Исследование по изучению процесса коллективообразования проводилось на базе МОУ СОШ № 11 города Архангельска среди учащихся четвёртого класса в количестве 16 мальчиков и 11 девочек.
В ходе исследования нами была использована методика социально-психологической самоаттестации коллектива.
Сначала мы подсчитали средние оценки класса по каждому из 70 рабочих суждений, они равны 4,0 баллам. Затем определили средние оценки этой же группы по семи перечисленным выше видам отношений. Результаты таковы: ответственность — 4,1 балла; коллективизм — 3,7 балла; сплоченность — 3,4 балла; контактность — 3,6 балла; открытость — 2,7 балла; организованность — 2,8 балла; информированность — 4,4 балла. И, наконец, общая средняя оценка уровня развития группы как коллектива — 3,5 балла.
Решение вопроса о том, на каком уровне развития находится данная группа как коллектив, принимается на основании ее общей оценки, которая размещена в центре рельефа. Для вывода об этом пользуются следующей шкалой:
свыше 5,0 баллов — группа очень высокоразвитая как коллектив, от 4,5 до 4,9 балла — группа высокоразвитая как коллектив, от 4,0 до 4,4 балла — группа среднеразвитая как коллектив, от 3,5 до 3,9 балла — группа слаборазвитая как коллектив меньше 3,5 балла — группа неразвитая как коллектив.
Вывод — группа слаборазвитая как коллектив.