СПб.: Союз, 2001.-309 с.
- Баряева, Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. СПб.: Союз, 2004. — 44 с.
- Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -176с.
- Батаршев, А. В. Психология личности и общения / А. В. Батаршев. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 248 с.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Педагогика, 1986. -296с.
- Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И. М. Бгажнокова. М.: Педагогика, 1987. — 162 с.
- Бейтс, Е. Интенции, конвенции и символы / Е. Бейтс // Психолингвистика. Сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. М.: Пресс, 1984. — С. 50 — 103.
- Беляева, А. В. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения / А. В. Беляева, С. Майклз // Психологические исследования общения / отв. ред. Б. Ф. Ломов.-М.: Наука, 1985. С. 218 — 230.
- Белякова, А. Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью : Дисс.. канд. пед. наук. -Калуга, 2003.- 167 с.
- Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов / Л. И. Белякова // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Московский психолого -социальный институт, 2001. — С. 7 — 14.
- Белянин, В. П. Психолингвистика : учебник / В. П. Белянин. — М.: Флинта: Московский психолого — социальный ин — т, 2003. — 232 с.
- Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений : Избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн — под ред. В. П. Зинченко. М.: Ин — т практ. психол., 1997. — 608 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. 190 с.
- Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. — Екатеринбург, 1997. — 190 с.
- Бодалев, А. А. Личность и общение. Избранные труды / А. А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
- Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. — М.: Ин — т практической психологии, 1996. 256 с.
- Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком /А. А. Бодалев. -М.: Педагогика, 1982. 198 с.
- Божович, JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Педагогика, 1968. 435 с.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — М.: Изд.— во «Институт практической психологии» — Воронеж.: НПО «Модек», 1995.-325 с.
- Бойков, Д. И. Как развить навыки общения у ребенка. Методические рекомендации по развитию у детей познавательно личностного отношения в общении / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. — СПб.: Лен. обл. ин-т усов. учит., 1995. — 48 с.
- Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии : коммуникативная дифференциация личности: учебно методическое пособие / Д. И. Бойков.- СПб.: Каро, 2005. 288 с.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко.- М.: Просвещение, 1985. 176 с.
- Брудный, А. А. Сознание и общение / А. А. Брудный. — Фрунзе: Илим, 1968.-96 с.
- Брунер, Дж. С. Онтогенез речевых актов / Дж. С. Брунер // Психолингвистика. Сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. М.: Пресс, 1984.-С. 21−46.
- Буева, JL П. Человек: Деятельность и общение / JI. П. Буева. — М.: Мысль, 1978.-325с.
- Введенская, JI. А. Русский язык и культура речи / JI. А. Введенская, JL Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 544 с.
- Возрастная психолингвистика: Хрестоматия: учебное пособие / сост. К. Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004. — 330с.
- Войкунский, А. Я говорю, мы говорим. / А. Войкунский. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 269 с.
- Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Педагогика, 1996. — 103 с.
- Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методич. пособие / Г. А. Волкова СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 — 144с.
- Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. — М.: Астрель, 2007. 158 с.
- Выготский, J1. С. Вопросы детской психологии / JI. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997.-224 с.
- Выготский, J1. С. Мышление и речь: Психологические исследования /Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. — 414 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М.: Смысл и др. ., 2004. 512 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3.: Проблемы развития психики. / Л. С. Выготский — под ред. А. М. Матюшкина. — 368 с.
- Выготский, JI. С. Собрание сочинений : в 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т 5: Основы дефектологии / Л. С. Выготский — гл. ред. А. В. Запорожец — 369 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика. 1991.-425 с.
- Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1995. — 527с.
- Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников : кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. М.: Просвещение, 1985. — 72 с.
- Галигузова, Л. Н. Ступени общения : от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. М.: Просвещение, 1992. — 142 с.
- Галигузова, Л. Н. Развитие потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте / Л. Н. Галигузова // Новые исследования в психологии. — 1978. — № 2 (19). — С. 60−64.
- Гаркуша, Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина // Логопед. 2004. — № 2.-С. 22−28.
- Гаурилюс, А. И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем социальном окружении у учащихся начальных классов вспомогательной школы / А. И. Гаурилюс // Дефектология. 1995. — № 2. — С. 27−31.
- Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — СПб.: Детство-пресс, 2007. 472 с.
- Глозман, Ж. М. Общение и здоровье личности : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Ж. М. Глозман. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
- Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. М.: АРКТИ, 2004. — 168 с.
- Гнездилов, М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. М.: Педагогика. 1965. — 195 с.
- Гнездилов, М. Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников / М. Ф. Гнездилов. М.: Педагогика 1947. — 135 с.
- Головина, Ж. Н. Некоторые особенности общения со взрослым детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития /Ж. Н. Головина // Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков: Сб. ст. Иркутск, 1989. — С. 8 — 13.
- Горелов, И. Н. Безмолвной мысли знак : Рассказы о невербальной коммуникации / И. Н. Горелов, В. Ф. Енгалычев. М.: Молодая гвардия, 1991.-238 с.
- Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. — М.: Наука, 1980. 104 с.
- Горелов, И. Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. -М.: Наука, 2001.-303 с.
- Грайс, Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Москва, 1985. — Вып.16. — С. 5 — 13.
- Грачева, Е. И. Воспитание и обучение глубоко-отсталого ребенка. 35-летний опыт работы с дефективными детьми / Е. И. Грачева. — М. — JL: Учпедгиз, 1932. 87 с.
- Гребеньков, Н. Н. Компьютерная экспресс-психодиагностика личности и коллектива школьников : учеб. пособие. / Н. Н. Гребеньков, А. В. Корнев, С. В. Сарычев, А. С. Чернышев. — М.: Педагогическое общество России, 2003.-144 с.
- Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. — 1995. № 6. — С. 7 — 16.
- Грибова, О. Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования / О. Е. Грибова // Дефектология. — 2004. — № 2.-С. 14−20.
- Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие / О. Е. Грибова. М.: Айрис — пресс, 2005. — 96 с.
- Григорьева, С. А. Словарь языка русских жестов / С. А. Григорьева, Н. В. Григорьев, Г. Е. Крейндлин М.- Вена, 2001. — 426 с.
- Гринфилд, П. М. Информативность, пресуппозиция и семантический выбор в однословных высказываниях / П. М. Гринфилд // Психолингвистика: сб. статей / сост. А. М. Шахнарович. — М.: Пресс, 1984.-С. 208−219.
- Гриншпун, Б. М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б. М. Гриншпун, В. И. Селисерстов // Дефектология. — 1988. — № 3. — С. 80 -84.
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4−6 лет: пособие для практических работников детских садов / сост И. А. Пазухина. СПб.: Детство-пресс, 2004. — 272 с.
- Дейк, Т. А. Ван Язык. Познание. Коммуникация / Т. А. Ван Дейк. М.: Наука. 1989.-324 с.
- Дефектология. Словарь-справочник / авт. — сост. С. С. Степанов — под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Новая школа, 1996. 80с.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций / сост. Р. И. Лалаева — под общ. ред. С. Д. Ермолаева. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 240 с.
- Дмитриев, А. Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения : Дис. д-ра пед. наук. — М., 1978. — 381 с.
- Дмитриева, Е. Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза : монография. — Н. Новгород, 2004. 259 с.
- Дмитриева, Е. Е. Проблемные дети. Развитие через общение: пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей / Е. Е. Дмитриева. М.: Аркти, 2005. — 68 с.
- Дмитриева, Л. И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (начальные классы): учебное пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 128 с.
- Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения /1. A. Б. Добрович. М., 1987.
- Добрович, А. Б. Общение: Наука и искусство / А. Б. Добрович. М.: Педагогика, 1980. — 133 с.
- Долгих, Л. Ю. Влияние коммуникативной ситуации на мотивацию речепорождения младших школьников с умственной отсталостью : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.10 / Долгих Лада Юрьевна — Моск. псих —пед. ун-т —М, 2003. — 18 с.
- Дридзе, Т. М. Психология общения : учебное пособие / Т. М. Дридзе,
- B. Э. Реньге. Рига, 1979. — 66 с.
- Ерастов, Н. П. Психология общения : пособие для студентов психологов / Н. П. Ерастов. — Ярославль, 1979. 96 с.
- Жарснкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Изд—во Академии пед. наук РСФСР, 1961. С. 103 — 111.
- Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей / Н. И. Жинкин // Советская педагогика. — 1954. № 6. — С. 79 — 94.
- Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370 с.
- Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. — М.: Наука, 1982.- 159 с.
- Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество /Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1998. — 368 с.
- Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Литур, 2004. — 320 с.
- Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002. 176 с.
- Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. М.: Академия, 2000. — 200 с.
- Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. — М.: Московский психолого социальный ин-т и др. ., 2001. — 432 с.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Наука. 1999.-383с.
- Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на английском языке / И. А. Зимняя. — М.: Педагогика, 1978. 159 с.
- Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. М.: Педагогика, 1989.-222 с.
- Золотнякова, А. С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты / А. С. Золотнякова — Рост. гос. ун-т. — Ростов-на-Дону, 1976.- 146с.
- Игнатьева, С. А. Коммуникативная культура учителя — логопеда : учеб. пособие/ С. А. Игнатьева — Курский гос. ун-т. — Курск, 2004.
- Игнатьева, С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. -М.: Владос, 2004. 304 с.
- Игры в логопедической работе с детьми / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1987. 142 с.
- Ильина, С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентированной модели обучения русскому языку / С. Ю. Ильина // Дефектология. 2003. — № 5 — С. 58 — 63.
- Ильина, С. Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых-девятых классов: Теоретико-экспериментальное исследование / С. Ю Ильина. СПб.: КАРО, 2005. — 240 с.
- Илюк, Б. А. Роль речевых способностей в общении / Б. А. Илюк // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований / Ленингр. гос ун-т. Л., 1973.-С. 71−72.
- Каган, М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319с.
- Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие. — М.: Педагогика, 1999.-496 с.
- Капитовская, О. А. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями : пособие для логопедов и воспитателей / О. А. Капитовская, М. Г. Плохотнюк. СПб.: Каро, 2005. — 64 с.
- Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика /А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Владос, 1998. — 208 с.
- Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. М.: Владос, 2001. — 224 с.
- Кириллова, Е. В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.03 / Кириллова Елена Владимировна. М., 2001. — 202 с.
- Клюев, Е. В. Речевая коммуникация : учеб. пособие для ун-тов и ин-тов. -М.: Рипол Классик, 2002. 320 с.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. М.: МарТ, 2005. — 448 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. М.: Академия, 2000. — 176с.
- Козырева, JI. М. Говорю красиво и правильно : Развитие речи у детей от рождения до 5 лет / JI. М. Козырева. — Екатеринбург.: Фактория, 2005. — 224 с.
- Коломинский, Н. JL Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н. JT. Коломинский. Киев. 1978. — 87 с.
- Коломинский, Я. JI. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. JT. Коломинский. Минск.: Изд-во БГУ 1976. — 217 с.
- Колшанский, Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. М.: Педагогика, 1984. — 175 с.
- Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. — М.: Сов. Россия, 1979.- 192 с.
- Комарова, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями / С. В. Комарова // Логопед. — 2004.-№ 2.-С. 76−82.
- Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5−9 лет / С. В. Коноваленко. М.: Эксмо, 2004. 240 с.
- Коробкова, О. Ф. Формирование навыка использования этикетных единиц в речи учащихся младших классов вспомогательной школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.03.- Екатеринбург, 1998.-253 с.
- Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л. Л. Носковой. — М.: Педагогика, 1983. — 176 с.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: Ростинтэр, 1996. — 704 с.
- Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. — М.: Педагогика, 1991. — 162 с.
- Красных, В. В.Основы психолингвистики и теории коммуникации / В. В. Красных. М.: Наука, 2001. — 270 с.
- Краткий психологический словарь / под ред. А В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1985. — 431 с.
- Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Кузьменкова, Н. Ю. Формирование коммуникативной способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредствомобучения речевому этикету: дис. канд. пед. наук: 13.00.03. — Архангельск, 2006.-200 с.
- Куницина, В. Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. СПб.: Питер, 2002. -544 с.
- Лабунская, В. А. Экспрессия человека : Общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. — Ростов н / Д.: Феникс, 1999. 608 с.
- Лабунская, В. А. Невербальная поведение (социально перцептивный подход) / В. А. Лабунская — РГУ. — Ростов н / Д, 1986. — 136 с.
- Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д Бреус. — М.: Академия, 2001. — 288 с.
- Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения : учеб. пособие / Т. А. Ладыженская. М.: Педагогика, 1998. — 136 с.
- Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. М.: Владос. 1999. — 221 с.
- Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. М.: Педагогика, 1985. — 234 с.
- Леонтьев, А. А. Общение как объект психологического исследования / А. А. Леонтьев // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.-С. 105−123.
- Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Леонтьев. -4-е изд., испр. —М.: Смысл: Академия, 2005. 288 с.
- Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1973.-368 с.
- Леонтьев, А. А. Психология общения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Леонтьев. 3-е изд-е. — М.: Смысл и др. ., 2005. — 386 с.
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1979.-45 с.
- Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд., стереотип. М.: Смысл, 2005. — 352 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. -М. :МГУ, 1981.-584 с.
- Лепская, Н. И. Онтогенез речевой коммуникации : автореф. дисс.. д-ра филол. наук / Лепская Н. И. — М., 1989.-34 с.
- Лепская, Н. И. Онтогенез речевой коммуникации: Дис. докт. пед. наук М. / Н. И. Лепская, М., 1989. — 300 с.
- Лепская, Н. И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н. И. Лепская. М.: МГУ, 1997. — 151 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь — М.: Сов. энциклопедия, 1990.-686 с.
- Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина — под ред. А. Г. Рузской. — М.: Институт практической психологии и др. ., 1997. -384 с.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 144с.
- Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод, рекомендаций / сост. Л. В. Лопатина — под общ. ред. Т. В. Губернской. СПб. — Москва: САГА: ФОРУМ, 2006. — 272 с.
- Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред.
- JI. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 1998. — 680 с.
- Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида / Б. Ф. Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С. 64−93.
- Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов // Проблема общения в психологии. — М.: Наука, 1981. — С. 3 — 23.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов, Б. Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф- Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 124 — 135.
- Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий У детей / В. И. Лубовский. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
- Лубовский, В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6.- С. 15−19.
- Лубовский, В. И. Динамика развития детей-олигофренов / В. И. Лубовский, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1963. — 223 с.
- Лукьяненко, Т. И. Структура коммуникативных умений учителя и психологические условия их формирования : Дисс.. канд. психол. наук / Лукьяненко Т. И. М., 1991. — 215 с.
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. 3-е изд., — М.: Академия, 2004. — 384 с.
- Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики // Иисъ-ъло и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2002. -С. 78−320.
- Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. -М.: Педагогика, 1956. 94 с.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия — под ред. Е. Д. Хомской. — 2-е изд., М.: Изд-во МГУ, 1998. — 336 с.
- Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 248 с.
- Максимова, А. А. Учим общаться детей 6−10 лет : методическое пособие /А. А. Максимова. М.: Сфера, 2005. — 78 с.
- Малофеев, Н. Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 2001. — № 5. — С. 3 — 11.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2006. — 400 с.
- Маркова, А. К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. М.: Педагогика, 1984. — 240 с.
- Махова, В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе / В. М. Махова // Дефектология. — 2000. — № 6.- С. 9−14.
- Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности /В. С. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. 187 с.
- Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. М.: Аркти, 2003. — 240 с.
- Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М. Наука, 1984. — 112с.
- Мудрик, А.В. Формирование личности школьника в процессе общения /А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1987. — 21 с.
- Мунирова, Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры : Автореф. дис.. канд. пед. наук Мунирова Л. Р. М., 1992. — 20 с.
- Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1985.-272 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М.: Академия, 1998.-283 с.
- Мясищев, В. Н. Психология отношений : под ред. А. А. Бодалева / В. Н. Мясищев. — М.: Институт практической психологии — Воронеж: НПО «Модекс», 1995.- 356 с.
- Назамбаева, Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Назамбаева. Алма-Ата, 1985. — 125 с.
- Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 688с.
- Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д. А. Новиков. — М.: МЗ — Пресс, 2004. — 67 с.
- Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / под ред. М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. -207 с.
- Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. / под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2005. — 480 с.
- Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. — 363 с.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. М. Педагогика, 1965. — 340 с.
- Охотникова, В. В. Развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в высших учебных заведениях : Дисс.. канд. пед. наук / Охотникова В. В. — Омск, 2000. 154 с.
- Павлов, И. В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия / И. В. Павлов.- СПб.: Речь — М.: Сфера, 2008. 87 с.
- Павлова, Н. В. Формирование функционально-семантической стороны качественной лексики младших школьников с нарушениями интеллекта : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Павлова Н. В. М., 2002. — 23 с.
- Павлова, О. С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.03 / Павлова Ольга Сергеевна — Московск. пед. ун-т. -М., 1998.-190 с.
- Панферов, В. Н. Психология общения // Вопр. философии. 1971. — № 7. -С. 126−134.
- Панфилова, М. А. Игротерапия общения : Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М. А. Панфилова. М.: Гном и Д, 2002. — 160 с.
- Парыгин, Б. Ф. Анатомия общения / Б. Ф. Парыгин. СПб.: Изд — во Михайлова В. А., 1999. — 301 с.
- Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин.- М.: Педагогика, 1971.-351 с.
- Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова — М.: Академия, 2002. 160 с.
- Петрова, В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. М.: Педагогика, 1977. — 200 с.
- Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А. В. Петровский- М.: Педагогика, 1982. 214 с.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже — нов. ред. перевода Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова — СПб.: Союз, 1997. 256 с.
- Пилипко, Н. В. Приглашение в мир общения. / Н. В. Пилипко. М.: УЦ «Перспектива», 1999.- 101с.-
- Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий : учеб. пособие для инж.-пед. работников профтехобразования / К. К. Платонов. -М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
- Платонов, К. К. Система психологии и теория отражения / К. К. Платонов. — М.: Наука, 1982.-245 с.
- Подласный, И. П. Педагогика : Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. — М.: Владос, 1999. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения — 576 с.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова М.: Владос, 1997. — 400 с.
- Правдина, О. В. Логопедия.: учеб. пособие для дефектол. фак. пед. ин -тов / О. В. Правдина. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / под ред. О. С. Ушаковой. Изд.-во Института Психотерапии. М., 2003. — 240 с.
- Проблема общения в психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Просвещение, 1981. — 277 с.
- Проблемы современного человекознания / под ред. Б. Г. Ананьева. — М.: Ин-т психологии АН СССР, 1997. 380 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / под ред. И. М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2003. — 295 с.
- Программы для 0-IV классов школы VTII вида (для детей с нарушениями интеллекта) / под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: Просвещение, 1997. — 228
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1−4 классы / под ред. В. В. Воронковой. — М.: Просвещение, 2004. 191 с.
- Проняева, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста : дис. канд. пед. наук: 13. 00.07 / Проняева Светлана Владимировна. — Екатеринбург, 1999. — 194 с.
- Психолингвистика / под ред. А. М. Шахнарович. — М.: Просвещение, 1984. -366 с.
- Психолингвистика и обучение иностранцев русскому языку: сб. статей / под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 232 с.
- Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Просвещение, 1996. 362 с.
- Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2001.-384 с.
- Психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2- е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. — под ред. Е. А. Стребелевой. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. Рузской А. Г. -М.: Педагогика, 1989.-216 с.
- Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Разуван, Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы (на материале социально-бытовой ориентировки): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / РазуванЕ. И.-М., 1988. 17с.
- Разуван, Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы / Е. И. Разуван // Дефектология. -1989.-№ 3.-С. 36−40.
- Репина, 3. А. Нейролингвистическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи / 3. А. Репина. Пермь: филиал МОСУ, 2002. — 160 с.
- Репина, 3. А. Поле речевых чудес: учебное пособие / 3. А. Репина, Т. В. Васильева, А. Д. Ведерникова, В. Б. Горская, В. Н. Пискунова. — Екатеринбург: УИФ «Наука», 1996. 180 с.
- Рогов, Е.И. Психология общения / Е. И. Рогов. -М.: Педагогика, 1997. —335
- Романюта, В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: метод, пособие для учителей нач. школы, психологов, воспитателей и родителей. — 2-е изд., испр. и доп. / В. Н. Романова. — М.: Аркти, 2004. — 64 с.
- Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи : практический курс / Е. Н. Российская, JI. А. Гаранина. — М.: Аркти, 2003. — 104 с.
- Рояк, А. А. Детские конфликты // Дошкольное воспитание. 1977. — № 4. — С. 13−21- -№ 5.- С. 10—14.
- Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. М.: Просвещение, 1979. — 192 с.
- Рубинштейн, С. JI. Проблемы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Рубиштейн, С. J1. Основы общей психологии / С. JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999.-720 с.
- Рыданова И. И. Основы педагогики общения / И. И Рыданова. — Минск: Беларусская навука, 1998. 319с.
- Савина, Е. А. Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи / Е. А. Савина // Логопед. 2004. -№ 3.~ С. 24−32.
- Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов. — М.: Владос, 1994.-344 с.
- Семенака, С. И. Уроки добра : Коррекционно-развивающая программа для детей 5−7 лет / С. И. Семенака. — 4-е изд., испр. и доп.- М.: Аркти, 2005. -80 с.
- Семечкин, Н. И. Социальная психология : учебник для вузов / Н. И. Семечкин. СПб.: Питер, 2004. — 376 с.
- Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Педагогика, 1995. — 383 с.
- Словарь иностранных слов. — 10-е изд-е, стереотип. М.: Русский язык, 1983.-608с.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: Хорвест, 1998. 800 с.
- Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Владос, 2003.-160 с.
- Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учебное пособие /Е. О. Смирнова. — М.: Академия, 2000. 151 с.
- Соболева, Е. В. Оптимизация умений и навыков невербальной коммуникации у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Е. В. Соболева // Логопедия. 2006. — № 4 (14). — С. 39 — 45.
- Соковнин, В. Н. О природе человеческого общения : опыт философского анализа / В. Н. Соковнин. — Фрунзе: Мектеп, 1973. 116с.
- Соколова, Н. Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре / Н. Д. Соколова // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста М., 1982. — С. 56 — 66.
- Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. — Ростов н / Д: Феникс, 2004.-384 с.
- Соловьева, JI. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / JI. Г. Соловьева // Дефектология. — 1996. — № 1.-С. 62−66.
- Соловьева, JI. Г. Сюжетно — ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни : Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.03. -М., 1998. — 199 с.
- Соловьева, JI. Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности / JI. Г. Соловьева // Дефектология. 1996. — № 6. — С. 67−71.
- Сорокина, Н. В. Организация речевого общения дошкольников с нарушениями интеллекта на занятиях по развитию речи / Н. В. Сорокина // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 63 — 65.
- Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2002. 312 с.
- Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / под ред. Н. М. Назаровой. — 3-е изд., испр. М.: Академия, 2004. — 400 с.
- Стеганцева, Т. А. Методы организации и проведения психолого— педагогического исследования : пособие для студентов и аспирантов / Т. А. Стеганцева, И. А. Аликин, А. А. Толмачев. — Красноярск: РИО КГПУ, 2001.-96 с.
- Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : кн. для педагога — дефектолога / Е. А. Стребелева. М.: Владос, 2001.- 184 с.
- Стренина, Т. 3. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушением умственного развития / Т. 3. Стернина // Дефектология. 1988. — №3. — С. 8−15 .
- Урунтаева, Г. А., Практикум по детской психологии : пособие для студентов пед. вузов / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
- Усанова, О. Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей / О. Н. Усанова. М,: Педагогика, 1990. — 195 с.
- Усольцева, Н. К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Усольцева Нина Константиновна М, 1996. — 19 с.
- Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова М.: Изд.-во Института Психотерапии, 2001. — 240 с.
- Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектология. 2004. — № 5. — С. 5 — 15.
- Ушакова, Т. Н. Речь человека в общении / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. -М.: Наука, 1989. 192 с.
- Фадеева, Е. И. Лабиринты общения : учебно-методическое пособие / Е. И. Фадеева. М.: ЦГЛ, 2003. — 96 с.
- Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.03 / Федосеева Елена Геннадьевна — М., 1999. — 191с.
- Филиппова, Ю. В. Общение. Дети от рождения до 5 лет /Ю. В. Филиппова. -Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 176с.
- Философский энциклопедический словарь / Редколлегия: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1981.- 815с.
- Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения : Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада / М. Ф. Фомичева. 4-е изд. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 320 с.
- Фопель, К. Чтобы дети были счастливы : Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста / пер. с нем. М. Поляковой. — М.: Генезис, 2005. 255 с.
- Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 176 с.
- Фотекова, Т. А. Тестовая методика изучения устной речи младших школьников : метод, пособие. / Т. А. Фотекова. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 96 с.
- Халилова, J1. Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом / JL Б. Халилова // Дефектология. — 1990.-№ 1.-С. 53−59
- Худенко, Е. Д. Система поэтапного формирования и коррекции фонетико — фонематического восприятия у детей с проблемами в развитии / Е. Д. Худенко, Е. В. Кириллова // Развитие и коррекция. — 1999. Выпуск 6.-С. 27−31.
- Цветкова, J1. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / J1. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина и др. — под ред. JI. С. Цветковой. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.-272 с.
- Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение : учеб. пособие / Л. С. Цветкова — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 148 с.
- Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. — 4-е изд., исправ. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 96 с.
- Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок : Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. — М.: Владос, 2000. — 240 с.
- Чаплинская, С. И. Речевая деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития, дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Чаплинская Светлана Ивановна. — М., 2003.-196с.
- Чевелева, Н. А. Развитие речи детей в процессе ручной деятельности // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — С. 127−137.
- Чернышева, Е. А. Коррекционно —педагогическая работа по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития : дисс.. канд. пед. наук. — М., 2001. — 199 с.
- Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г. В. Чиркина. М.: Педагогика, 1969. — 120 с.
- Чудинова, Л. М. Приемы активизации речи у алаликов / Л. М. Чудинова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — С. 112 — 130.
- Шаповалова, О. Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната / О. Е. Шаповалова // Дефектология — 1995. № 2. — С. 22 — 26.
- Шахнарович, А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика / А. М. Шахнарович. — М.: ИЯЗ. 1999. — 165 с.
- Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза детской речи) / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. М.: Наука, 1990. — 168 с.
- Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002. — 496 с.
- Шипицына, Л. М. Основы коммуникации: Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына, А. П. Воронова, О. В. Защиринская, Т. А. Нилова. — СПб.: Образование, 1993. 128 с.
- Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. М. Шипицына. — СПб.: Союз, 2004. 336 с.
- Шипицына, Л. М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л. М. Шипицына, Е. С. Иванов, Л. А. Данилова и др. СПб.: Образование, 1995. — 80 с.
- Ширшов, В. Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института : автореф. дис.. канд.пед. наук. Челябинск, 1985. — 18 с.
- Школьникова, Н. Н. Система развития коммуникативного поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности : автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1993. -15 с.
- Шпек, О. Люди с умственной отсталостью : Обучение и воспитание / О. Шпек — пер. с нем. А. П. Голубева. — М.: Академия, 2003. — 432 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1989. 328 с.
- Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1971. — № 4. — С. 6−20.
- Юрова, Р. А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушением интеллектуального развития / Р. А. Юрова. М.: В. Секачев, 2005. — 64 с.
- Bowlby, J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development / J. Bowlby. New York: Basic Books, 1988. — 273 p.
- Day, K. A. Mental Handicap and Community Care / К A. Day // British J. of Hospital Medicine. 1988. V.40, 24.
- Hegarty, S. Educating children and young people with disabilities: principles and the review of practice / S. Hegarty. Paris: UNESCO, 1993.-312 p.
- Osgood Ch. E. Exploration in semantic space: A personal diary// J. Social Issues, 1971. Vol.27, N4. — P.5−64
- Residential Special Education. Living and Learning In a Special School / T. Cole. Philadelphia: Milton Keynes, 1986. 203p.
- Robinson, N. M. The mentally retarded child / N. M. Robinson, H. B. Robinson // A Psychological Approach. New York, 1976. — P. 336 — 386.
- Rondal, J. A. Language in Mental Retardation / J. A. Rondal, S. Edwards. San Diego: Singular Publishing Group, Inc, 1997. — 112p.
- The education of children with severe learning difficulties: Bridging the gap between theory and practice / Ed. By J. Coupe, J. Porter. London: Croom Helm, 1986.-P. 87- 100.
- Wales R. J., Marshall J. C. The organization of linguistic performance / R.J.Wales, J.C.Marshall // Psycholinguistics papers /Eds. J. Lyon, R. J Wales. Edinburgh: Univ. Press, 1966. — P.27−95